Учебник для 10 класса

История России

       

§ 10—11. Русское общество в XI в.

Дискуссия об уровне социально-экономического развития Древней Руси. Вопрос об уровне социально-экономического развития Руси уже несколько десятилетий находится в сфере острой дискуссии. В пору складывания советской историографии истории Древней Руси в этой области исследования возобладала точка зрения Б. Д. Грекова, отраженная наиболее полно в его книге «Киевская Русь», а также в трудах его последователей в этой области исследований — Л. В. Черепнина, В. Т. Пашуто и позже М. Б. Свердлова.

Смысл ее заключался в том, что общественные отношения в Древнерусском государстве носили в основном феодальный характер уже с X в. Складывался класс феодалов, появилась феодальная земельная собственность, зарождались классовые отношения и классовая борьба. Элементы рабства на Руси были спорадическими. По существу, Греков и его последователи почти автоматически переносили уровень и масштабы развития феодальных отношений в Западной Европе на Древнюю Русь.

Эта точка зрения господствовала в течение долгого времени. Имеет она поддержку среди широких кругов историков и поныне.

Однако в 70-е гг. XX в. дерзкий вызов «школе Грекова» бросил молодой ленинградский историк И. Я. Фроя-нов в серии своих статей и в книге «Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории» (Л., 1974). Впоследствии свои идеи И. Я. Фроянов и его ученики развивали в книгах и статьях.

И. Я. Фроянов полагал, что Б. Д. Греков и его последователи искусственно завышали уровень развития феодальных отношений и классовой борьбы в Древней Руси. Ничего подобного на Руси не было ни в X, ни в XI в. И лишь в конце XI в. забрезжил свет раннего феодализма со всеми характерными чертами этих общественных отношений. До этого времени преобладал патриархальный, родоплеменной уклад. Большинство населения были свободными собственниками земли на общинной основе. Одновременно в обществе существовали и рабовладельческие отношения. Спор между «школой Грекова» и «школой Фроя-нова» продолжается и по сей день.

Возникновение феодальной земельной собственности. По мере развития сельского хозяйства, дающего значительную часть богатств, все большую ценность приобретала земля с работающим на ней населением. Кто обладал такими землями, кто облагал смердов в свою пользу податями (деньгами, продуктами), тот увеличивал свои доходы, личные богатства, мощь, процветание своих семей, усиливал свою власть, свое влияние в обществе. Именно земля с каждым десятилетием становилась все большим богатством на Руси, как и в других тогдашних странах. К овладению этим богатством стремилась наиболее влиятельная, способная, решительная и, конечно, наиболее жестокая и беззастенчивая часть общества — князья, бояре, дружинники, высшие церковники.

После отмены полюдья на Руси был введен регулярный сбор дани с населения. Люди были свободны, но они уже попадали в определенную зависимость от государства, от великого князя. С середины XI в. всюду на Руси, но особенно широко в Среднем Поднепровье и вокруг Новгорода, земли все чаще оказывались в частных руках. Первыми здесь были, конечно, князья. Пользуясь силой, влиянием, они в одних случаях откровенно присваивали себе земли соседской общины, объявляли их своими собственными владениями. В другом случае они помещали на не заселенные ранее земли пленников и превращали их в своих работников, строили в этих землях хозяйственные постройки, хоромы, поселяли своих управителей и организовывали собственное хозяйство.

В руки князя переходили лучшие пахотные земли, луга, леса, озера, рыбные ловли, пастбища. А свободные люди, которые раньше лишь уплачивали дань князю и более ничем не были с ним связаны, постепенно попадали от него в зависимость. Смердов привлекали к различным работам в хозяйстве князя. Так возникала их поземельная зависимость от господина.

На Руси, как и в других странах Европы, создается княжеский домен, т. е. княжеское владение, — комплекс земель, населенных людьми, зависимыми непосредственно от главы государства. В XI в. таких владений было еще немного, но они знаменовали наступление новых порядков.

К этому же времени относится и возникновение собственных земельных владений, личных хозяйств княжеских бояр и дружинников. В ранний период истории Руси великие князья предоставляли местным князьям и боярам право собирать дань с тех или иных земель. Часть этой дани они оставляли себе в качестве платы за службу великому князю. Эти люди как бы кормились с земель, а такой порядок назывался «кормлением».

Позднее эти «кормления» заменяются передачей князем своим вассалам населенных земель на правах наследственной собственности. Такие земельные владения на Руси называли вотчиной или отчиной (от слова «отец»). Именно там и возникал хозяйственный комплекс боярина или дружинника. Однако право верховной власти на эти земли принадлежало великому князю. Он мог пожаловать эту землю, но мог и отнять ее за преступления или за нерадивую службу и передать другому лицу.

В свою очередь крупные земельные собственники передавали часть своих земель своим дружинникам во владение, с тем чтобы у них были средства к существованию, возможность приобрести военное снаряжение.

В Западной Европе участки земель, передаваемые за службу от одного земельного собственника другому, называли феодом, а вся система такой многоступенчатой земельной зависимости называлась феодальной системой или феодальной иерархией, а сами владельцы земель, населенных крестьянами, или владельцы городов, населенных ремесленниками и другими жителями, назывались феодалами. Ко второй половине XI в. такая система стала складываться и на Руси. Постепенно эти островки частных владений становились все крупнее и крупнее, тесня земли свободных общинников.

Зависимое население. Феодальная система была неотделима от труда зависимого населения. Получалось, что за право пользования пахотной землей, лугами, лесами, реками и озерами, которые теперь становились городскими, крестьяне должны были платить владельцу платежи деньгами и продуктами, исполнять разного рода повинности и работы. Оставались также и общегосударственные поборы и повинности. Новая жесткая система внедрялась на Руси по воле верхушки общества. Это наносило определенный ущерб свободным людям и свободному труду.

Вместе с тем феодальное хозяйство имело и ряд преимуществ. Оно было, как правило, крупным, в нем можно было лучше организовать и обработку почвы, и расчистку леса, и строительство хозяйственных построек, и многое другое. Такое хозяйство было более продуктивным, чем мелкое крестьянское хозяйство отдельной семьи. Кроме того, феодальный собственник в случае неурожаев, засухи, ураганов, пожаров помогал «своим» крестьянам, потому что, если разорялись они, разорялся и он.

Таким образом, господское и крестьянское хозяйства были связаны многими нитями между собой и с государством. Поборы, работа на господина, наказание в случае неисполнения этой работы — это была одна сторона дела. Поддержка, взаимовыручка, взаимопомощь были другой стороной этих отношений. Таково было противоречие новых порядков.

Со временем владельцы вотчин получили от великих князей не только право владения землей, но и право суда над населением вотчины. По существу, населенные земли попадали под полное влияние своих господ — вассалов великого князя. А те затем жаловали часть этих земель и часть прав на них своим вассалам. В обществе выстраивалась пирамида, в основании которой лежал труд простых людей — крестьян и ремесленников.

Новые порядки привели к тому, что все больше появлялось людей, которые по различным причинам (неурожаи, голод, военные разорения) теряли свое хозяйство и могли существовать лишь при поддержке богатых людей. За денежный долг, помощь семенами, орудиями труда они должны были отрабатывать на господина часть своего времени. Такие люди назывались рядовичи, потому что они заключали с господином договор (ряд) и попадали от него в зависимость. Появились и закупы. Они брали у хозяина «купу» (долг) и не могли уйти от господина, не отдав этого долга. Были и наймиты, нанимавшиеся работать за плату, и прощенники, кому были прощены их долги и преступления.

Все больше становилось и холопов — неполноправных людей, которые полностью зависели от своих господ, прислуживали им в доме, исполняли сельские работы. Обедневший человек мог продать себя в холопы. В холопа превращался и тот, кто женился на холопке, не оговорив заранее свою свободу. Холопами становились и дети холопов, нарушившие договор рядовичи и закупы, пленные.

Государственное управление. В XI в. во главе Руси, как и прежде, стояли великие киевские князья, которые были уже не первыми среди других князей, а полноправными правителями страны. Не случайно Ярослава именовали царем и «самовластием». Великий князь сажал и снимал в городах своих наместников, подавлял все случаи неповиновения земель.

Помощниками великого князя, его вассалами были бояре, члены старшей дружины. Рядом была и младшая дружина, где состояли люди менее знатные, более молодые. Но и те и другие являлись слугами великого князя. Они исполняли его различные поручения в военном деле, в управлении страной, в суде и расправе, в сборе даней и податей, в области дипломатических отношений с другими государствами. В городах князь опирался на бояр-посадников, в армии — на воевод, тысяцких, которые также являлись, как правило, представителями видных боярских родов.

Сам великий князь руководил войском, организовывал оборону страны и направлял все походы, нередко участвуя в них в качестве верховного военачальника, который шел впереди своего войска. Великий князь руководил всей системой управления страной и судопроизводством.

В чьих интересах действовал князь? Прежде всего он выражал интересы всего общества в целом, так как руководил обороной страны от иноземных вторжений, поддерживал порядок внутри страны, карал за уголовные преступления, насилия против личности, защищал права собственности, на которых держалось и развивалось общество. Несмотря на появление богатых и бедных, в обществе еще четко не обозначились отдельные социальные слои. Основная часть общества состояла из лично свободных людей, и княжеская власть выражала их интересы в целом.

Вместе с тем княжеская власть отражала отдельные интересы верхушки общества — бояр, младших дружинников, богатого купечества, духовенства. Эти люди были наиболее близки к князю и больше всех заинтересованы в его сильной власти для защиты своих привилегий и доходов. Но они были одновременно наиболее динамичной частью общества. Его развитие осуществлялось во многом их организаторскими усилиями, их способностями.

На Руси XI—XII вв. сохранялось еще немало пережитков старых отношений. Так, в городах при решении важнейших вопросов собиралось вече, куда приходили все свободные жители. Они играли большую роль при формировании политики великого князя и его наместников в отдельных землях. Хотя на вече во многом заправляли наиболее влиятельные, богатые горожане, оно сохранило свои народные черты. Судебные разбирательства в сельской местности проводились непременно в присутствии представителей крестьянских общин.

В самой великокняжеской власти, в способе ее передачи от одного властелина к другому не было еще четкого порядка. Власть передавалась и по старшинству, и по завещанию, и по наследованию от отца к сыну, и благодаря призванию князя жителями того или иного города — центра княжества. Порой княжескую власть захватывали силой. Все это свидетельствовало о неустойчивом характере всего общества.

Армия. Прошли те времена, когда против врага поднималось все племя. Теперь с созданием единого государства иной стала и русская армия. Ее ядром была старшая и младшая дружины, которыми командовал сам великий князь. В XI в. у киевского князя насчитывалось до 500—800 дружинников. Эти воины передвигались либо на конях, либо в быстрых и легких ладьях по рекам и морям. Они были вооружены мечами, копьями, саблями. Щиты, брони и кольчуги защищали их тела, а шишаки — остроконечные шлемы — закрывали их головы. Конная дружина дралась рядом со своим князем. Другие князья и крупные бояре также приходили со своими дружинами, и каждая шла рядом со своим господином.

В X — первой половине XI в. великие князья еще сами вели в бой свою дружину и порой рисковали жизнью. Во время битвы, правда, «отроки» — телохранители — стояли стеной около князя, отражая направленные на него удары. Великий князь сражался под великокняжеским стягом, который тщательно охранялся.

Как и прежде, частью русского войска был полк, состоявший из «воев», простых людей — смердов и ремесленников. Они делились в полку на десятки и сотни во главе со своими десятскими и сотскими. Всем полком командовал воевода — тысяцкий. «Вой» были вооружены проще: луками и стрелами, копьями, тяжелыми боевыми топорами. У каждого на поясе висел боевой нож на случай тесных рукопашных схваток. В левой руке у каждого был деревянный щит, обтянутый толстой кожей.

Войско выступало в поход под княжескими и другими стягами. Впереди ехал князь, за ним гарцевала конная дружина, далее двигался полк. Следом тянулся обоз, в котором находилось тяжелое вооружение воинов — брони, щиты, а также съестные припасы. Незадолго до битвы, когда разведка, или, как ее называли, «сторожа», доносила, что враг близок, воины разбирали оружие, надевали брони и кольчуги и готовились к бою. Но горе было воинам, если враг нападал внезапно: они не успевали вооружиться.

В бою русское войско делилось на «чело» — центр, где бились пешие «вой». Их задача была в том, чтобы сдержать удар вражеской конницы. На правом и левом крыльях — флангах — располагались конные дружины, которые должны были окружить противника.

Если русское войско отправлялось на штурм крепостей, то в обозе находились специальные приспособления для пролома стен и ворот: тараны (огромные бревна, обитые железом и подвешенные на цепях или поставленные на колеса), камнестрелы, приступные лестницы, вежи (передвижные башни, которые защищали воинов от стрел осажденных). Русская армия была вооружена и снаряжена по последнему слову военного искусства того времени и редко проигрывала сражения.

Города. Ко второй половине XI в. на Руси насчитывалось уже около 42 крупных городов. Что значило в то время понятие «город»? Прежде всего это наличие укрепленного детинца, или кремля. Кремль, как правило, находился в центре города и представлял собой городское пространство, обнесенное высокой стеной. Эти стены сооружались из огромных деревянных коробов, набитых землей или глиной. Сверху вкапывали толстые бревна с заостренными концами. Перед стеной вырывался глубокий ров, наполненный водой, с перекидными мостами, которые вели к воротам города. На стене располагались сторожевые и боевые деревянные башни. Ворота городов были сделаны из толстых дубовых досок, обитых железом.

Внутри кремля располагались княжеские палаты, палаты митрополита или епископа, дворы крупных бояр, дружинников. В центре кремля, на главной городской площади, возвышалась местная святыня — главный городской собор. В Киеве и Новгороде это были храмы Святой Софии, в Чернигове — храм Спаса. Из кремля князь осуществлял управление, чинил суд и расправу. Туда свозились дани, захваченная на войне добыча. Здесь собирались судебные и торговые пошлины. За стенами кремля также кипела городская жизнь. Там располагались ремесленные слободы, купеческие дома и лавки, стояли многочисленные церкви. Здесь же был торг. Эта часть города нередко тоже обносилась земляным валом, который представлял собой первый рубеж городских укреплений.

В городах расцветало искусство, создавались летописи, открывались библиотеки, строились замечательные архитектурные сооружения.

Торговля. С течением веков набирала силу торговля. В XI—XII вв. в русских городах купечество составляло значительную часть населения. Здесь были и богатые купцы — гости, которые вели зарубежную торговлю, купцы, торговавшие по Руси, а также мелкие торговцы-разносчи-ки. Зарождались купеческие объединения, имевшие свои уставы, общие денежные фонды.

В Киеве, Новгороде, Чернигове и других крупных городах появились в это время дворы иноземных купцов. Существовали целые районы, где жили торговцы из Хазарии, Польши, Скандинавских стран, германских земель. Большие общины составляли купцы и ростовщики евреи и армяне. Еврейские купцы через своих единоверцев в других странах связывали Русь с весьма отдаленными странами, такими, как Англия, Испания. Немало в русских городах было торговцев из Волжской Булгарии, стран Востока — Персии, Хорезма. И русские купцы были желанными гостями на рынках Византии, Польши, Германии. В Константинополе существовал Русский двор, где постоянно останавливались торговцы из Руси.

На торгу звенели монеты разных стран. Расчеты шли в русских серебряных гривнах и кунах, в восточных дирхемах, в западноевропейских денариях, в византийских милиарисиях. В качестве денег использовали и шкурки зверей, и скот.

Церковь. С каждым десятилетием христианская религия оказывала все более глубокое влияние на жизнь русского общества. Этому способствовала всяческая поддержка христианства великими князьями.

Уже в конце X—XI в. на Руси появилась стройная система организации церковной религиозной жизни. Она была создана по образу и подобию византийской церкви, во главе которой стоял патриарх. Все, кто принял крещение от Византии, в церковном отношении подчинялись константинопольскому патриарху, точно так же как на Западе, все, кто принял крещение из Рима, подчинялись папе римскому. Во главе христианской церкви на Руси стоял митрополит киевский и всея Руси, а русская церковь считалась частью православного мира, одной из митрополий.

В крупных городах церковную власть над русскими землями осуществляли епископы. В Новгороде как одном из крупнейших городов, центре большого края религиозная жизнь направлялась архиепископом (от греческого слова «архи» — старший, главный). Священники крупных храмов-соборов, а также местных церквей являлись организаторами религиозной жизни в городах и селах.

Князья не только поддерживали церковь организационно, помогали создавать новые епархии (церковные округа во главе с епископами), строить новые церкви, но и оказывали ей всяческую материальную поддержку. Передача церквам десятой части всех великокняжеских доходов была на этом пути первым шагом. Потом князья стали предоставлять митрополиту, епископам, крупным храмам, так же как и боярам, земли, населенные смердами, и передавать церковным организациям часть своих прав на эти земли и их население. Так система господства одних людей и зависимости других стала внедряться и в церковную среду.

Согласно правилам греческой церкви, только константинопольские патриархи после соответствующих выборов могли направлять в другие страны митрополитов. Однако Владимир отказался принять главу церкви из Византии и поставил во главе русской церкви священника Анастаса из Хер-сонеса, что говорило о силе и независимости Руси.

Лишь при Ярославе Мудром, когда отношения с Византийской империей были улажены, на Руси появились митрополиты. Это были греки. Они представляли интересы Византии, что раздражало и великого князя, и епископов, среди которых все больше становилось выходцев из русских религиозных кругов. Когда же в 40-е гг. XI в. между Русью и Византией вспыхнула война, Ярослав Мудрый отказался от услуг митрополита-грека.

В 1051 г. митрополитом всея Руси на совещании епископов и при поддержке Ярослава Мудрого был избран русский человек. Это был Иларион — скромный и исключительно образованный священник княжеской церкви в селе Берестове — летней резиденции великого князя недалеко от Киева. Он часто уходил на берег Днепра, где рос густой бор. Там в горе Иларион выкопал небольшую пещеру (печеру), где проводил время в уединении, молитвах, раздумьях и посте.

По предположению историков, в 1049 г. в храме Святой Софии на Пасху при огромном стечении народа, в присутствии великого князя и всей княжеской семьи Иларион произнес речь, посвященную значению христианской религии в истории Руси. Эта речь была проникнута заботой о счастье родной страны, чувством патриотизма.

Говоря о Руси и русских князьях, Иларион сказал, что «они не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Русской, что ведома и слышима всеми четырьмя концами земли». В дальнейшем эту речь под названием «Слово о Законе и Благодати», где под Законом он понимал Библию, а под Благодатью — Евангелие, или заветы Иисуса Христа, Иларион положил на пергамент, и она стала любимым чтением русских людей.

Иларион недолго занимал высокий церковный пост. Он опять вернулся в свой сельский храм и в свою пещеру, где молился еще долгие годы. Митрополитом вновь стал представитель Византии, поскольку сыновья Ярослава Мудрого больше не хотели враждовать с руководителями всей православной церкви.

Монастыри. Пещера Илариона стала началом на Руси монастырей, где жили монахи. Монахи отказывались от мирской жизни с ее соблазнами и страстями, давали обет безбрачия, отказа от семьи, имущества. Во многих монастырях действовал устав, предусматривавший общий труд, общее имущество, которым заведовал келарь, общий обед в специальной трапезной комнате или палате. Была и общая казна, которая находилась в руках казначея. Таким монастырем руководил выбранный монахами игумен, в женских монастырях — игуменья. Но хозяйство считалось для истинных монахов-отшельников делом второстепенным. Главным была молитва, общение с Богом.

После того как Иларион оставил свою пещеру, в ней поселился монах Антоний. Он прожил там 40 лет. Молва о праведности Антония широко распространилась по Руси, и к пещере Антония приходили люди за благословением, советом. Потом здесь поселились другие отшельники, которые тоже стали копать в приднепровской горе пещеры. Так во второй половине XI в. здесь и возник первый на Руси Киево-Печерский монастырь. Его первым игуменом стал Антоний. Его сменил Феодосий, пришедший на берега Днепра в числе первых последователей Антония. Оба они впоследствии были объявлены русскими святыми.

Печерский монастырь продолжал расти. Монахи перебрались из пещер в кельи, появились церкви. Монастырь завел себе большое хозяйство, стал заниматься торговлей и даже ростовщичеством. Ему теперь принадлежали окружавшие земли, подаренные великими князьями. Постепенно мирская жизнь властно прокладывала себе дорогу сквозь стены монастыря. И все же основная часть монахов продолжала жить аскетической жизнью, что привлекало к ним людей, которые стремились сбросить со своей души мирские грехи и шли за отпущением этих грехов в церкви и к монахам. В этом смысле христианство, церковные организации играли огромную роль в распространении на Руси понятий добра, высокой нравственности, терпимости, прощения, человеколюбия, а это тоже способствовало распространению христианства — ведь люди всегда тянулись к хорошему.

Со временем в Киеве, Новгороде и других городах появились новые монастыри, которые становились мощными очагами христианства. В монастырях и при некоторых крупных церквах создавались первые библиотеки, открывались школы, начиналось летописание. Монастырские братья, как правило, образцово и трудолюбиво вели свое хозяйство, и в этом смысле многие монастыри со временем стали лучшими хозяйствами на Руси.

Общественные потрясения. По мере того как усиливалось государство, а равенство людей заменялось их разделением на богатых и бедных, в обществе все больше зрело недовольство новыми порядками. Свобода всегда была дорога людям, даже если государство, княжеская власть и защищали их от иноземных врагов и внутренних беспорядков (убийств, драк, грабежей, воровства).

Новыми порядками были недовольны и убежденные язычники, прежде всего волхвы. Многим казалось, что с приходом христианства и свержением старых богов рушится вся жизнь. А волхвы подогревали эти настроения, потому что с упрочением христианства они лишались своего влияния, привилегий, доходов. Наконец, против новых порядков нередко поднимались все, кто оказался в угнетенном, зависимом положении, — рядовичи, закупы, холопы.

Первые крупные потрясения и несогласия в обществе случились тогда, когда Киев подминал под себя другие племена. В X в. не раз восставали древляне, вятичи, радимичи. Это были типичные племенные восстания. Они тянули Русь назад, в прошлое. Позднее племенная вражда в едином государстве поутихла, но появились другие противоречия — религиозные.

В 1024 г. в Суздальской земле вспыхнуло восстание, которое возглавили волхвы. На этот раз речь не шла о неповиновении Киеву. Язычники поднялись против христиан, а беднота — против богатых. Эти две линии сплелись воедино. В то время на северо-востоке Руси случился голод. Среди населения прошел слух, что богатые люди скрывают хлеб. Народ бросился избивать их и разыскивать хлеб. Во главе движения встали волхвы. Сам Ярослав Мудрый явился в Суздальскую землю с дружиной и утихомирил край.

Прошло несколько десятилетий, и снова мощное народное восстание потрясло Русскую землю. В 1068 г. сыновья Ярослава Мудрого — Изяслав, ставший после смерти отца великим князем, и его братья Святослав и Всеволод — потерпели сокрушительное поражение от новых кочевников — половцев, которые появились в причерноморских степях в начале 60-х гг. XI в. Киевляне потребовали у Изяс-лава оружие и были готовы защищать город. Но великий князь не хотел вооружать народ. Простые люди на вече обличали великого князя, бояр, дружинников за насилие над беднотой, несправедливые поборы. Раздались голоса о том, что надо освободить из тюрьмы полоцкого князя Всеслава, который был захвачен в плен братьями Ярославичами.

Сотни людей бросились к княжескому дворцу. Другие направились к тюрьме, где томился Всеслав. Народ пошел на приступ дворца. Великий князь бежал в Польшу к своему тестю — польскому королю. Толпа ворвалась внутрь дворца, разгромила и разграбила его. Долгие годы копившаяся ненависть бедноты к богатым и удачливым людям, к верхушке общества вылилась в бунт, грабежи. Всеслав был освобожден из тюрьмы, и восставшие возвели его на киевский трон.

Семь месяцев правил он в Киеве. Но когда к городу подошло войско Изяслава, собранное в Польше, Всеслав бросил киевлян и бежал к себе в Полоцк. Восставшие потеряли предводителя и больше уже не сопротивлялись.

Пламя мятежей охватило и другие русские города. Поднялось далекое Белоозеро. Оттуда смятение перекинулось в Ростово-Суздальскую землю, в край вятичей. Волхвы призывали к расправам над богатыми людьми. На северо-восток двинулась княжеская дружина. В глухих лесах волхвы были схвачены и убиты, а восстание подавлено.

Трое сыновей Ярослава Мудрого предприняли меры по успокоению земли. Они понимали, что одними казнями нельзя было унять народ. Поэтому их советники разработали в 1072 г. новый свод законов, так как Русская Правда Ярослава Мудрого уже не отвечала запросам времени. На общем совещании князей и бояр он был принят.

Русская Правда Ярославичей. Новый свод законов был направлен прежде всего на то, чтобы установить порядок в стране, защитить собственность — дом, землю, имущество. Без этого общество могло развалиться, погрузиться в трясину беспорядков.

Закон установил наказания за разбой, поджог, убийство, увечье, кражу, нарушение межевых знаков.

За убийство княжеских должностных хозяйственных лиц полагался штраф в 80 гривен, за убийство княжеского старосты (более мелкого хозяйственного руководителя) — в 12 гривен. Свод законов карал за кражу и укрывательство холопов.

Конечно, Русская Правда Ярославичей защищала прежде всего имущих людей, владельцев вотчин, купцов, т. е. тех, кто обладал собственностью. Но одновременно в ней были и статьи, защищавшие права на жизнь и собственность любого жителя Руси. Так, за убийство смерда или холопа полагался штраф в 5 гривен. Наказание назначалось не только за убийство княжеского коня (3 гривны), но и за убийство коня смерда (2 гривны). Это было справедливо, но удивительным было то, что смерд или холоп ценился всего на 2 гривны больше, чем княжеский конь. Такова была цена простого человека на Руси в то жестокое время.

Свод законов отразил развитие Руси, становление новых порядков.

Вопросы и задания:

  1. Сравните управление Руси на заре становления государства и в XI в. Чем вызваны изменения?
  2. Что говорит о развитии феодальной системы на Руси?
  3. Перечислите основные категории населения Руси в XI в. Охарактеризуйте каждую категорию. Разделите эти категории на группы (подумайте, по каким признакам провести это деление).
  4. Что такое вотчина? Опишите ее.
  5. Составьте краткий план ответа на тему «Войско Древней Руси».
  6. Какова была роль города на Руси?
  7. Чем и с кем торговали купцы Руси?
  8. Чем были вызваны общественные потрясения на Руси?
  9. В связи с чем была принята Русская Правда Ярославичей? Сравните ее с Русской Правдой Ярослава Мудрого.
  10. Охарактеризуйте дискуссию историков об уровне социально-экономического развития Древней Руси: в чем ее суть? Какое значение для понимания истории этого периода имеют выводы ученых по данной проблеме?
  11. К каким выводам об уровне социально-экономического развития Древней Руси можно прийти на основании содержания данного параграфа?

Документ

Правда роськая

  1. Убьеть муж мужа, то мьстить брату брата, или сынови отца, любо отцю сына, или брату чаду, любо сестрину сынови; аще не будеть кто мьстя, то 40 гривенъ за голову; аще будеть русинъ, любо придинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь.

    Перевод. Если убьет свободный человек свободного, то [за него имеют право] мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры [племянники]; если кто из них не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого; если убитый будет русин, или гридин, или купчина, или ябедник, или мечник, если он изгой будет, или Словении, то уплатить за него 40 гривен.

  1. Аще ли перстъ утнеть который любо, 3 гривны за обиду.

    Перевод. Если палец отрубит какой-то, то заплатить потерпевшему 3 гривны за обиду.

  2. А во усе 12 гривне, а в бороде 12 гривне.

    Перевод. А за вырванный ус или клок бороды заплатить потерпевшему 12 гривен.

  3. Оже ли кто вынезь мечь, а не тнеть, то тъи гривну положить.

    Перевод. Если кто вынет меч, но не ударит, то заплатит гривну.

    О княжи муже

  4. Аже въ княжи отроци, или в конюсе, или в поваре, то 40 гривенъ.

    Перевод. За убийство княжеских отрока, конюха или повара платить 40 гривен.

  5. А за тивунъ за огнищныи, и за конюший, то 80 гривенъ.

    Перевод. За убийство тиуна огнищного или конюшего платить 80 гривен.

  6. А в сельскомь тивуне княже или в ратаинемь, то 12 гривенъ. А за рядовича 5 гривенъ. Тако же и за боярескъ.

    Перевод. А за сельского или пахотного тиуна платить 12 гривен. А за рядовича 5 гривен. Так же и за боярских.

  7. А за ремественника и за ремественицю, то 12 гривенъ.
  8. А за смердии холопъ 5 гривенъ, а за робу 6 гривенъ.

    Перевод. А за смерда и холопа платить 5 гривен, а за рабыню — 6 гривен.

  1. Какие из приведенных положений могли быть в Русской Правде времен Ярослава Мудрого, а какие возникли в Русской Правде Ярославичей?
  2. Чем вы объясните тот факт, что в законе предусмотрено более суровое наказание за вырванный ус или клок бороды, которые еще вырастут, чем за увечье — отрубленный палец?
  3. Объясните, за что наказывается человек в случае, приведенном в пункте 8 отрывка из Русской Правды.
  4. В чем из текста документа можно усмотреть социальное неравенство времен Русской Правды?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru