>>> Перейти на полный размер сайта >>> Учебник для 11 класса ГЕОГРАФИЯ§ 4. Каковы региональные особенности развития туризма?Туризм (от tour — прогулка, поездка) — путешествие в свободное время — одна из самых динамичных отраслей современной мировой экономики. Если в XVIII—XIX вв. путешествия были уделом избранных, посмотреть новые места и отдохнуть на минеральных водах (рис. 191) могли только очень богатые люди, то в XX в. туризм (познавательный, спортивный, религиозный, горный, экологический и др.) стал массовым явлением и важной сферой человеческой деятельности.
Рис. 191. Питьевая галерея в г. Пятигорск (Россия), построенная на месте Елизаветинского источника, где в начале XIX в. собиралось «водяное общество», описанное в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Глобализация мировой экономики, рост благосостояния людей и увеличение свободного времени, развитие всех видов транспорта, инфраструктуры сферы услуг — отелей, банков, электронной коммерции, системы страхования и безопасности, с одной стороны, и стремление узнать и повидать новые места — с другой, привели к росту числа путешественников как во внутреннем, так и в международном туризме (рис. 193).
Рис. 192. Страны-лидеры по числу туристических прибытий, 2009 г. За 1950—2010 гг. число людей, выезжающих на отдых за границу, возросло более чем в 20 раз и достигло почти 950 млн чел. в год. Европа является лидером среди регионов мира по прибытию туристов (около 60%) (рис. 192).
Рис. 193. Структура туристических поездок (по целям), начало XXI в. В начале XXI в. в туристическом бизнесе занято 260 млн человек (11% экономически активного населения мира), расходы на туризм составляют более 10% от мирового ВВП. Для многих стран мира развитие туризма является важнейшим источником валютных поступлений. На его долю приходится треть мировой торговли услугами. Важнейшими условиями развития туризма являются рекреационные ресурсы — привлекательные ландшафты и комфортный климат, памятники истории и культуры, а также условия сервиса и обслуживания. Экстремальные природные явления (землетрясения, цунами, тайфуны) способны полностью разрушить экономику стран, в которых туризм является основой экономики. В последние десятилетия произошло изменение мотиваций туристических поездок: от «трёх S» — море — солнце — песок (Sea — Sun — Sand) к «трём L» — национальные традиции — пейзаж — досуг (Lore — Landscape — Leisure). Это вовлекает в орбиту туристического бизнеса новые территории (рис. 194, 195).
Рис. 194. Римский пантеон (г. Рим, Италия) — величайший памятник культуры приезжают посмотреть туристы из всех стран мира
Рис. 195. Пляж в г. Сазополь (Болгария). Массовый вид туризма — пляжный отдых на тёплом море
Рис. 196. Поделки местных ремесленников охотно покупают иностранные туристы, посещающие Гаити. Туризм считается важной отраслью экономики Гаити, относящейся к числу наименее развитых стран мира; доходы от туризма обеспечивают занятость и приток валютных поступлений Развитие туризма оказывает положительный эффект на экономику принимающих регионов — активно развивается инфраструктура, обслуживающая туристов: растут отели, рестораны, предприятия малого бизнеса, производящие сувенирную продукцию (рис. 196, 197).
Рис. 197. Путешествия на арендованном или собственном мини-автобусе, оснащённом всей системой жизнеобеспечения, становятся всё более популярными в странах Западной Европы Основные идеи темы
Повторение и обобщение знаний по теме
|