Природа России

Учебник для 8 класса

ГЕОГРАФИЯ

       

§ 14. Водные ресурсы России

  • Вспомните из курсов природоведения, ботаники, истории, предшествующих курсов географии, какую роль в жизни человека играет вода.
  • В каком состоянии вода находится в природе?
  • Что такое мировой круговорот воды?
  • Какую роль в жизни и деятельности человека он играет?

Водные ресурсы — это поверхностные и подземные воды, которые используются или могут быть использованы для водоснабжения населения, в сельском хозяйстве и промышленности.

Водные ресурсы — это один из наиболее важных видов ресурсов, без которых невозможно представить существование человеческого общества и которые ничем нельзя заменить. На питье и бытовые нужды одному человеку требуется около 300—400 л воды в сутки, на производство тонны сахара расходуется 5 тыс. л, стали — 150 тыс. л, капрона — 500 тыс. л и т. д. Для выращивания одного килограмма растительной пищи необходимо в среднем 2000 л воды.

По водным путям дешевле перевозить пассажиров и грузы, легче проникать в отдаленные районы. Энергия рек движет турбины.

Как вы считаете, какие реки нашей страны наиболее богаты энергоресурсами? Почему вы так решили?

По карте определите, какие районы нашей страны богаты водными ресурсами, какие бедны. Вспомните, откуда получают питание крупные реки России.

Сейчас, да и в ближайшем будущем, хозяйственное использование водных ресурсов предполагает опираться в основном лишь на пресноводные источники — реки, озера и часть подземных вод, а также запасы почвенной влаги. Воды Мирового океана пока остаются потенциальными водными ресурсами. Сейчас их использование ограничено техническими и экономическими причинами.

Значительные трудности представляет и непосредственное использование ряда других водных ресурсов, например воды, законсервированной в ледниках и в вечномерзлых грунтах.

Оценка водных ресурсов дана в водном кадастре — систематизированном своде сведений о водных ресурсах страны. В нем обобщены материалы гидрологических наблюдений и исследований, собраны данные для научных и хозяйственных организаций.

При оценке водных ресурсов очень важно учесть, как они распределены на территории страны, как они распределены по сезонам года. Существенная особенность водных ресурсов России, затрудняющая их использование, заключается в крайне неравномерном распределении их по территории страны.

Наша страна располагает огромными (в абсолютном исчислении) ресурсами речного стока, однако в расчете на единицу площади обеспеченность территории России этими ресурсами оказывается ниже среднемировой почти в 2 раза. Так, например, обеспеченность главной земледельческой зоны России почвенной влагой значительно ниже, чем в ФРГ, Франции, США, Канаде.

Затрудняет использование водных ресурсов и их очень неравномерное распределение по времени. Больше всего воды реки несут в период весеннего половодья в результате снеготаяния и выпадения дождей, а наибольшая потребность в воде ощущается летом. В летнюю межень сток невелик из-за того, что выпадающие осадки в основном расходуются на пополнение запасов почвенной влаги и испарение. Установлено, что поверхностный сток — основная причина весеннего половодья и паводков, а наиболее стабильным, постоянно питающим реки является подземный сток (см. рис. 49). Чтобы увеличить ресурсы воды в период межени, человек стремится зарегулировать речной сток, накапливая паводковые воды в водохранилищах или переводя поверхностный сток в подземный путем системы мелиорации земель, и в том числе созданием лесных полос в степной зоне.

Важнейшим хранилищем запасов пресных вод служат снежно-ледовые ресурсы: ледники и снежники в горных районах.

Влияние деятельности человека на водные ресурсы и меры по их охране и восстановлению. Деятельность человека становится в настоящее время мощным фактором, влияющим на качество водных ресурсов. Влияние это может быть как непосредственным, например при строительстве ГЭС, заборе воды рек для орошения и т. п., так и косвенным, через другие компоненты природы: климат, почву, растительность и др. Так, нерациональная рубка лесов усиливает неравномерность стока, увеличивает эрозию. Напротив, посадка леса, лесоразведение делают сток более устойчивым, служат защитой земель от эрозии. Чрезмерная распашка степей юга России в конце прошлого века способствовала ухудшению условий впитывания воды в почву, усилению стока в период половодий и обмелению рек в межень, развитию эрозионных процессов.

Одна из основных мер сохранения водных ресурсов — экономия их потребления.

Серьезной проблемой, которая требует неотложного решения, является проблема загрязнения вод. Истощение водных ресурсов в результате потери их качества представляет большую угрозу, чем их количественное истощение. Среди мер по улучшению водных ресурсов заметную роль играет регулирование стока. С этой целью создаются водохранилища на реках, хотя наряду с очевидными выгодами их наличие приводит и к отрицательным последствиям как для окружающей среды, так и для народного хозяйства. К ним прежде всего относится затопление и подтопление прилегающих к водохранилищам земель. Поэтому в настоящее время создание новых крупных водохранилищ ведется, как правило, в горных районах, на реках с узкими и глубокими речными долинами. Кроме того, все больше внимания уделяется подземным водохранилищам.

Стихийные явления, связанные с водой. С водой связано много стихийных явлений: наводнения, цунами, ливни, снегопады, сели, лавины, наледи, гололеды, оползни. По статистике более половины мировых бедствий вызываются катастрофическим избытком или недостатком воды: 40% всех стихийных бедствий приходится на наводнения и 15% на засухи.

Вспомните, отчего бывают наводнения на реках. Какие меры принимаются для борьбы с наводнениями?

В горных районах Кавказа, Южной Сибири широко распространены сели — бурные грязе-каменные потоки, возникающие после сильных ливней или при интенсивном снеготаянии. Причины возникновения селей — наличие больших запасов рыхлых, слабо закрепленных грунтов в верховьях горных долин, а также антропогенный фактор: сведение лесов на склонах гор. Борьба с селями ведется путем облесения горных склонов, травосеяния, террасирования и сооружения подгорных стенок. В руслах селеопасных рек строятся небольшие плотины — селесборники.

Вопросы и задания

  1. Что такое водпые ресурсы? Что надо знать, чтобы дать оценку водных ресурсов страны?
  2. Укажите главные особенности водных ресурсов России.
  3. Как влияет на водные ресурсы деятельность человека? Приведите положительные и отрицательные примеры.
  4. Какие меры принимаются в нашей стране по защите и охране водных ресурсов? Что делается с этой целью в вашей местности?

Итоговые задания по теме

  1. Назовите все виды внутренних вод. Охарактеризуйте роль каждого из них в природе и хозяйстве.
  2. Покажите на карте главные речные системы России. Объясните их особенности.
  3. Что такое режим реки? От чего он зависит? На что влияет? Расскажите о режиме рек вашего края.
  4. Какие характеристики реки надо знать для использования ее в хозяйстве?
  5. Объясните причины образования вечной мерзлоты и покажите границу ее распространения. Как влияет многолетняя мерзлота на другие компоненты природы, на жизнь и деятельность человека?
  6. Дайте оценку водных ресурсов страны, своей республики (края, области). Какие меры проводятся по их охране и восстановлению?
  7. Докажите справедливость поговорки «Вода — это жизнь».

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru