Учебник для 11 класса

       

ГЕОГРАФИЯ

§ 3. Какие методы региональной политики использует государство?

Первым этапом региональной политики является выделение районов, в которых государство должно проводить особую политику. Проводится районирование территории с целью выделения районов, отличающихся более низким уровнем социально-экономического развития. Выбор критериев и показателей, по которым определяются нуждающиеся районы, различается в зависимости от того, что вызвало обострение проблем регионального развития.

В Бразилии к таким районам относятся области засушливости. В Великобритании главным критерием является уровень безработицы (4,5%). Однако и внутри каждого неблагоприятного района существуют резкие социально-экономические контрасты. Кроме того, один и тот же показатель может приобретать различные значения в зависимости от способа разделения района на части. Таким образом, возникает соблазн подтасовки границ района с целью сделать его объектом правительственной помощи.

Региональная политика в Европейском союзе

Вступление в 2004 г. в ЕС 10 новых членов привело к нарастанию различий между еврорайонами (так называемыми NUTS II и NUTS III — единицами административно-территориального деления ЕС) и снизило средние по ЕС показатели доходов на душу населения на 12%. Так, к 2007 г. 10% самых богатых регионов были в 5 раз богаче, чем 10% самых бедных регионов, а в 2004 г., когда в ЕС входило 15 стран, — только в 3 раза богаче. Причем во всех столичных регионах ВВП на душу населения гораздо выше, чем в среднем по стране.

Во всех странах Центральной и Восточной Европы ВВП на душу населения составляет менее 50% от среднего по ЕС, а в южных районах Италии, Греции и Португалии — менее 75%. Всего таких регионов — 84, они расположены в 17 странах, имеют общую численность населения 154 млн человек. Эти регионы являются объектами региональной политики ЕС и получателями средств из Фонда сближения и Фонда регионального развития на 2007—2013 гг. На эти цели предполагается выделить около 300 млрд евро, которые предназначены для строительства дорог, улучшения бизнес-среды для развития предпринимательства, обучения и переподготовки кадров, охраны окружающей среды, для реализации программ приграничного сотрудничества. Средства распределяются органами управления ЕС между странами, между разными типами проблемных районов: слаборазвитыми кризисными старопромышленными районами, северными районами с чрезвычайно низкой плотностью населения и отсталыми сельскохозяйственными районами. Кризисные старопромышленные районы выделяются на основании количественных и качественных показателей, здесь уровень безработицы и доля промышленности в ВВП должны быть выше среднего по ЕС, а также в течение последних лет должно наблюдаться снижение занятости в промышленности.

Если для выделения проблемных территорий, требующих поддержки из Фонда регионального развития ЕС, использовать картосхему на рисунке 259, то помощь необходимо выделять всем странам Восточной Европы и Португалии. Это явно не учитывает интересы отдельных ареалов в экономически развитых странах, также требующих помощи: это слаборазвитые кризисные старопромышленные районы, северные районы с чрезвычайно низкой плотностью населения, отсталые сельскохозяйственные районы.

Рис. 259. ВВП надушу населения (по покупательной способности валют) по странам — членам ЕС и кандидатам на вступление в ЕС в 2007 г., в % от среднего по ЕС (ЕС-27=100%)

Картосхема, построенная по тому же показателю (ВВП на душу населения), но по более мелким единицам административно-территориального деления — еврорайонам (рис. 260), даёт более чёткое представление о региональных различиях в уровне жизни.

Рис. 260. ВВП на душу населения по регионам ЕС и стран — кандидатов на вступление в ЕС в 2007 г., в % от среднего по ЕС (ЕС-27 = 100%).

Видно, что помощь требуется южным районам Италии (в том числе и Сицилии), Шотландии (Великобритания), восточной части Германии. В то же время уровень ВВП в некоторых районах Польши гораздо выше, чем в среднем по Восточной Европе. Таким образом, эта картосхема позволяет более чётко выделить проблемные районы и усилить адресность предоставляемой помощи развитию

Справедливое распределение национального дохода между районами страны. Итак, какое же распределение национального дохода между регионами страны может считаться справедливым? Считается, что часть национального дохода должна распределяться «по нуждам» районов, с учётом различий в их структуре. Другая часть — по вкладу каждого района. Необходима денежная компенсация районам, которые живут и работают в худших условиях. Географическая рента, получаемая регионами из-за наделённости даровыми благами природы, а не вследствие усилий населения, должна быть изъята как «незаслуженная» и перераспределена в пользу районов, не обладающих такими преимуществами. Затем необходимо справедливо определить долю каждого района в национальном богатстве.

Региональная политика в экономически развитых странах проводится с 1940-х гг. Она носит компенсирующий характер и нацелена на смягчение пространственных диспропорций в социальной сфере, неизбежных при экономическом росте. Как правило, цели региональной политики не экономические, а социальные — она ориентирована на помощь «слабейшим» (рис. 261).

Рис. 261. Виды региональной политики

Стимулирующая политика предполагает инфраструктурную и информационную подготовку территории для новых видов деятельности. Компенсирующая политика использует те же самые средства для смягчения социальных и экологических последствий экономического развития. Она направлена на компенсацию социального и географического неравенства, на смягчение проблем в тех районах, где массовые забастовки стали угрожать интересам бизнеса, и предполагает перераспределение доходов для снижения ущерба от неравномерности регионального развития. Это выражается в виде помощи отсталым и депрессивным районам, их обустройства, требующего дотаций, льгот, профессиональной переподготовки трудоспособного населения. Доля средств, выделяемых на региональную политику, невелика — около 0,04—0,08% ВВП; это гораздо меньше, чем инвестиции частного бизнеса. Региональная политика призвана привлечь частный бизнес в проблемные районы: государство инвестирует объекты базовой инфраструктуры — транспорт, энергетику; а также предоставляет субсидии, льготные займы, устанавливает специальные тарифы на государственные услуги и налоговые льготы для существующих или вновь создаваемых производств. Иногда в проблемном районе создаются промышленные предприятия госсектора или перемещаются из столичных регионов органы государственного управления. Государство финансирует миграционные потоки из депрессивных районов, оказывает помощь в эвакуации населения и продаже недвижимости. Широко используются такие меры, как ограничения и штрафы на инвестиции в быстроразвивающиеся районы, премирование фирм за вывод предприятий из ведущих районов. Существует три главных типа проблемных районов: перегруженные крупногородские, депрессивные старопромышленные, отсталые аграрные. Для каждого из них выработаны особые подходы к регулированию и организации территории.

Региональная политика в России. Особенности России — большие размеры территории, сложное административно-территориальное деление, контрасты в природных условиях и освоении по направлениям «север—юг» и «запад—восток», многонациональность — делают проведение региональной политики жизненно важным процессом для сохранения территориальной целостности страны. В последнее десятилетие усилились контрасты между регионами по уровню социально-экономического развития. Высокие темпы экономического роста показывают лишь немногие из 83 субъектов Федерации — нефтедобывающие регионы: Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий АО, Татарстан, Башкирия; крупные финансово-кредитные центры: Москва, Санкт-Петербург; регионы с развитой металлургией. Они, по сути, являются немногочисленными «донорами» федерального бюджета. Депрессивные районы — районы с преобладанием предприятий военно-промышленного комплекса, а также аграрные районы — нуждаются во внешних источниках финансирования.

Политика бюджетного федерализма, проводящаяся в нашей стране с 1994 г., предполагает выделение территорий, нуждающихся в помощи. Главный критерий объёмов этой помощи — объём налоговых поступлений на душу населения (если он меньше среднего по РФ), а также прямые и косвенные трансферты, которые направляются в регионы. Прямые — это перечисление денег в регионы, косвенные — это предоставление возможности зачисления в свой бюджет налогов, которые должны идти в федеральный бюджет. Создание в России Министерства регионального развития отражает то внимание, которое стало уделяться проблемам территориального неравенства.

Карьера

Региональная экономика. Специалисты по региональной экономике и территориальному планированию работают в федеральных и региональных органах государственного управления. Они должны уметь составлять планы развития территории, выделять отрасли и территории, требующие помощи, создавать бизнес-планы развития приоритетных отраслей — «полюсов роста». Экономист должен быть в курсе современных тенденций развития экономики мира (региона, страны) в целом, а также конкретных отраслей.

Для успешной карьеры надо знать географическую и экономическую структуру хозяйства мира (страны, региона), региональные особенности развития отдельных отраслей. Эти знания можно получить, если поступить в экономический вуз по специальности «Экономика», «Национальная экономика».

Дополнительный старт карьере даёт последующее обучение по программе MBA (Master of Business Administration) в международных школах бизнеса.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru