|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 5 класса География8. Развитие картографических представлений и понятийКак появились первые карты. Географические карты создавались и совершенствовались в течение двух тысячелетий посредством измерений координат всё большего числа точек на поверхности Земли. «Белые пятна» между известными объектами заполнялись картинками по рассказам путешественников, а также рисунками с натуры. Постепенно карты становились всё подробнее и точнее. Вид Земли, её частей, местностей отражали рисунки, картины, схемы, чертежи.
Древнегреческие географы различали только две части света — Европу и Азию. К Европе в то время относили страны, расположенные к северу и западу от Греции, к Азии — восточные территории. В период господства римлян на южном побережье Средиземного моря на картах появилось название третьей части света — Африка.
1. Карта Севера, составленная Птолемеем во II веке н. э. 2. На карте Птолемея видны Европа, Азия и Африка. 3. Птолемей уточнил систему мира Аристотеля, однако и она была ошибочной.
Карта Эратосфена. Он создал её по своим представлениям о населённой части суши вокруг Средиземного (Внутреннего) моря: Южная Европа, Северная Африка и западная часть Азии. Для составления своей карты Эратосфен использовал координаты десятка точек. Меридианы на ней проведены не через равные промежутки, а через определённые пункты, например через Александрию, Карфаген. Так же проведены и параллели. Тем не менее сетка параллелей и меридианов позволила Эратосфену при помощи известных расстояний правильно показать взаимное расположение материков, гор, рек и городов. Карта Птолемея. Другой великий древнегреческий учёный Птолемей (II век н. э.) составил ещё более точную карту, использовав для этого географические координаты восьми тысяч точек. Его карты считались самыми лучшими в то время. На них было нанесено столько наземных географических объектов, что можно было подумать, будто суша занимает почти всю земную поверхность. Тем не менее подробные детальные изображения поверхности Земли у греков-мореходов ценились на вес золота. Точное изображение береговой линии для них было жизненно важно. Ведь корабли, уходившие в дальние плавания к неизвестным берегам, рисковали без правильной подробной карты разбиться о скалы и рифы.
1—4. Карты из атласа Птолемея. На них чётко изображены горы, реки, города, дороги.
Города, дороги и реки на древних картах. Не меньше моряков в точных картах нуждались и купцы, отправлявшиеся в заморские страны по торговым делам. Им необходимо было точно знать, где стоят большие города с богатыми ярмарками и базарами. Карты давали им нужную информацию. Такие населённые пункты — крупные центры торговли — были показаны на них условными зна- 39 ками: уменьшенными изображениями стен крепости, города или ворот. Число жителей на древних картах не указывалось. Для путешественников всегда особую ценность представляла пресная вода. Как известно, основной её источник — реки. Поэтому крупные водные артерии показывали на картах вместе с городами, расположенными на берегах. И всё-таки большинство карт того времени были неточными. Последователи Эратосфена, создавая их на основе слухов и приблизительных описаний путешественников, обозначали реки как вздумается, какими-нибудь извилистыми линиями, а то и вовсе показывали только направление течения. Поэтому точное расположение многих рек людям было неизвестно. Водных путей в Средиземноморье того времени было куда меньше, чем караванных торговых дорог. Большинство купцов предпочитали перевозить свои товары по суше. Самые первые дороги были построены в IV тысячелетии до н. э. В государствах Древнего мира строительство дорог имело очень большое значение из-за необходимости осуществлять завоевательные походы и организовывать торговлю. Тракты с каменным покрытием существовали в Хеттском царстве, Ассирии, Ахеменидской империи. Развитая сеть дорог была в Римской империи. В современной Италии отдельные участки древних трактов сохранились до сих пор. Этому способствовало не только бережное отношение итальянцев к памятникам древней культуры, но и благоприятный климат.
Вопросы и задания
|
|
|