География

Учебник для 7 класса

       

§ 2. Как люди открывали и изучали Землю

Знания о Земле, ее природе, населении и его хозяйственной деятельности накапливались долгие тысячелетия. Трудом многих народов, подвигом отважных путешественников и мореплавателей, ученых-географов постепенно создавалась обобщенная картина современного мира.

Ученые рисовали карты, составляли описания новых земель и населяющих их народов.

Сегодня Землю изучают из космоса, посылают автоматические станции к другим планетам, сравнивают их природу с природой Земли и глубже познают ее как часть Вселенной. Создаются международные научные экспедиции, проводятся совещания, идет обмен научной информацией.

Современная география располагает сведениями о геологическом прошлом нашей планеты, об особенностях строения и развития каждой геосферы, о компонентах природы, их взаимосвязях, о природных комплексах и о самом большом из них — географической оболочке, которая в наши дни находится под огромным влиянием деятельности человека.

В наш космический век Земля, которая раньше казалась необъятно огромной, перестала быть такой. Сейчас есть возможность быстро попасть в любой уголок Земли, собрать данные о происходящих в ее природе явлениях и процессах. Но ведь так было не всегда!

  1. Вспомните из предшествующего курса географии, что люди знали о Земле в далеком прошлом.
  2. В какой последовательности были открыты материки?
  3. Из курса истории вспомните названия государств древнего мира. Где они были расположены?

Основные этапы накопления знаний о Земле

Зачатки географических знаний ученые находят у народов Древнего Востока — жителей Месопотамии, Персии, Египта, Финикии. Занятия земледелием и скотоводством, торговля, расселение народов и войны приводили к накоплению знаний об окружающем мире. При переходе через пустыни, при плавании по морям люди научились ориентироваться по Солнцу, Луне и звездам. Древние ученые Месопотамии впервые разделили круг на градусы, год на 12 месяцев, сутки на 24 часа; отсюда ведет начало наш календарь.

Из иероглифических надписей и рисунков, дошедших до наших дней, ученые узнали, что еще за 40 веков до нашей эры египтяне снаряжали экспедиции в Центральную Африку, плавали по Средиземному морю. Отважные финикияне — опытные корабельщики, мореходы и купцы, — нагрузив свои корабли разными товарами, уходили в дальние плавания по Средиземному морю, выходили в Атлантический океан. Они первыми совершили плавание вокруг Африки и, возможно, достигали берегов Америки.

Географические знания, накопленные народами Востока, были расширены великими мыслителями Древней Греции. Они пытались объяснить происхождение и строение окружающего их мира, изобразить известные в то время страны в виде чертежей (карт). Геродот — древнегреческий ученый, историк и путешественник ~ оставил нам классический памятник античной науки, известный иод названием «История в девяти книгах». Он был очевидцем многих из описанных событий и передал с величайшей достоверностью все, что сам видел или увидели другие. Во времена Геродота ученые Древней Греции высказывали предположения о зависимости природных условий от географической широты. В пределах обитаемой в то время суши они выделяли три пояса: северный — сырой и холодный (Скифия), южный — сухой и пустынный (Египет и Аравия) и средний, наиболее благоприятный для жизни людей (Средиземноморье).

Величайшим событием в развитии географических знаний того времени стало учение о шарообразности Земли. Древнегреческий философ Аристотель путем длительных наблюдений за затмениями Луны и Солнца пришел к выводу, что Земля должна иметь форму шара. А древнегреческий математик, астроном и географ Эратосфен на рубеже III—II вв. до н. э. определил размеры Земли по меридиану. Он разработал способ построения карты, создал первый систематическии труд, в котором выделил территории, отличающиеся друг от друга природными условиями, особенностями жизни и быта населения. Книга называлась «Географика», что по-древнегречески означало «землеописание». Так появилось название нашей науки. Этот этап развития географии называют познавательно-описательным.

  1. Какие знания о нашей планете были накоплены в древнем мире?
  2. Назовите имена ученых и расскажите о вкладе, который они внести в развитие географии.

В период раннего средневековья происходит упадок географических знаний. Войны, восстания рабов тормозили развитие науки. Однако и в эту пору было совершено немало географических открытий. Ведущая роль в них перешла к арабам. Их корабли бороздили воды Индийского океана от берегов Африки до Зондских островов. Арабы основали колонии на восточном побережье Африки, путешествовали в Китай и Индию.

Важные открытия в средние века были сделаны норманнами и новгородцами. Норманны в IX в. открыли и начали заселять остров Исландию, затем — Гренландию, а в XI в. они достигли берегов Северной Америки. Новгородцы выходили к берегам Ледовитого океана, плавали на остров Грумант (Шпицберген), доходили до устья Оби.

Значительно расширились знания европейцев о земном пространстве в XIII в. в результате путешествий в азиатские земли венецианских купцов Поло. Они были первыми итальянцами, а может быть, и первыми европейцами, проникшими так далеко на восток огромного континента. Путешествие их длилось многие годы. Марко Поло описал огромный, дотоле неизвестный европейцам мир, впервые привел сведения о природе Памира, муссонах Индии, полезных растениях Китая.

Вклад в развитие знаний о Земле внес и тверской купец Афанасий Никитин. Во второй половине XV в. он через Персию и Аравийское море достиг Индии, составил правдивые описания виденных им стран.

Когда на смену феодализму пришла новая общественная формация — капитализм, снова, как и в древнем мире, возрос интерес к наукам, в том числе к географии.

В эпоху Великих географических открытий бурно развиваются торговля и мореплавание. Португальские и испанские корабли устремляются на поиски путей в богатую Индию. Португальцы плывут на юг вдоль западных берегов Африки и достигают мыса Доброй Надежды.

Рис. 4. Одна из карт античного мира

В конце 1492 г. Х.Колумб привел испанские корабли к неизвестным землям за Атлантическим океаном. Открытие Нового Света стало величайшим событием в истории человечества.

Через несколько лет после открытия Америки, обогнув Африку, корабли Васко да Гамы достигли Индии. А в 1521 г. началось первое кругосветное плавание под началом Ф. Магеллана, которое закончилось в 1524 г. Географический горизонт европейцев расширился до небывалых для того времени размеров.

Благодаря этим географическим открытиям люди узнали об истинных размерах своей планеты, о соотношении суши и воды на Земле. Стало ясно, что именно океан определяет вид всей планеты, влияет на природу всех ее частей.

Во второй половине эпохи Великих географических открытий (XVI—XVII вв.) велись поиски морских путей в Китай и Индию вдоль северных берегов Евразии и Северной Америки. Имена английских и голландских мореплавателей навсегда остались на географических картах.

Имена русских землепроходцев можно найти на огромных пространствах Сибири — от Урала до Тихого океана.

По сибирским рекам плавали и нанесли их на карты отряды казаков И. Москвитина, С. Дежнева, В. Пояркова, Е. Хабарова и др.

В эпоху Великих географических открытий география стала одной из наиболее важных для человечества наук. Она обогатилась обширными сведениями об устройстве поверхности Земли, собрала много данных о природе и населении почти всей суши, получила первые представления о природе Мирового океана. Однако в то время география выполняла в основном функцию землеописания, отвечала на вопросы: что? где? Географические сочинения, карты и описания того времени выполняли в основном роль справочников.

  1. Назовите наиболее значимые открытия, сделанные в период раннего средневековья.
  2. Каково значение эпохи Великих географических открытий?

Во второй половине XVII и в XVIII в. путешественники продолжали поиски новых морских проходов вокруг материков, новых земель в океанах, исследовали неизвестные науке внутренние части континентов. В этот период впервые организуются научные экспедиции, цель которых, наряду с открытиями, — исследование, объяснение причин географических явлений и процессов, особенностей природы отдельных территорий. Задачи землеописания постепенно заменялись исследовательскими задачами.

Рис. 5. Важнейшие географические путешествия и открытия

Огромные пространства северной части Евразии были открыты и исследованы русскими путешественниками. В XVIII в. в России был проведен целый ряд экспедиций, задуманных Петром I. Все они получили общее название Великой Северной экспедиции. Морские и сухопутные отряды этой экспедиции исследовали и нанесли на карту северные и северо-восточные берега Евразии, достигли северо-западных берегов Северной Америки, открыли ряд островов у берегов Аляски.

Изучив и обобщив труды этой экспедиции, великий русский ученый М. В.Ломоносов в 60-е гг. XVIII в. разработал проект «проходу Сибирским океаном в восточную Индию». В одной из своих од он писал: Колумбы русские, презрев угрюмый рок. Меж льдами новый путь отворят на восток, И наша достигнет в Америку держава.

Большой вклад в развитие географии внесли экспедиции известного английского мореплавателя Д ж. Кука, имя которого стоит в одном ряду с X. Колумбом и Ф. Магелланом. Три плавания совершил Дж. Кук в неизвестные тогда области Тихого океана, открыл восточные берега Австралии, Новую Зеландию, Новую Гвинею и ряд других островов. Исследовал он и приполярные и полярные области Земли, прошел через Берингов пролив в Северный Ледовитый океан. Корабли Дж. Кука достигли и Южного полярного круга, но льды и туманы не позволили мореплавателю проникнуть дальше на юг.

Многочисленные экспедиции ХVIII—XIX и начала XX в. обогатили географию знаниями о природе и населении Земли. В эту эпоху были открыты и исследованы полярные области нашей планеты.

Так география от накопления традиционно справочного материала перешла к созданию комплексных описаний стран и отдельных территорий. Возникли первые теории о строении атмосферы, движении воздушных масс, учение о происхождении рельефа суши и его развитии под влиянием внутренних и внешних сил. Географы выдвинули идею единства и целостности всей природы Земли.

Новейшие открытия XX в. внесли большой вклад в развитие знаний о нашей планете. Они проводятся с применением новых методов изучения Земли в специально созданных научных организациях, цель которых — проведение научных исследований. Во многих странах мира ученые организуют большие по масштабам экспедиции в Арктику и Антарктику. Ведется широкое изучение Мирового океана. Начало его исследования было положено английской экспедицией на судне «Челленджер», продолжено на русском «Витязе» и других кораблях науки. В 60-е гг. 67 стран приняли участие в исследованиях планеты по программе Международного геофизического года.

Запуск первого искусственного спутника, а затем и космических кораблей открыл новые возможности в изучении Земли.

Собранные в экспедициях материалы позволили ученым выдвинуть гипотезы (предположения) о природе того или иного явления, а также делать научные открытия на основе достижений других наук (физики, математики, биологии). Ученые создали теоретические основы географической науки, выявили причинно-следственные связи, зависимости между компонентами природы, установили закономерности, присущие развитию природы всей Земли.

Рис. 6. Морские суда служат научно-исследовательскими лабораториями для океанологов

Географы выявили закономерности размещения крупных форм рельефа, открыли циркуляцию атмосферы, создали учение о почвах как особом компоненте природы. Главным в географии стало учение о природных комплексах и о самом большом комплексе — географической оболочке Земли, в которой живет и трудится человек.

Так постепенно география из науки сиравочно-описательной превратилась в науку, объясняющую особенности природы Земли. У человечества никогда не иссякнет огромный интерес к собственному дому, нашей голубой планете.

Задания.

  1. Составьте план прочитанного текста.
  2. Назовите основные эпохи накопления географических знаний о Земле.
  3. Назовите важнейшие путешествия и экспедиции, которые привели к наиболее важным открытиям.
  4. Приведите примеры открытий, о которых вы узнали самостоятельно из книг и других источников знаний.
  5. На какие вопросы отвечает современная география?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru