Учебник для 10 класса

История России

       

§ 27. В преддверии Смуты

Дискуссии о характере опричнины. В неудачном исходе Ливонской войны и разорении страны немалую роль сыграла и знаменитая опричнина Ивана Грозного. В то же время она заняла важное место в политической жизни страны, в развитии ее государственности.

Опричнина была сложным, многоплановым общественно-политическим и социально-экономическим явлением в истории России, в истории развития и укрепления Русского централизованного государства.

Естественно, что опричная политика Ивана Грозного вызывала неоднозначные оценки среди историков. Если в дореволюционное время, начиная с IX тома «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина, опричнина обычно характеризовалась как средство необузданного, ничем не оправданного террора, сеющего ужас и разруху в стране, как отступление от «праведных» принципов самодержавия и укрепления государства в интересах всех сословий, то в советское время, под непосредственным влиянием И. В. Сталина репрессивная политика Ивана Грозного изображалась как закономерная и оправданная историей борьба против сепаратизма и своеволия князей и бояр, как необходимая мера на путях укрепления Российского государства. Это нашло отражение в исторических трудах, литературных произведениях, в художественных фильмах, в учебной исторической литературе. В «послесталинский» период изучение опричнины приняло научный, менее идеологизированный характер, хотя сталинские оценки еще давали себя знать в виде некоторой идеализации опричнины в учебной литературе.

В научном плане опричнина изучалась группой ученых-специалистов по истории России XVI в. Наиболее крупными фигурами здесь были А. А. Зимин и Р. Г. Скрынников. Если А. А. Зимин в своей книге «Опричнина Ивана Грозного» (М., 1962; книга была переиздана в 2002 г.) показывал во многом бессмысленный и безрезультатный характер опричных репрессий, которые отнюдь не привели к слому княжеского и боярского землевладения — этой основы сепаратистских настроений, то Р. Г. Скрынников в работах «Начало опричнины» (JI., 1966), «Опричный террор» (JL, 1969), «Россия после опричнины» (JI., 1975), напротив, полагал, что опричнина основательно выкорчевала корни крупного землевладения, явилась важным шагом на пути централизации государственной власти в России.

В последнее время появилась еще одна точка зрения на причины появления опричнины. Историк С. А. Нефедов высказал предположение о том, что опричная политика Ивана IV была навеяна моделями Османского мусульманского государства, где государственная идея провозглашалась господствующей по отношению к обществу, а государственная собственность — преобладающей формой собственности. Как и в Турции, вся земля была поделена Иваном Грозным в период опричнины на две части; аналогичным образом проводилась и политика на опричной территории в интересах укрепления государства (см. статью С. А. Нефедова «Реформы Ивана III и Ивана IV: Османское влияние» в журнале «Вопросы истории», 2002, № 11, с. 30—53).

Накануне опричнины. Государственно-политическим строем России в XVI в. была монархия, единое централизованное государство. Но сохранялось еще немало пережитков времен раздробленности. Свои удельные княжества в годы малолетства Ивана IV имели его дядья, братья отца. Татарские царевичи, вассалы Москвы, сидели на ханстве в Касимове. Эти владетели имели свои дружины, отряды с воеводами, в московском войске они занимали особое, полусамостоятельное положение. Малыми уделами владели князья Вельские, Воротынские, Мстиславские, но они постепенно переходили на положение «слуг» московского правителя (это звание тогда считалось высшим, наиболее почетным в иерархии чинов), его бояр. Остатки прежних вольностей сохраняли Новгород Великий и Псков (право воевод на сношения со Швецией, особое деление Новгородской земли на пятины).

Высшей властью, законодательной и распорядительной, обладал великий князь, потом царь. Он стоял во главе вооруженных сил, назначал на должности думцев, воевод и начальников приказов, вершил внешние и судебные дела. Ему помогал во всех делах высший совет из бояр и иных чинов — Боярская дума. Она была сословным органом русской аристократии, имела, по поручению царя, законодательные функции. Но ее решения окончательно утверждал сам монарх. С середины XVI в. появился Земский собор — орган сословно-представительной монархии: в нем, помимо думских чинов, были представлены другие сословия — церковные, дворянские, торгово-ремесленные верхи.

В определенной, хотя, конечно, небольшой, степени эти учреждения и порядки ограничивали единодержавие, самовластие монарха.

Царь Иван IV по мере возмужания все больше тяготился опекой Избранной рады, возражениями своему курсу во внутренних и внешних делах. Не все были довольны длительными и не всегда успешными войнами, непосильными тяготами, разорением «подлых людей», кормивших своим трудом всех в государстве. Расправы с непокорными, выискивание новых измен, чаще всего выдуманных, стремление свалить свои промахи на других вели царя по пути неправды, немилосердия.

Уже с 50-х гг. XVI в., с проведением военных реформ (набор стрелецкого войска, вспомогательной рати из горожан, введение новых налогов и т. д.), появляются первые признаки разорения центра страны, его запустения. Позднее, в 60—80-е гг., они приняли катастрофические размеры. Недовольство простолюдинов и других сословий вырывается наружу. Некоторые холопы и посадские люди, священники, дворяне с сочувствием воспринимали слова и проповеди еретиков-вольнодумцев. Еретики критиковали мздоимство священнослужителей, церковные догмы — не верили в троичность Бога, призывали к уничтожению икон, церковной иерархии, самого института церкви. Один из еретиков, сын боярский (дворянин) Матвей Башкин, выступил против закабаления свободных людей, отпустил на волю своих холопов. А Феодосий Косой, холоп одного из столичных вельмож, провозгласил «рабье учение» — равенство всех людей, народов и вер, общность имущества, неповиновение властям, светским и духовным, неприятие войн.

Еретиков осуждали на церковном соборе, ссылали в дальние монастыри. Некоторые из них (Косой, игумен Троице-Сергиева монастыря Артемий и др.) бежали в Литву, успешно продолжая там свои проповеди.

В 1553 г. Иван IV тяжело заболел. Близкие люди опасались кончины в ту пору молодого еще, 23 лет, правителя. Начали думать о преемнике. Сам царь, Адашев, глава Боярской думы И. П. Федоров, Захарьины-Юрьевы и их сторонники называли имя малолетнего царевича Дмитрия; Сильвестр и некоторые вельможи — двоюродного брата царя Владимира Андреевича, удельного князя старицкого, популярного в стране человека, полководца. Царь выздоровел, и началась перетасовка правящих лиц. Среди прочих потерял влияние и отошел от дел Сильвестр. Окончательно же его звезда, как и звезда Адашева, закатилась вскоре после начала Ливонской войны.

Опала на деятелей Избранной рады, разногласия среди правящих лиц по вопросу о войне с Ливонией послужили для мнительного царя толчком к новым расправам. Существовали для того и иные причины — недовольство основной массы дворян, служивших в армии, тем, что бояре владеют многими землями, переманивают к себе их крестьян и холопов, благо у них им жилось гораздо легче. Да и сам царь тяготился вельможами, склонными к независимости, к не забытым еще порядкам удельного прошлого. Ходили разговоры, что некоторые бояре ведут тайную переписку с зарубежными владетелями. Раздражение царя вызывало полунезависимое Старицкое княжество, особые порядки в Новгороде Великом. Ко всему этому прибавился побег Курбского и иных воевод.

Сам Иван IV в подданных, в народе, видел только «холопов», чьей обязанностью было беспрекословно повиноваться воле правителя. О том он без обиняков написал в письме к Курбскому в ответ на его «многошумящее послание»: «Мы своих холопов жаловать и казнить вольны». Возражения Курбского, считавшего, что царь должен править вместе с умными советниками, боярами, совещаться с «всенародными человеками», он отметает с гневом деспота. Неудачи в Литве, набеги крымцев, измены и казни создали весьма напряженную обстановку.

Введение опричнины. Воскресный день 3 декабря 1564 г. до крайности удивил и устрашил москвичей, хотя они много уже испытали на своем веку. Из ворот Кремля в это морозное утро выползал бесконечный поезд из возков и саней — царь с царицей Марией Темрюковной и детьми, огромной свитой и охраной молча, угрюмо покидал свою резиденцию. С повелителем везли казну, одежды и драгоценности его семьи, «святость» — иконы и кресты. Люди московские недоумевали, гадали: что-то будет?

Все объяснилось месяц спустя. 3 января 1565 г. Иван прибыл в Александрову слободу, к северу от Москвы. Отсюда он послал грамоты митрополиту и московскому «черному» люду. В первой царь писал о своем «гневе» на «государевых богомольцев», бояр, приказных начальников и прочих за их неправды и измены. Во второй заявлял посадским людям, чтобы «они не опасались: на них он не гневается и опале их не подвергает».

5 января в слободе делегация москвичей просила царя вернуться в столицу, вершить дела государства по-преж-нему. Тот согласился, но на определенных условиях. Так появляется опричнина. В свое особое ведение (опричь — кроме), своего рода удел, царь забирал ряд земель на богатом севере, на юге и в центре, часть Москвы, там вводилось свое опричное управление с Боярской думой, приказами, войском из верных царю людей.

На остальной части государства сохранялись старые порядки с прежней Боярской думой, приказами — это была земщина. Начался «перебор людишек» — с опричной территории помещиков и вотчинников выводят «в иные го-роды» вместе с их семьями, крестьянами и холопами. Все это сопровождается обманом и насилиями, грабежами и убийствами. Опричники — «кромешники» (название придумал А. Курбский) расправлялись с неугодными царю и им самим людьми, многие оказались в ссылке.

Опричный террор. На Земском соборе 1566 г. часть депутатов-дворян просили отменить опричнину. В ответ царь казнил до двухсот челобитчиков.

Та же участь постигла митрополита Филиппа из рода московских бояр Колычевых. Человек незаурядный, с сильным и властным характером, прекрасный организатор (в бытность его игуменом Соловецкого монастыря на островах развернулось обширное строительство, кипела хозяйственная жизнь), Филипп бесстрашно выступил с обличениями царя и «кромешников» в Успенском соборе Московского Кремля: «До каких пор будешь ты проливать без вины кровь верных людей и христиан? Подумай о том, что хотя Бог поднял тебя в мире, но все ж ты смертный человек, и он взыщет с тебя за невинную кровь, пролитую твоими руками».

Уговоры царя (чтобы владыка «в опричные дела не вмешивался») не помогали, и однажды во время литургии в том же соборе ворвавшиеся туда опричники сорвали с митрополита святительские одежды и свели его с престола. Послушное царю собрание иерархов церкви лишило Филиппа в 1568 г. сана митрополита. Его сослали в Отроч монастырь в Твери. Позже Малюта Скуратов, царский любимец и палач, задушил там бывшего митрополита.

За этими событиями последовали новые казни виднейших бояр, в том числе И. П. Федорова. Владимира Ста-рицкого царь заставил принять яд, ликвидировал его удел. В 1570 г. Иван IV устроил страшный погром Новгорода.

Своей опричниной с ее кровавыми оргиями царь, несомненно, достиг укрепления режима личной, неограниченной власти. Она стала своего рода восточной тиранией, деспотией. Народ заплатил за это страшную цену. В России 70—80-х гг. XVI в. разразился настоящий хозяйственный кризис — запустение сел, деревень, городов, гибель огромной массы людей, бегство многих на окраины.

После позорного поражения опричного войска и сожжения Москвы крымцами в 1571 г. и победы над ними объединенного земско-опричного войска М. И. Воротынского год спустя царь заявил об отмене ненавидимой народом опричнины. Однако она не ушла в прошлое окончательно: по одной версии, царь ее восстановил три года спустя, по другой — и не думал уничтожать; она до его кончины существовала под названием «двор».

С помощью опричнины Грозный подавил всякую оппозицию, ликвидировал очаги удельного сепаратизма, остатки, и без того невеликие, самостоятельности и независимости в словах и действиях подданных.

Последние годы правления Ивана Грозного. В документах той поры часто встречаются такие записи: «пустоши, что были деревни», «пашня лесом поросла». Запустение земель приняло страшные размеры в новгородских и псковских местах, близких к ливонскому фронту: в распашке осталось только 7,5 % прежде обрабатываемых земель, в Московском уезде — 16 %, сходная картина наблюдалась и в других районах. Во много раз выросли налоги. «Взяв однажды налог,— по словам Курбского,— посылали взимать все новые и новые подати».

В стране широкое распространение получили «разбои», волнения. Некому было работать, кормить дворян, из которых состояло войско. Власти, пытаясь спасти положение, организуют с 1581 г. описание земель и запрещают переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день. Тогда и родилась известная пословица: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» «Заповедные годы» (заповедь — запрет) вводились как временная мера, но остались надолго, вплоть до отмены крепостного права в 1861 г. Составленные в ходе описания писцовые книги стали основанием крестьянской «крепости» помещику и вотчиннику.

Царь-пушка, отлитая мастером Андреем Чоховым для обороны Москвы от нападения крымского хана в 1591 г.

Помещики получают податные льготы, монастыри же их лишаются (по решению церковного собора 1584 г.). Дворян жалуют новыми землями. Но эти меры, принятые в конце правления Ивана Грозного, не могли дать каких-ли-бо заметных и быстрых результатов.

18 марта 1584 г. царь Иван IV Грозный умер. В свои неполные 54 года этот человек, несомненно одаренный, жестокий и маниакально подозрительный, выглядел глубоким стариком, развалиной. Сказались долгие годы борьбы, страха, расправ и покаяний, пьяных оргий. Ночные страхи и кошмары, болезни и переживания довели его до крайности — все тело распухло, глаза слезились, руки тряслись. Люди, окружавшие трон, трепетали перед ним, но плели интриги; поговаривали, что они-то и помогли ему уйти в мир иной — подложили в пищу отраву.

Правление Ивана Грозного вызывало и вызывает самые противоречивые оценки современников и потомков. Одни видят в его деяниях большой государственный смысл: стремление к централизации, укреплению государства, устранению препятствий на этом пути (борьба с боярами и т. д.). Что же касается жестокостей, в том числе и опричного террора, то не без резона говорится о нравах, характерных и для России, и для других стран той эпохи (вспомним хотя бы о массовых убийствах Варфоломеевской ночи во Франции в 1572 г., когда за две недели вырезали по всей стране более 30 тысяч человек). Другие резко отрицательно судят личность и деяния Грозного, акцентируют внимание на казнях, опричнине, разорении страны. Очевидно, следует учитывать и положительные стороны его правления (укрепление государства, усиление безопасности его границ), и отрицательные (ухудшение положения народа, террор).

Подводя итог эпохе Ивана Грозного, можно сказать, что при всех ее успехах она оставила тяжелое наследство и привела к печально знаменитому в истории Отечества Смутному времени.

Правление Федора Ивановича. После смерти Ивана IV власть перешла к его 27-летнему сыну Федору. Насмотревшись с детства на то, что творили отец и его присные, он всю жизнь с неприязнью относился к расправам, жестокости, немилосердию. Человек тихий и богобоязненный, второй российский царь интересовался больше молитвой и тихой беседой с монахами, любил церковное пение и колокольный звон. Дела же государственные он перепоручил боярам. Среди них после смерти Грозного началась борьба за власть и влияние.

Сначала на главенствующую роль претендовал Б. Я. Вельский — любимец Ивана IV, истовый опричник. Недовольный тем, что его не включили в число регентов при царе Федоре, он привел в Кремль своих вооруженных холопов. Все расценили его действия как стремление возродить опричные порядки. В столице зазвучал набат — москвичи, дворяне из южных уездов, приехавшие на службу, со всех сторон бросились к Кремлю. «Весь народ,— говорит современник-летописец,— всколебался». Восставшие собирались «выбить ворота (в Кремле) вон». Из Фроловских (Спасских) ворот выехали бояре и дьяки. Их встретили криками: «Выдай нам Богдана Вельского! Он хочет извести царский корень и боярские роды». Вельского сослали воеводой в Нижний Новгород.

При дворе постепенно утверждал свою власть Борис Федорович Годунов, брат супруги царя Федора Ирины. Единственный брат царя младенец царевич Дмитрий (сын Ивана Грозного от Марии Нагой, последней его жены, седьмой по счету) оказался, по сути дела, в ссылке — ему дали в удельное владение Углич.

При царе Федоре ситуация в стране стала спокойнее, тише. Об опричном терроре вспоминали с ужасом и отвращением, в том числе и сам монарх, начинавший каждый день с молитвы: «Господи, сохрани меня, грешного, от злого действия».

Конечно, случались и казни. Например, наказали шестерых торговых «мужиков» — участников весеннего восстания в Москве (1584). Годунов продолжал расправляться с соперниками. В ссылке оказались бояре Шуйские. Самый выдающийся из них, руководитель героической обороны Пскова от войск Стефана Батория в 1581 г., князь И. П. Шуйский был злодейски умерщвлен в ссылке. А сторонника Шуйских митрополита Дионисия свели с митрополичьей кафедры, его место занял Иов, ставленник Годунова. В 1589 г. Иов на соборе русского духовенства был избран патриархом всея Руси. Прежние епископы стали митрополитами. Тем самым авторитет Русской православной церкви значительно возрос. 15 мая 1591 г. при загадочных обстоятельствах погиб в Угличе царевич Дмитрий. Восставшие угличане расправились с некоторыми людьми, ответственными за царевича. Присланная Годуновым комиссия во главе с князем В. И. Шуйским провела следствие и сделала вывод, что царевич зарезался сам, играя «в тычку» (ножичек). Но этому уже тогда многие не верили. По стране гуляла молва: царевича-де убили по приказу Годунова, который мечтал занять трон после бездетного царя Федора. Это событие впоследствии оказало немалое влияние на обострение обстановки в стране.

К началу 90-х гг. XVI в. закончилось описание земель, длившееся целое десятилетие. Режим «заповедных лет», поначалу вводившийся в отдельных уездах, распространился на всю страну. В документах об этом говорится кратко и недвусмысленно: «Ныне по государеву указу крестьянам и бобылям выходу нет» (бобыли — обедневшие крестьяне, освобожденные от налога полностью или частично).

Тогда же ввели «урочные лета» (1597): по делам о владении крестьянами, их вывозе, возвращении беглых крестьян стал действовать 5-летний срок подачи их владельцами исковых челобитных. Если помещик или вотчинник обращался к властям более чем через пять лет после вывоза или побега крестьянина, он терял на него всякие права. Тогда же обнародовали указ о холопах, сильно ухудшивший и их положение: они лишились права на освобождение путем уплаты долга по старым кабальным грамотам. А «добровольную» службу в холопах, ранее бессрочную, свели к шести месяцам, после которых владельцы могли их закабалить полностью.

«Смирением обложенный» царь Федор Иванович тихо скончался 7 января 1598 г., не оставив наследника. Династия Даниила Александровича угасла. На Земском соборе царем был избран Борис Годунов. Теперь бывший опричник Ивана Грозного, зять Малюты Скуратова, долгие годы шедший к высшей власти, получил ее. Когда народу объявили в Кремле о пострижении царицы-вдовы Ирины, ее брат услышал заветные и долгожданные крики москвичей: «Да здравствует Борис Федорович!»

Это означало, что народ хочет видеть его царем. Взошла звезда основателя новой царской династии. Но сияла она недолго.

Вопросы и задания:

  1. Оказывает ли влияние внешняя политика на политику внутреннюю? Если да, то подтвердите это на примере политики России при Иване IV.
  2. Что такое опричнина? Можно ли ее назвать реформой? Чем опричнина отличается от всех других преобразований, проведенных Иваном IV?
  3. Чем можно объяснить несоответствие, которое возникло между направленностью реформаторской деятельности Ивана IV на усиление не только личной власти, но и государства Российского и плачевным состоянием России к концу правления царя?

Документ

Учреждение опричнины. Из летописи

Челобитье же государь царь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали и в чем ему, государю, были непослушны, на тех опала своя класти, а иных казнити и животы их и статки имати; а учинити ему на своем государьстве себе опришнину, двор ему себе и на весь свой обиход учинити особной, а бояр и околничих и дворецкого и казначеев и дьяков и всяких приказных людей, да и дворян и детей боярских и столников и стряпчих и жилцов учинити себе особно; и на дворцех, на Сытном и на Кормовом и на Хлебенном, учинити клюшников и подклюшников и сытников и поваров и хлебников, да и всяких мастеров и конюхов и псарей и всяких дворовых людей на всякой обиход, да и стрелцов приговорил учинити себе особно.

А на свой обиход повелел государь царь и великий князь, да и на детей своих царевичев Иванов и царевичев Федоров обиход, городы и волости...

А учинити государю у себя в опришнине князей и дворян и детей боярских дворовых и городовых 1.000 голов, и поместья им подавал в тех городех с одново, которые городы поймал в опришнину; а вотчинников и помещиков, которым не быти в опришнине, велел и с тех городов вывести и подавати земли велел в то место в ыных городех, понеже опришнину повеле учинити себе особно...

Государьство же свое Московское, воинство и суд и управу и всякие дела земские, приказал ведати и делати бояром своим, которым велел быти в земских: князю Ивану Дмит-реевичю Белскому, князю Ивану Федоровичю Мстиславскому и всем бояром; а конюшему и дворетцкому и казначеем и дьяком и всем приказным людем велел быти по своим приказом и управу чинити по старине, а о болших делех при-ходити к бояром; а ратные каковы будут вести или земские великие дела, и бояром о тех делех приходити ко государю, и государь з бояры тем делом управу велит чинити.

За подъем же свой приговорил царь и великий князь взя-ти из земского сто тысяч рублев; а которые бояре и воеводы и приказные люди дошли за государьские великие измены до смертные казни, а иные дошли до опалы, и тех животы и статки взяти государю на себя. Архиепископы же и епископы и архимандриты и игумены и весь освященный собор, да бояре и приказные люди то все положили на государьской воле...

  1. Перескажите содержание отрывка из летописи.
  2. Какие меры по учреждению опричнины перечислены в документе?
  3. В документе перечислены различные государственные должности. Какие из них вам известны? В чем состояли обязанности занимавших их людей?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru