Учебник для 4 класса

ИНФОРМАТИКА

       

§ 19. Кто, кем и зачем управляет

Управление — это один из важнейших терминов информатики.

Люди могут управлять собой, другими людьми и различными техническими устройствами. Так, учитель управляет классом, директор школы управляет школой, дирижёр — оркестром, а командир — солдатами. Водитель управляет автомобилем, пилот — самолётом, капитан — кораблём.

Компьютер является частью робота и управляет им. Компьютером управляет человек с помощью программ, созданных специально для этого.

Управление всегда происходит с какой-то целью. Корабль не выйдет в море, если капитан не знает цели: куда корабль должен доставить груз или пассажиров. Ни одна, даже самая могущественная, армия не выступит против врага, не имея главнокомандующего и плана управления военными действиями.

Управление может быть стихийным, когда человек не задумывается, что он делает и зачем. Управление может быть целенаправленным, когда прежде чем кем-то или чем-то управлять, люди собирают информацию, анализируют её, чтобы принять решение.

В четвёртой главе — в заключительной части курса информатики в начальной школе — мы подробно поговорим об управлении, используя знания, полученные на уроках информатики.

Цель

Понять, что управление — это особое отношение между объектами. Понять, что процесс управления включает в себя того, кто управляет, и того, кем или чем управляют, а также цель управления.

Научиться узнавать и называть в окружающей действительности, кто, кем или чем управляет, и приводить свои примеры.

Понять

Нет такого человека, который никогда не управлял. В каждый момент времени люди управляют собой и другими людьми. Часто приходится управлять различными техническими устройствами: автомобилем, стиральной машиной, кофеваркой, компьютером и так далее.

Мы уже знаем, что объекты могут находиться в различных отношениях друг с другом (больше, сильнее, дороже, старше). Эти отношения не характеризуют взаимодействие между объектами: они констатируют факт — так есть.

Управление — это особое отношение между объектами.

Управление — это отношение, которое заключается в том, что один объект специально, с определённой целью воздействует на другой объект.

Рассмотрим примеры. Вспомним эпизод из жизни всем известного сказочного героя Винни Пуха.

— Пятачок, — спрашивает Винни Пух, — у тебя дома есть зонтик?

— Кажется, есть.

— Тогда я тебя прошу: принеси его сюда и ходи тут с ним взад и вперёд, а сам поглядывай всё время на меня и приговаривай: «Похоже, что дождь собирается!».

Кто и кем здесь управляет? Управляет Винни Пух. Кем? Пятачком. Он посылает поросёнка за зонтиком.

Рассмотрим другой пример. Проанализируем рисунок с точки зрения ответа на вопрос: кто, кем и зачем (с какой целью) управляет?

Результат представим в виде таблицы.

Кто (что) управляет

Светофор и разметка на дороге

Кем управляет

Пешеходом (мальчиком) и водителем автомобиля

Здесь непосредственно мальчиком и водителем управляют неживые объекты: светофор и «зебра» на дороге, которые специально установлены, с целью обеспечить безопасность пешеходов и водителей.

Выполни

План действий

  1. Вспомни сказку Александра Сергеевича Пушкина о рыбаке и рыбке.
  2. Создай в рабочей тетради таблицу.

Кто управляет

Старуха

Кем управляет

Стариком — посылает его к золотой рыбке с просьбами

  1. Дай три других варианта ответа. (Создай в рабочей тетради и дополни три таблицы.)

Таблица 1

Кто управляет

Старуха

Кем управляет

— просит золотую рыбку через старика

Таблица 2

Кто управляет

Старик

Кем управляет

— передаёт золотой рыбке просьбы старухи

Таблица 3

Кто (что) управляет

Кем управляет

Вещами старика и старухи — старые вещи исчезают, новые появляются

  1. Срисуй в рабочую тетрадь и дополни схему отношений между старухой и стариком.

  1. Создай таблицы и схему в текстовом редакторе. Сохрани файл под именем «Отношение управления» в папке «Моё портфолио».

Главное

  • Управление — это особое отношение между объектами, когда один объект воздействует на другой с какой-либо целью.
  • Процесс управления включает в себя того, кто управляет, того или то, кем или чем управляют, и цель управления.
  • Ответ на вопрос, кто кем управляет, зависит от того, на какие объекты и отношения между ними мы обратили внимание.

Знать

  1. Что такое управление?
  2. Чем управление отличается от других отношений между объектами?
  3. Приведи пример из своей жизни, когда тебе приходилось кем-то управлять. Какова была твоя цель?
  4. Можно ли управлять объектом, о котором тебе известно только его имя? Что из этого получится?
  5. Придумай игру, в которой управление игроками происходит с помощью игрального кубика. Расскажи правила этой игры.

Уметь

Выполни задания в рабочей тетради № 2.

Выполни на компьютере задания к параграфу из раздела УМЕТЬ компакт-диска.

Прочитай на досуге в книге «Расширь свой кругозор» текст «Могут ли неживые объекты управлять».

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru