Учебник для 8 класса

Информатика и ИКТ

       

§ 3.3. Создание графических изображений

Ключевые слова:

  • графический редактор
  • растровый графический редактор
  • векторный графический редактор
  • интерфейс графических редакторов
  • палитра графического редактора
  • инструменты графического редактора
  • графические примитивы

Графический редактор — компьютерная программа, позволяющая создавать и редактировать изображения.

Различают растровые и векторные графические редакторы.

3.3.1. Интерфейс графических редакторов

Примером популярного растрового графического редактора является программа Microsoft Paint, которая поставляется вместе с операционной системой Windows1.


    1Аналогичный графический редактор KolourPaint для ОС Linux включён в пакет свободного программного обеспечения, поставленный в образовательные учреждения Российской Федерации.

Рассмотрим окно этой программы (рис. 3.11).

Рис. 3.11.
Окно графического редактора Microsoft Paint

Вдоль верхнего края окна приложения располагается строка заголовка, содержащая имя документа, имя программы и кнопки управления, с помощью которых можно изменить размер окна, свернуть его или закрыть.

Ниже строки заголовка расположена строка меню, содержащая названия групп команд, объединённых по функциональному признаку. Каждое слово в этой строке — кнопка, открывающая список команд. Рядом со словами-командами могут быть дополнительные символы:

  • многоточие означает, что перед выполнением команды у пользователя будет запрошена дополнительная информация через диалоговое окно;
  • треугольник-стрелка означает, что этот пункт открывает вход в следующее меню;
  • галочка рядом с командой означает, что отмеченная команда активна в настоящее время;
  • комбинация клавиш справа от названия команды — это альтернативный вариант запуска команды с помощью клавиатуры.

Рабочая область — это основная часть окна, предназначенная для создания изображения и работы с ним. Размеры рисунка могут быть больше видимой на экране области рисования; в таких случаях для доступа к отдельным частям рисунка используют полосы прокрутки.

Слева расположена панель инструментов, с помощью которых создаётся или изменяется (редактируется) рисунок; под рабочей областью расположена палитра, с помощью которой устанавливаются цвет изображения и цвет фона.

В строке состояния (нижняя часть окна) выводится справочная информация.

Перечисленные элементы интерфейса так или иначе присутствуют в любом графическом редакторе, хотя при запуске некоторых из них может открываться не одно окно, а целый набор окон (рис. 3.12).

Рис. 3.12.
Минимальный набор окон, открываемых при работе в графическом редакторе Gimp

3.3.2. Некоторые приёмы работы в растровом графическом редакторе

Для рисования нужен холст (рабочая область), краски и инструменты.

В каждом графическом редакторе есть возможность установить нужные размеры рабочей области. Так, в графическом редакторе Paint в меню Рисунок можно выбрать пункт Атрибуты и с его помощью установить нужные размеры рабочей области (белого холста). Далее следует выбрать инструмент рисования и указать два цвета:

  • основной цвет — тот, которым будет выполняться рисунок на холсте, — он устанавливается щелчком левой кнопкой мыши на нужном цвете палитры;
  • фоновый цвет — этот цвет как бы подкладывается под белый холст и проявляется в некоторых ситуациях — он устанавливается щелчком правой кнопкой мыши на цвете палитры.

По умолчанию используется чёрный основной и белый фоновый цвета.

Во многих графических редакторах реализована возможность конструирования цвета на основе цветовой модели HSB (по первым буквам английских слов Hue — цветовой тон (оттенок), Saturation — насыщенность (контраст), Brightness — яркость).

Окно конструирования цвета в графическом редакторе Paint открывается командой Палитра, Изменить палитру, Определить цвет. Сначала выбирается цвет в радуге (перемещение крестообразного указателя слева направо), потом устанавливается его контрастность (перемещение того же указателя сверху вниз), а затем перемещением треугольного указателя задаётся яркость (рис. 3.13).

Рис. 3.13.
Окно конструирования цвета в графическом редакторе Paint

В каждом растровом графическом редакторе существуют инструменты, позволяющие создавать на экране компьютера изображения подобно тому, как это делается на бумаге. Рассмотрим инструменты графического редактора Paint:

  • Карандаш — используется для прорисовки контуров предмета от руки; цвет карандаша выбирается на палитре.
  • Кисть — используется для рисования от руки; цвет краски выбирается на палитре, в дополнительном меню настройки выбирается один из двенадцати вариантов кисти.
  • Распылитель — напыляет точки выбранного цвета; можно выбрать один из трех вариантов области напыления.
  • Заливка — позволяет «залить» краской любую замкнутую область.
  • Ластик — позволяет стирать части изображения; в дополнительном меню настройки можно выбрать один из четырёх вариантов размера ластика.
  • Масштаб — позволяет увеличивать изображение; в меню настройки можно выбрать один из четырёх вариантов укрупнения.
  • Надпись — позволяет размещать на рисунке текст и таким образом создавать открытки, красочные объявления, пригласительные билеты, визитные карточки и т. д.

Основные инструменты рисования Карандаш и Кисть пользователь перемещает по экрану с помощью мыши. Получить таким способом нужную линию под силу только опытному пользователю, к тому же хорошо владеющему обычными карандашом и кистью. Начинающему художнику лучше всего использовать в своей работе инструменты Линия, Кривая, Прямоугольник, Эллипс и другие, позволяющие достаточно просто строить на экране компьютера простейшие геометрические фигуры, иначе называемые графическими примитивами. Из графических примитивов можно собирать достаточно сложные графические изображения (рис. 3.14).

Рис. 3.14.
Последовательность создания сложного изображения на основе графических примитивов

В растровом графическом редакторе имеется возможность создания сложных графических изображений путём преобразования, перемещения и многократного повторения некоторой части имеющегося на экране изображения — фрагмента. Прежде всего, фрагмент изображения (графический фрагмент) следует выделить. В графическом редакторе Paint для этого предназначены инструменты Выделение произвольной области и Выделение. Выделенный фрагмент можно:

  • удалить — выделенный фрагмент исчезнет, а его место заполнится цветом фона;
  • переместить методом перетаскивания в любое место рабочей области, при этом прежнее место расположения фрагмента заполнится цветом фона;
  • вырезать (команда Вырезать в меню Правка) — выделенный фрагмент исчезает с экрана и помещается в специальную область оперативной памяти — буфер обмена, а его место на холсте заполняется цветом фона;
  • копировать (команда Копировать в меню Правка) — выделенный фрагмент остается на прежнем месте, а его точная копия помещается в буфер обмена;
  • размножить перетаскиванием при нажатой клавише Ctrl — очередная копия фрагмента будет появляться всякий раз, когда кнопка мыши будет отпущена;
  • преобразовать (повернуть, растянуть, наклонить) — в диалоговых окнах команд меню Рисунок точно указывается, как именно будет преобразован выделенный фрагмент.

Созданный рисунок можно сохранить в файле с помощью команды Сохранить как меню Файл.

Растровые графические редакторы позволяют соединять в один рисунок ранее созданные и сохранённые в файлах изображения и их фрагменты (рис. 3.15).

Рис. 3.15.
Результат соединения рисунка книги и отсканированной обложки книги-задачника

Графический редактор Paint ориентирован на процесс рисования простых изображений и на комбинирование готовых фрагментов. Большинство растровых графических редакторов предназначены не столько для создания изображений, сколько для их обработки (Adobe Photoshop, Gimp). Они позволяют изменять цветовую палитру всего изображения и цвет каждого отдельного пикселя, проводить художественную обработку графических изображений (рис. 3.16).

Рис. 3.16.
Варианты преобразования изображения в графическом редакторе Gimp

Задача. Некое растровое изображение было сохранено в файле pl.bmp как 24-разрядный рисунок (т. е. глубина цвета = 24). Во сколько раз будет меньше информационный объём файла p2.bmp, если в нём это же изображение сохранить как 256-цветный рисунок?

Решение. Для кодирования 256 разных цветов требуется 8-разрядный двоичный код (256 = 28), т. е. для кодирования цвета каждого пикселя используется 8 битов. Для кодирования цвета каждого пикселя исходного изображения использовалось 24 бита. Так как количество пикселей в двух изображениях одинаково, то информационный объём файла p2.bmp в 3 раза меньше информационного объёма исходного файла.

Ответ: в 3 раза.

Самым мощным растровым графическим редактором, широко распространённым среди специалистов, работающих с растровыми изображениями, является Adobe Photoshop. Это коммерческий продукт, работающий под управлением ОС Microsoft Windows. На сайте http://www.psd.ru/ вы можете получить самую полную информацию об этом графическом пакете, а также взять уроки работы в нём.

На сайте http://www.progimp.ru/ вы можете познакомиться и получить навыки работы с графическим редактором Gimp — свободно распространяемой программой, работающей в таких операционных системах, как Microsoft Windows, Mac OS, Linux.

3.3.3. Особенности создания изображений в векторных графических редакторах

Конструирование сложных графических изображений из простых геометрических фигур (графических примитивов) — основная идея векторных графических редакторов. Особенности работы в векторных редакторах рассмотрим на примере редактора OpenOffice.org Draw.

К графическим примитивам в Draw относятся: линии и стрелки; прямоугольники; окружности, эллипсы, дуги, сегменты и секторы; кривые; фигуры-символы, выноски, звёзды; соединительные линии; трёхмерные объекты (куб, шар, цилиндр и т. д.); текстовые объекты и т. д. (рис. 3.17).

Рис. 3.17.
Инструменты графического редактора OpenOffice.org Draw для создания графических примитивов

Можно изменять свойства графического примитива, выбирая стиль, толщину и цвет контура фигуры, а также разные варианты за-ливки внутренней области и др. (рис. 3.18).

Рис. 3.18.
Инструменты графического редактора Draw для изменения свойств графического примитива

Векторный графический редактор воспринимает каждый графический примитив как отдельный объект, который можно преобразовывать — уменьшать и увеличивать, поворачивать, наклонять, использовать другие самые невероятные эффекты. Предварительно объект должен быть выделен. В отличие от растрового редактора для выделения объекта ничего обводить или помещать поверх выделяемой области не нужно. Достаточно выбрать инструмент Выделение объекта и щёлкнуть на нужном изображении. Так могут быть выделены мельчайшие графические примитивы, а также фигуры, имеющие достаточно причудливую форму. Так как каждый объект в векторном рисунке является независимым от других, то его изменение или удаление никак не затронет другие части рисунка (рис. 3.19).

Рис. 3.19.
Рисунок, выполненный в векторном графическом редакторе (а); результат перемещения графического объекта «солнышко» в векторном (б) и растровом (в) графических редакторах

Каждый графический примитив рисуется в новом слое, который можно сравнить с прозрачной плёнкой. Это позволяет создавать сложные изображения, накладывая объекты друг на друга (рис. 3.20).

Рис. 3.20.
Рисунок, состоящий из четырёх слоев

Существует возможность изменения порядка расположения графических объектов относительно друг друга: слой с выделенным объектом можно поместить на передний план, на задний план, а также на один слой вперёд или назад.

Отдельные графические примитивы можно преобразовать в единый объект (сгруппировать). С полученным объектом можно проводить те же действия, что и с исходными объектами. Сложный объект, состоящий из нескольких примитивов, можно разгруппировать, разбив его на отдельные элементарные объекты.

Программные средства для работы с векторной графикой предназначены преимущественно для создания изображений, а не для их обработки. Программы векторной графики широко используют в конструкторских и дизайнерских бюро, рекламных агентствах, редакциях и издательствах.

Одним из самых мощных векторных графических редакторов является CorelDraw, позволяющий не только создавать очень сложные графические объекты, но и выполнять трансформации одного объекта в другой. По заранее подготовленным исходному и конечному рисункам программа сама выполнит все необходимые расчёты и выведет на экран заданное вами множество промежуточных рисунков, наглядно представляющих, например, «превращение» мухи в слона.

Уроки для начинающих на сайте http://www.coreldrawgromov.ru/ позволят вам в свободное время освоить основные приёмы работы в векторном графическом редакторе CorelDraw.

Самое главное

Графический редактор — программа, позволяющая создавать и редактировать изображения с помощью компьютера.

Основными элементами интерфейса любого графического редактора являются: строка заголовка, строка меню, рабочая область, панели инструментов, палитра, строка состояния.

Различают растровые и векторные графические редакторы.

Большинство растровых графических редакторов ориентированы не столько на создание изображений, сколько на их обработку. Векторные графические редакторы, наоборот, применяются для создания изображений.

Вопросы и задания

  1. Для чего предназначены графические редакторы? Имеете ли вы опыт работы в графическом редакторе? Если да, то опишите этот редактор.
  2. Перечислите основные элементы интерфейса графического редактора.
  3. Опишите основные возможности растровых графических редакторов.
  4. Опишите основные приёмы работы в графическом редакторе Paint (KolourPaint).
  5. Почему с помощью цветовой модели HSB человеку более удобно подбирать нужный цвет, чем с помощью цветовой модели RGB?
  6. В каком редакторе, растровом или векторном, вы будете редактировать фотографию?
  7. Что такое графический примитив?
  8. Опишите основные возможности векторных графических редакторов.
  9. Сравните фрагменты растровых и векторных изображений, которые можно подвергать преобразованиям.
  10. Некое растровое изображение было сохранено в файле как 256-цветный рисунок. Во сколько раз уменьшится информационный объём файла, если это же изображение сохранить как монохромный (чёрно-белый без градаций серого) рисунок?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru