Учебник для 10 класса

География

       

§ 2. Как и где формируются этносы как главные носители культуры?

Теория этногенеза Л. Н. Гумилёва. Л. Н. Гумилёв считал, что носителями культуры являются этносы — устойчивые сложившиеся коллективы людей, противопоставляющие себя всем прочим аналогичным коллективам (эллины — варварам; китайцы — людям Срединного царства и ху — варварской периферии, в том числе и русским; арабы — нечестивым, православные — нехристям, причём к последним относились и католики). Все эти коллективы различаются по языку, иногда — по системе идеологии, по происхождению и, главное, — по исторической судьбе.

Каждый этнос имеет свои неповторимые стереотипы и нормы поведения, которые негласно существуют во всех областях жизни и быта. Соприкасаясь с другой нормой поведения в другом этносе, люди удивляются «чудачествам» другого народа. Например, арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам, а крестоносцы — многоженство. Такой деликатес корейской кухни, как мясо собак, приводит в изумление другие народы.

Из нескольких этносов, возникших в определённом регионе и взаимосвязанных экономически, политически и идеологически, формируются суперэтносы (мусульманский, латиноамериканский и др.).

Где и почему возникают этносы? Этногенез — процесс становления этноса от момента возникновения до исчезновения. Становление новых этносов приурочено к регионам стыка двух и более различных ландшафтов, т. е. географическая среда является благоприятным условием для этногенеза, но не является его причиной. Так, основные процессы этногенеза в Евразии возникали при сочетании горного и степного ландшафтов (на востоке), лесного и лугового (на западе — поляны в Волго-Окском междуречье), степного и оазисного (на юге — Крым, Средняя Азия), лесотундры и тундры (на севере). Народы же, населяющие однотипные ландшафты, например степи (саки, печенеги, кыпчаки), и в этническом, и в социальном плане стабильны. На Ближнем Востоке (в Леванте) при сочетании гор, моря, пустынь и речных долин новые этнические комбинации возникали достаточно часто.

В истории известно два случая, когда море являлось составной частью места развития этносов: это культуры на берегах Ледовитого океана (эскимосы) и в Полинезии.

Монотонный однородный ландшафтный ареал стабилизирует обитающие на нём этносы, разнородный — стимулирует изменения, ведущие к появлению новых этнических образований.

Лев Николаевич Гумилев

    Лев Гумилёв — сын поэтов Николая Гумилёва и Анны Ахматовой, историк, географ, тюрколог и этнолог, автор теории этногенеза. Л. Н. Гумилёв прожил яркую и типичную для интеллигенции нашей страны жизнь. Он родился в Царском Селе 1 октября 1912 года. В 1930— 1934 гг. работал в экспедициях в Саянах, на Памире и в Крыму. С 1934 г. учился на историческом факультете Ленинградского университета. В 1935 г. исключён из университета и арестован, но через некоторое время освобождён и в 1937 г. восстановлен в ЛГУ.

    Рис. 161. Лев Николаевич Гумилёв (1912-1992)

    В начале 1938 г. он снова был арестован и осуждён на пять лет — срок отбывал в Норильлаге, работая техником-геологом в медно-никелевой шахте. Осенью 1944 г. добровольно вступил в Советскую Армию, воевал рядовым на 1-м Белорусском фронте, закончил войну в Берлине. В 1945 г. демобилизован, восстановлен в ЛГУ, поступил в аспирантуру Ленинградского отделения Института востоковедения АН СССР, откуда исключён с мотивировкой «в связи с несоответствием филологической подготовки избранной специальности». 28 декабря 1948 г. защитил в ЛГУ диссертацию кандидата исторических наук, работал научным сотрудником в Музее этнографии народов СССР. В 1949 г. вновь арестован, осуждён Особым совещанием на 10 лет, которые отбывал в лагере особого назначения в Чурбай-Нура (Казахстан), затем в лагере у Междуреченска в Кемеровской области. В 1956 г. реабилитирован по причине отсутствия состава преступления. С 1956 г. работал библиотекарем в Эрмитаже, защитил докторскую диссертацию («Древние тюрки»). До выхода на пенсию в 1968 г. работал в Научно-исследовательском институте географии при ЛГУ.

    Лев Гумилёв предложил комплекс оригинальных методов изучения этногенеза, заключающихся в параллельном изучении исторических сведений о климате, геологии и географии вмещающего ландшафта и археологических культурных источников. Работы Гумилёва вызвали критические отзывы ряда историков, которые видели в них нарушение основ научной методологии и даже лженаучность.

Фазы этногенеза (рис. 162). Этнос, возникнув, проходит ряд закономерных фаз развития. Первая фаза — фаза пассионарного подъёма (от лат. passio — страдание) этноса, вызванная пассионарным толчком. Пассионарность — это способность людей к своего рода перенапряжению, когда пассионарный импульс превышает инстинкт самосохранения. Спаянные пассионарной энергией этнические целостности, расширяясь, подчиняют территориально близкие народы. Группа этносов в одном регионе создает суперэтнос. Так, византийский суперэтнос, возникший в I в. н. э., состоял из феков, египтян, сирийцев, фузин, армян, славян и просуществовал до XV в.

Рис. 162. Фазы этногенеза (по Л. Н. Гумилёву)

Рис. 163. Зоны пассионарных толчков (по Л. Н. Гумилёву)

I (XVIII в. до н. э.)

  • Египтяне-2 (Верхний Египет).
  • Гиксосы (Иордания, Северная Аравия).
  • Хетты (Восточная Анатолия).

II (XI в. до н. э.)

  • Чжоусцы (Северный Китай: Шэньси).
  • Скифы (Центральная Азия).
  • Кушиты (Большая излучина Нила, Напатское царство).

III (VIII в. до н. э.)

  • Римляне (Центральная Италия).
  • Самниты (Италия).
  • Эквы (Италия).
  • Галлы (Южная Франция).
  • Эллины (Средняя Греция).
  • Лидийцы.
  • Киликийцы (Малая Азия).
  • Персы (Пер си да и Ассирия).

IV (III в. до н. э.)

  • Сарматы (Казахстан).
  • Кушаны-согдийцы (Средняя Азия).
  • Хунны (Южная Монголия).
  • Сяньби.
  • Пуе.
  • Когуре (Южная Маньчжурия, Северная Корея).

V (I в. н. э.)

  • Готы (Южная Швеция).
  • Славяне. Широкое распространение из Прикарпатья до Балтийского, Средиземного и Чёрного морей.
  • Даки (современная Румыния).
  • Христиане (Малая Азия, Сирия, Палестина). Возникновение христианских общин.
  • Иудеи-2 (Иудея).
  • Аксумиты (Абиссиния).

VI (VI в. н. э.)

  • Арабы-мусульмане (Центральная Аравия). Распространение ислама.
  • Раджпуты (долина Инда).
  • Боты (Южный Тибет).
  • Табгачи.
  • Китайцы-2 (Северный Китай). Создание империи Тан.
  • Корейцы.
  • Ямато (Японцы).

VII (VIII в. н. э.)

  • Испанцы (Астурия). Начало Реконкисты.
  • франки (Франция).
  • Саксы (Германия). Раскол христианства.
  • Скандинавы (Южная Норвегия, Северная Дания).

VIII (XI в. н. э.)

  • Монголы (Монголия). Расширение Улуса от Жёлтого до Чёрного морей.
  • Чжурчжени (Маньчжурия). Образование империи Цзинь.

IX (XIII в. н. э.)

  • Литовцы. Расширение княжества Литовского от Балтийского до Чёрного моря.
  • Великороссы. Возвышение Московского княжества.
  • Турки-османы (запад Малой Азии). Оттоманская Порта. Завоевание Балкан, Передней Азии и Северной Африки до Марокко.
  • Эфиопы. Возвышение царства Абиссиния в Восточной Африке, распространение христианства.

Продолжительность жизни этноса, как правило, одинакова и составляет от момента толчка до полного разрушения около 1500 лет, за исключением тех случаев, когда агрессия иноплеменников нарушает нормальный ход этногенеза.

Фаза пассионарного подъёма длится примерно 300 лет, такую же продолжительность имеет и акматинеская фаза, когда люди в наибольшей степени стремятся «быть самими собой», т. е. не подчиняться общим установлениям, считаться лишь с собственной природой. Именно в этом периоде складывается комплексное своеобразие этноса, заканчивается его экспансия и создаются условия для формирования суперэтнических культурных образований. Этот период заканчивается соперничеством, гражданскими войнами, ход этногенеза временно тормозится. Этнос переходит в фазу надлома, которая продолжается 150—200 лет. Эта фаза сопровождается расцветом культуры. Затем этнос начинает жить по инерции, благодаря приобретённым ценностям. Наступает инерционная фаза, идёт взаимное подчинение людей друг другу, происходит образование больших государств, создание и накопление материальных благ.

Постепенно пассионарность снижается, наступает фаза обскурации. Люди с пониженной пассионарностью стремятся уничтожить не только беспокойных пассионариев, но и трудолюбивых гармоничных людей. Процессы распада становятся необратимыми: господствуют люди вялые, эгоистичные, с потребительской психологией. Наступает последняя фаза этногенеза — мемориальная, когда этнос сохраняет лишь память о своей исторической традиции. Приходит время равновесия с природой, когда люди живут в гармонии с родным ландшафтом и великим замыслам предпочитают обывательский покой. Продолжительность этой фазы целиком зависит от историко-географических особенностей территории, вместившей остаток разбитого этноса. Если эти условия благоприятны, он существует неопределённо долго, до тех пор, пока его местообитание не будет завоёвано соседями.

Новый цикл развития может быть вызван очередным пассионарным толчком, при этом возникает новая пассионарная популяция, она создаёт новый этнос, давая начало очередному витку этногенеза, благодаря которому человечество не исчезнет с лица Земли.

Зоны пассионарных толчков (рис. 163) — это узкие полосы шириной около 300 км при широтном простирании и несколько больше — при меридиональном, приблизительно на половину окружности Земли. Возникают толчки этногенеза достаточно редко, два или три раза за тысячу лет, и почти никогда не проходят по одному и тому же месту.

Один и тот же толчок может создать несколько очагов повышенной пассионарности (и как следствие — несколько суперэтносов), если его зона перекрывает разнообразные физико-географические регионы. Так, толчок VI в. н. э. «задел» Аравию, долину Инда, Южный Тибет, Северный Китай и Среднюю Японию. Во всех этих странах возникли этносы-ровесники, каждый из которых имел свой стереотип поведения и культуру. Их соседи — Византия, Иран, Великая степь — были старше. В XI в. появились чжурчжэни и монголы, в XIII в. — литовцы, великороссы, турки-османы, эфиопы.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru