Учебник для 11 класса

       

ГЕОГРАФИЯ

§ 2. Как работает рынок городских земель?

Факторы, определяющие характер использования городских земель. Характер использования земель в городах в условиях рыночной экономики (в данном случае при свободной продаже и конкуренции за земельные участки) определяется соотношением цены земельного участка, его транспортной доступности и особенностями окружения.

Главнейшим фактором, определяющим цену на землю при всех типах землепользования, является рента положения, которая отражает снижение транспортных расходов из-за выгодности размещения участка.

Значение других факторов для каждого из пользователей городской территорией различно. Например, расчленённость рельефа хороша для ландшафтной архитектуры и неудобна для промышленного строительства. Важнейшими факторами для размещения жилых районов считается близость к месту работы, торговым точкам и удалённость от загрязняющих атмосферу производств. Для промышленных предприятий важна близость к смежникам и удобные транспортные связи с ними, для розничной торговли — близость потенциальных покупателей.

Рис. 39. Старые кварталы около мадридского вокзала Аточа (Испания) в ближайшее время будут снесены, а на их месте построят дорогое комфортабельное жильё

Всего 50 лет назад важнейшим фактором размещения контор и офисов фирм была близость к смежникам. С появлением новых средств связи, видео- и мобильных телефонов, телексов, факсов, компьютерных сетей значение этого фактора заметно снизилось.

Так или иначе любой вид использования земельных участков возникает в результате компромисса между удобством расположения (близость к центру и транспортная доступность) и размерами суммы, которую надо заплатить (за аренду или за покупку), чтобы получить это удобство. Постепенно земельные участки переходят к тем пользователям, которые хотят и могут платить за них больше всех (рис. 39—42).

Со временем использование земельных участков в городах оптимизируется — их занимают самые целесообразные виды деятельности. Если все отрасли городской экономики размещены оптимально, на земельных участках ведутся самые прибыльные для данного места виды хозяйственной деятельности, то суммарные доходы городского бюджета (или собственников земельных участков) стремятся к максимуму.

Это происходит при соблюдении очевидных правил рыночной экономики:

  1. каждый вид экономической деятельности извлекает прибыль из любого участка городской территории;
  2. в условиях конкурентной борьбы за участки земли каждый участок используется с максимальной отдачей, т. е. его обладатель извлекает из него наибольшую прибыль и платит максимальную ренту;
  3. чем большую прибыль можно извлечь из земельного участка, тем большую плату за землю согласны выплачивать предприниматели.

Моногорода в России

Моногорода, или монопрофильные населённые пункты, зависят от одного-двух градообразующих узкоспециализированных предприятий, производящих более 50% промышленного производства и обеспечивающих занятость не менее 25% экономически активного населения города. В России насчитывается 460 городов и 332 поселка городского типа, относящихся к монопрофильным населённым пунктам. Больше всего монопрофильных населённых пунктов в Ханты-Мансийском округе (нефтегазовая отрасль), Свердловской и Иркутской областях (металлургия и машиностроение). Населённые пункты развивались в тесной связи с государственными предприятиями, которые выполняли и социальные функции. Рабочие предприятий жили в ведомственных домах; котельная, детские сады, поликлиники и проч. находились на балансе предприятий, т. е. расходы на социальную инфраструктуру входили в себестоимость продукции, удорожали её и делали неконкурентоспособной.

После рыночных реформ 1990-х гг. государственные предприятия перешли в частную собственность. При этом штаб-квартира большинства компаний располагается в Москве или за пределами России, где и аккумулируются денежные потоки, а территории городов становятся производственными площадками.

Мировой кризис 2008—2010 гг. в наибольшей степени затронул отрасли, на которых специализируются моногорода (металлургия, угольная, нефтяная, целлюлозно-бумажная и химическая промышленность). Снижение мировых цен на экспортную продукцию привело к снижению рентабельности, сокращение прибылей вынудило предприятия сокращать расходы на персонал.

Это вызвало бурные протесты населения и усилило социальную напряжённость в регионах. Особую озабоченность правительства вызывают города: Воскресенск (Московская область), Парфино, Гаврилов-Ям, Байкальск, Череповец, Нижний Тагил, Магнитогорск, Гурьевск, Златоуст, Горно-Алтайск, Светлогорск, Иваново и др.

Пикалёво — город в Ленинградской области с населением около 23 тыс. человек стал символом проблем узкой специализации и зависимости города от компаний. Здесь в 2008 г. прекратили работу сразу три градообразующих предприятия и без работы и средств к существованию оказались несколько тысяч человек.

Безработные горожане перестали оплачивать коммунальные услуги; ТЭЦ, принадлежащая одному из заводов, была остановлена, и в городе не стало электричества и горячей воды. Жители города вышли на митинги и перекрыли федеральную трассу в знак протеста. Стабилизировать ситуацию помогло только личное вмешательство премьер-министра РФ.

Как помочь моногородам?

Министерство регионального развития подготовило доклад «Основные направления поддержки монопрофильных городов» и Федеральную целевую программу по моногородам. Жителей депрессивных моногородов планируется переселить при помощи государства. Экономику прогрессивных моногородов планируется диверсифицировать за счёт федерального бюджета, инвестиций бизнеса и поддержки муниципальных властей по специально подготовленным программам стабилизации. Уже в 2010 г. получили финансовую поддержку из антикризисного фонда проекты развития городов Тольятти (Самарская область), Нижний Тагил (Свердловская область) и Сокол (Вологодская область).

Рис. 40. Крупнейшие моногорода России

Какие монопрофильные населённые пункты есть в вашей области? Какова их специализация? Каковы основные проблемы? Каковы перспективы их решения?

Карьера

Риелтор

Риелтор — агент по продаже недвижимости (домов, магазинов, офисных помещений, земельных участков). Задача риелтора — обеспечить встречу желающих купить определённую недвижимость с продавцами именно этой недвижимости.

Какими качествами должен обладать любой риелтор, чтобы быть успешным? Прежде всего, как и любой другой квалифицированный специалист, знанием предмета — рынка недвижимости. Какие предложения существуют на рынке? Сколько стоит предлагающаяся недвижимость? От чего зависит её стоимость? Как она меняется со временем?

Всё, что так или иначе связано с территорией, в том числе территорией города, изучает география. Как найти недвижимость, расположенную в экологически благоприятном месте? Только зная, какие предприятия и дороги проходят рядом с ней и какие ветры преобладают над этой территорией в течение года. Это — география.

Как найти такой земельный участок с красивым видом на реку, чтобы он не оказался под водой во время весеннего половодья, или не сполз в реку в результате возникновения оползня, или не подвергся угрозе конфискации из-за того, что располагается в водоохранной зоне? Только имея представление о строении речной долины и режиме реки, а это — география. (Подобных примеров, показывающих значение географических знаний для риелтора, можно привести достаточно много. Попробуйте это сделать.)

Рис. 41. Новостройки в Москве (Россия)

Маркетинг

Профессия маркетолога — одна из самых привлекательных для молодых специалистов. Однако маркетинг — довольно широкое понятие, и, прежде чем строить грандиозные планы, надо решить, чем именно вы хотите заниматься, какие области маркетинга вам кажутся более привлекательными — маркетинговые исследования, торговый маркетинг, брендинг или организация рекламных кампаний.

Торговый маркетинг — одна из самых динамичных областей на рынке труда. Начать карьерный путь в ней можно с позиций торговых представителей и ассистентов отделов маркетинга в компаниях-производителях.

Маркетинговые исследования предполагают анализ рынков — размещения потенциальных покупателей вашего товара.

Брендинг — разработка и поддержание бренда — фирменного знака компании, самая приоритетная область для большинства молодых специалистов и в то же время самая сложная для трудоустройства.

Изучение рынка сбыта и покупательского спроса важно для определения оптимального размещения предприятия и круга лиц, на которые должна быть направлена реклама (целевые группы по профессии, возрасту, покупательной способности, полу). «Рынок сбыта» — в первую очередь это географическое понятие: регион (в широком смысле слова), его климатические особенности (согласитесь, что глупо предлагать масляные обогреватели в районах с субтропическим климатом), местоположение, рельеф и прочие понятия, которые рассматриваются в географии.

Географические знания помогут вам не допустить серьёзных ошибок при проведении маркетинговых исследований и составлении рекламных материалов (например, при проведении рекламной кампании бренда «Дося» (стиральный порошок) в мусульманских странах необходимо отказаться от использования изображения поросёнка).

Правильно организованные маркетинговые исследования помогут вашей фирме увеличить прибыль.

Рис. 42. Заброшенный дом в Детройте (США). Детройт, основанный в 1701 г., до середины XX в. был крупным, динамично развивающимся городом, центром автомобильной промышленности США. За последние 40 лет население города сократилось более чем в 2 раза, изменилась демографическая структура: ныне почти 4/5 населения — афроамериканцы, живущие за счёт правительственных дотаций

Цена на земельные участки в пределах города. Территориальная структура города — это взаимное размещение его функциональных зон. Она в значительной мере определяется транспортной доступностью различных земельных участков. В общем виде картина цен на земельные участки отражает их транспортную доступность.

В центре каждого города, как правило, расположен центральный деловой район, доступный для всех окраин. За земельные участки в этом районе разгорается наибольшая конкурентная борьба, цены здесь максимальны и снижаются по мере приближения к окраинам (рис. 43).

Рис. 43. Цена на землю в г. Топика (штат Канзас, США)

Цены на участки вдоль главных радиальных магистралей, как правило, выше, чем при удалении от них.

На пересечении транспортных артерий возникают локальные пики цен, которые выше среднего их уровня на том же расстоянии от центра города (рис. 44).

Рис. 44. Цены на земельные участки в городе:

    а - максимальная цена — в центральном деловом районе;
    б - «гряда» высоких цен идёт от центрального делового района вдоль главных транспортных магистралей;
    в - локальные пики цен образуются на пересечении транспортных магистралей;
    г - транспортные магистрали

Изменение роли факторов, влияющих на стоимость земельных участков. В городах экономически развитых стран до конца 1940-х гг. главным средством передвижения был общественный транспорт, соединяющий центральный деловой район с окраинами. Тогда цены на земельные участки зависели в первую очередь от расстояния до центрального делового района. С 1950-х гг. личные автомобили и скоростные автомагистрали ликвидировали эту зависимость. К этому периоду относится децентрализация промышленности, оптовой и розничной торговли и их вынос из центрального делового района.

В 1960-е гг. началось переселение обеспеченных людей из центра крупных городов в тихие, экологически чистые пригороды — субурбанизация. Часть функций управления городами была вынесена в пригородные управленческие и промышленные парки, где земельная рента существенно ниже и существует необходимая инфраструктура. В настоящее время, по мере роста занятости в сфере управления, обработки и распространения информации, в принятии решений о размещении предприятий большее значение приобретает фактор качества окружающей среды, чем фактор доступности.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru