Учебник для 8 класса

ХИМИЯ

       

§ 30. Реакции разложения

В окружающем мире и внутри нас ежесекундно протекают миллионы реакций. Получить представление о них нам помогает классификация реакций. С одной из классификаций — «по признаку поглощения или выделения теплоты» — мы уже познакомились. Рассмотрим ещё одну классификацию реакций — «по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции».

Познакомимся с реакциями разложения. Обратимся к истории химии.

В 1774 г. английский химик Дж. Пристли, используя стеклянную двояковыпуклую линзу (большое увеличительное стекло), направил сконцентрированный ею пучок солнечных лучей на оксид ртути (II) и получил кислород (рис. 100).

Рис. 100.
Опыт Пристли

Чтобы подчеркнуть, что кислород — это газ, в уравнении реакции рядом с его формулой записывают стрелку, направленную вверх:

Обратите внимание на следующий признак этой реакции разложения — в неё вступает одно сложное вещество, а образуются два новых простых вещества.

Рассмотрим другую аналогичную реакцию: разложение воды электрическим током с помощью специальной установки — электролизёра (рис. 101):

Рис. 101.
Электролиз воды:
а — фотография электролизёра; б — схема электролизёра

Этот процесс служит одним из способов получения чистого кислорода. Однако в лабораторной практике кислород часто получают разложением другого вещества — пероксида водорода Н2O2 (в обиходе его часто называют перекисью водорода):

Если подогревать некоторый объём пероксида водорода в пробирке, не доводя его до кипения, то кислород выделяется медленно и его будет недостаточно, чтобы увидеть, как вспыхнет внесённая в верхнюю часть пробирки тлеющая лучинка. В этом случае говорят, что химическая реакция идёт с небольшой скоростью. Можно ли увеличить скорость химической реакции?

Нальём в химический стакан на 1/3 его объёма купленного в аптеке пероксида водорода и с помощью ложечки аккуратно всыпем в него немного порошка оксида марганца (IV) (рис. 102, а). Жидкость в стакане мгновенно «вскипает» от бурно выделяющегося кислорода (рис. 102, б). Внесённая в верхнюю ч^сть стакана тлеющая лучинка ярко вспыхивает, доказывая наличие кислорода (рис. 102, в). В этом случае говорят о том, что реакция протекает с большой скоростью. Следовательно, скорость химической реакции — это быстрота её протекания, т. е. быстрота превращения одних веществ в другие.

Рис. 102.
Разложение пероксида водорода с использованием оксида марганца (IV)

Мы научились управлять скоростью химической реакции разложения пероксида водорода, и помог нам в этом оксид марганца (IV) — катализатор этой реакции.

Катализаторы — это вещества, изменяющие скорость химических реакций, но по окончании их остающиеся качественно и количественно неизменёнными.

По окончании химической реакции разложения пероксида водорода ускоривший её протекание оксид марганца (IV) не изменился. Как это можно доказать? Если вылить из химического стакана оставшийся в нём продукт реакции — воду, а затем прилить в него свежую порцию пероксида водорода, то реакция будет протекать снова.

Аналогичный процесс вы могли наблюдать, если полученную вами ранку для её обеззараживания обрабатывали перекисью водорода. Бурное выделение кислорода катализируется в этом случае содержащимся в крови биологическим катализатором — ферментом каталазой.

Биологические катализаторы белковой природы называют ферментами.

Большинство химических процессов в живых организмах протекают с участием ферментов.

Ферменты входят в состав многих стиральных порошков и помогают отстирывать пятна крови, белков, чая и других загрязнителей. С помощью ферментов варят пиво, изготавливают сыры и лекарственные средства.

Обратим внимание на признак реакции разложения пероксида водорода — в реакцию вступило одно сложное вещество, а образовались два новых — простое и сложное.

Рассмотрим ещё одну разновидность реакций разложения.

Подогреем в пробирке на пламени спиртовки свежеполученный голубой студенистый осадок гидроксида меди (II). Содержимое пробирки чернеет из-за получающегося в результате реакции разложения оксида меди (II):

В этой реакции из одного сложного вещества (гидроксида меди (II)) образовались два новых сложных вещества: оксид меди (II) и вода.

В промышленности разложение минерала известняка, основу которого составляет карбонат кальция, используют для получения негашёной извести (оксида кальция):

Этот производственный процесс называют обжигом известняка. Его также применяют для производства углекислого газа, который имеет большое промышленное значение (вспомните какое).

А может в результате реакции разложения получиться не два, а более двух веществ?

Опять обратимся к эксперименту: получим кислород ещё одним способом — разложением перманганата калия КМnO4, в быту называемого марганцовкой:

и соберём его (рис. 103).

Рис. 103.
Получение и собирание кислорода:
а — методом вытеснения воды; б — методом вытеснения воздуха

В данном случае в реакцию вступило одно сложное вещество, а образовалось три новых вещества — два сложных и одно простое.

Подведём итоги — сформулируем определение понятия «реакция разложения».

Реакции разложения — это такие реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуются два и более новых вещества.

Ключевые слова и словосочетания

  1. Реакции разложения.
  2. Скорость химической реакции.
  3. Катализаторы.
  4. Ферменты.

Работа с компьютером

  1. Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал урока и выполните предложенные задания.
  2. Найдите в Интернете электронные адреса, которые могут служить дополнительными источниками, раскрывающими содержание ключевых слов и словосочетаний параграфа. Предложите учителю свою помощь в подготовке нового урока — сделайте сообщение по ключевым словам и словосочетаниям следующего параграфа.

Вопросы и задания

  1. Запишите уравнения реакций разложения, схемы которых:

  2. Какое количество вещества воды разложилось под действием постоянного электрического тока, если при этом образовалось 67,2 м3 кислорода (н. у.)? Каков объём (н. у.) полученного при этом водорода?
  3. Какие группы реакций вы знаете по признаку выделения или поглощения теплоты? Как можно назвать реакцию, протекающую с участием катализатора? А как — с участием фермента?
  4. Запишите уравнение реакции разложения нитрата серебра, если в результате неё образуются кислород, оксид азота (IV) и серебро.
  5. Какая масса перманганата калия потребуется для получения 11,2 л кислорода (н. у.)?
  6. Запишите формулы соответствующих кислот и оксидов, если известны формулы солей: КМnO4, К2СrO4.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru