Учебник для 4 класса

ИНФОРМАТИКА

       

§ 2. Действия с данными

Цель

Понять, чем отличаются действия с информацией от действий с данными.

Научиться рассуждать о действиях с данными и выполнять эти действия, в том числе с помощью компьютера.

Повторить

С информацией человек может осуществлять разные действия: получать информацию, наблюдая за объектами реальной действительности, запоминать ее.

Можно передать информацию с помощью устного сообщения, обработать её в уме.

Обработать информацию в уме — это, например, поработать с текстом: понять его смысл, выполнить анализ текста с целью найти ошибки и исправить их, выделить главное в тексте и так далее.

Обработать информацию — это также означает проанализировать изображение: назвать нарисованные объекты, найти общие признаки этих объектов, определить, чем они отличаются, чем похожи, то есть сравнить их.

Данные — это закодированная информация, представленная на том или ином носителе — на камне, бумаге, стеклянной посуде, одежде, DVD-диске — в виде текстов, рисунков, чисел.

Тексты, рисунки, числа — это данные.

Данные, если они представлены на таких носителях, как, например, камень или бумага, можно рассматривать, анализировать, сравнивать как обычные объекты реальной действительности.

Рассматривать, анализировать, сравнивать данные — это действия с информацией, которые человек осуществляет в уме.

Информация хранится в памяти людей, поэтому действия с информацией люди могут выполнять только в уме.

Текстовые, числовые, графические и звуковые данные хранятся на носителях, в том числе электронных. Электронные носители — это оперативная память компьютера, жёсткий диск, CD- или DVD-диски, флэш-память и так далее. Поэтому разные действия с данными можно выполнять с помощью компьютера.

Данные хранятся на носителях, в том числе электронных, поэтому с ними можно работать с помощью компьютера.

Рис. Флэш-память

Такой носитель информации, как камень, — твёрдый и тяжёлый. Поэтому данные на таком носителе нелегко создавать, изменять или переносить с места на место.

С данными, представленными на бумаге, работать легче. На бумажном носителе легко создать текст, рисунок. Можно представить информацию в виде чисел. Данные на бумаге удобно хранить и пересылать обычной почтой.

Звуковые данные можно передать с помощью колокола или барабанного боя. Но с помощью колокола или барабана их нельзя сохранить.

С помощью компьютера любые данные легко создавать, обрабатывать, хранить-копировать, пересылать. Электронные данные можно удалять из электронного документа или из памяти компьютера. Их можно вставлять в документ.

Электронные данные (текстовые, графические, звуковые) можно передавать по электронной почте. Для этого нужен компьютер или современный мобильный телефон, которые имеют выход в сеть Интернет.

Рис. Современные мобильные телефоны

По электронной почте можно посылать данные любого вида, если они закодированы и хранятся в памяти компьютера или мобильного телефона.

Много хороших свойств имеют электронные данные. Но есть и неудобства — с электронными данными нельзя работать без компьютера.

Выполни

План действий

  1. Создай таблицу в рабочей тетради и в текстовом редакторе.

    Действия с информацией

    Смысл действия с информацией

    Получить

    Понаблюдать за объектом, послушать рассказ об объекте, прочитать

    Сохранить

    Запомнить полученную информацию, закодировать знаками, рисунками, цифрами на носителе

    Обработать

    Выполнить смысловой анализ информации по её свойствам: по новизне, по понятности, по важности; назвать общее, выделить отличия, выделить главное, существенное

    Получить

    Получить данные на носителе непосредственно из рук другого человека, обычной почтой или по электронной почте, найти документ в шкафу или в Интернете и так далее

    Сохранить

    Спрятать в коробке, в ящике стола, в шкафу или скопировать на жёсткий диск своего компьютера, CD-или DVD-диск, флэш-память и так далее

    Обработать

    Выполнить сравнительный анализ данных по форме представления (текстовые, графические, числовые, звуковые данные), сравнить носители, сравнить по смыслу или по форме (размер и цвет шрифта и так далее), изменить, найти ошибки, расположить, в том числе автоматически с помощью компьютера

    1. Сравни и расскажи, чем отличается действие «получить информацию» от действия «получить данные».
    2. Приведи пример из твоей жизни, когда ты получил не новую для тебя информацию.
    3. Сохрани файл под именем «Действия с информацией и данными» в папке «Моё портфолио».
    4. Осуществи действие с данными — скопируй созданный тобой файл на флэш-память.

    Главное

    • Человек может осуществлять различные действия с информацией: получать, запоминать, обрабатывать в уме, использовать и другие.
    • Если человек получает, обрабатывает или передаёт закодированную информацию, в том числе с помощью компьютера, то он осуществляет действия с данными.

    Знать

    1. Анализировать текст в уме — это действие с информацией или действие с данными?
    2. Сравни и расскажи, чем отличается действие с информацией «сохранить» от действия с данными «сохранить».
    3. Приведи пример получения информации из собственного опыта и пример получения данных из собственного опыта.
    4. Часто ли тебе приходится получать не важную или не нужную для тебя информацию? Приведи пример.

    Уметь

    Выполни задания в рабочей тетради №1

    Выполни на компьютере задания к параграфу из раздела УМЕТЬ компакт-диска.

    Прочитай на досуге в книге «Расширь свой кругозор» текст «Как сравнивать действия».

     

     

     

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru