Учебник для 10 класса

История России

       

§ 30. Смутное время

Дискуссии о причинах Смутного времени. Смута как определенный период в русской истории получила различное толкование в исторических работах.

В дореволюционной историографии причины и ход Смуты в основном объяснялись династическим кризисом, пресечением династии Рюриковичей, появлением Лжедмитрия I, происками Речи Посполитой, что и породило «смятение умов» в Российском государстве, появление разного рода авантюристов и честолюбцев, которые играли судьбами сотен тысяч людей.

Правда, и до революции некоторые историки (в первую очередь С. М. Соловьев и особенно С. Ф. Платонов в своем труде «Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI—XVII вв.») предпринимали анализ социально-экономических корней Смуты.

В советской историографии, напротив, именно поиск социально-экономических, классовых причин Смутного времени стал стержнем исследований, посвященных истории Смуты. Некоторые авторы вообще считали, что основным событием и содержанием Смуты стала Крестьянская война под руководством И. И. Болотникова. Они отрицали само понятие «Смутное время» как «буржуазное». Об этом писали И. И. Смирнов (Восстание Болотникова. 1606—1607 гг. — М., 1951), А. А. Зимин (В канун грозных потрясений. Предпосылки Первой крестьянской войны в России. — М., 1986), В. И. Корецкий (Закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй половине XVI — начале XVII в. — М., 1970; Формирование крестьянского права и Первая крестьянская война в России. — М., 1975).

Но одновременно складывалась и другая точка зрения на причины и ход Смутного времени. Ее выразителем стал ленинградский историк Р. Г. Скрынников. В своих работах «Россия накануне Смутного времени» (М., 1980), «Россия в начале XVII в. Смута» (М., 1988) он уделил основное внимание социально-политическим аспектам того времени, ожесточенной борьбе за власть в правящих кругах России. Именно он вернул тому периоду понятие «Смутного времени».

В известной степени позиция Р. Г. Скрынникова нивелировала классовый акцент, проставленный на событиях Смуты рядом авторов.

В своей более поздней работе «Спорные проблемы восстания Болотникова» в журнале «История СССР» (1989, № 5) Р. Г. Скрынников вообще отказывает движению Болотникова в праве называться крестьянской войной, поскольку в составе войска Болотникова не возобладали «антикрепостнические элементы», как это пытались представить сторонники классовых оценок Смуты, и никакой программы уничтожения крепостного права у вождя дви-лсения не было. В выпущенной в США в 1993 г. книге «Гражданская война в России в начале XVII столетия (1603—1607). Характер и движущие силы. Новые перспективы московской истории» автор считает, что в центре Смуты была гражданская война.

Н. И. Павленко также считал, что восстание Болотникова было в основном казачьим выступлением и главным его требованием стало восстановление сословных привилегий казаков (статья Н. И. Павленко «К вопросу о роли донского казачества в крестьянских войнах» в сборнике «Социально-экономическое развитие России» (М., 1986).

Четко выразил эту точку зрения на Смуту американский историк Ч. Даннинг: гражданская война стала смыслом Смуты, а ее причинами — протест против введения самодержавия при Иване Грозном, кризис поместной системы землепользования, закабаление крестьян в конце XVI в., политика Годунова в отношении пограничных территорий и казаков, а также трехлетний голод (статья Ч. Даннинга «Была ли в России в начале XVII века Крестьянская война» в журнале «Вопросы истории» (1994, № 9).

В последние годы, уже на рубеже XX и XXI вв. взгляд на Смуту как прежде всего на гражданскую войну в России был дополнен новыми оценками с точки зрения цивилизационного развития страны: события Смуты рассматривались в качестве попытки России в сфере политической перейти к моделям Польши и Швеции, где появились представительные органы, выборность монарха (Речь Пос-политая) (А. Н. Сахаров «Смутное время» в книге «История человечества» (т. VIII, Россия, М., 2003, с. 169—192).

Борис Годунов. Ко времени воцарения в 1598 г. Борису Годунову было примерно 47 лет. Он прошел страшную опричную школу при дворе Ивана Грозного, был женат на Марии Лукьяновне — дочери Малюты Скуратова. В год женитьбы царского сына Федора на сестре Годунова Ирине Борис стал боярином. При царе Федоре он был, по существу, правителем государства, устранив со своего пути соперников в борьбе за власть — бояр И. Ф. Мстиславского, Шуйских и др.

Борис Федорович Годунов

После кончины Федора Ивановича по инициативе патриарха Иова и других доброхотов Бориса Федоровича избрали на Земском соборе царем и великим князем всея Руси. Во время венчания на царство, 1 сентября 1598 г., Годунов, обращаясь к патриарху, обещал: «Бог свидетель сему, никто не будет в моем царствии нищ или беден». Потрясая воротом сорочки, он возгласил: «И сию последнюю разделю со всеми».

Положение нового монарха было шатким: многие знатные бояре были недовольны его избранием, считая себя обойденными. Помнили о гонениях и опалах, от него исходивших. Ширились слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия в Угличе. Современники признавали за Годуновым и положительные качества — недюжинный ум, милосердие, великодушие, нищелюбие.

Годунов пытался обеспечить жизнь простого народа. Власти сняли недоимки по налогам, прямые налоги начали заменять косвенными, объявили амнистию. В начале XVII в. разрешили и частично восстановили право перехода крестьян в Юрьев день, пытались упорядочить крестьянские повинности. Все это несколько нормализовало положение в стране.

Но многое вызывало недовольство — подозрительность, мнительность царя Бориса, его склонность к наветам придворных друг на друга, вера в предсказания колдунов, гадалок, в доносы. Возобновились ссылки, пострижения в монахи неугодных лиц (в том числе бояр Захарьиных-Юрьевых, которые теперь носили фамилию Романовых). Ситуация сильно осложнилась в начале XVII столетия, когда страну потрясли события, приведшие в ужас современников и сыгравшие трагическую роль в личной судьбе царя Бориса и его семьи.

«Голодные бунты». Три года подряд с 1601 г. весной и летом по всей России шли проливные дожди. Ранней осенью их сменяли заморозки, хлеба не вызревали, погибали на корню. Разразился страшный голод. Авраамий Па-лицын, келарь Троице-Сергиева монастыря, записал в своем «Сказании», что только в Москве за эти годы только на трех кладбищах похоронили 127 тысяч человек, умерших от голода. Погибло огромное число людей. Везде бродили нищие. Бояре и дворяне выгоняли со своих дворов холопов, чтобы не кормить их. На окраины, особенно юго-западные и южные, бежали тысячи крестьян, холопов, посадских людей. Там скапливался горючий материал, готовый вспыхнуть в любое время. Власти именуют этих людей «ворами», «разбойниками», «лихими людьми». И недаром — ведь они нападают на имущих людей. Было известно, что у тех имелись большие запасы хлеба от прошлых лет. Но они приберегали его, чтобы взвинтить цены и нажиться.

Уже с 1601 г., по словам того же Палицына, началось «смятение во всей Русской земле», «разбойничество во всей России». Отряды разбойников нападали на помещиков и богачей. В 1603 г. началось восстание Хлопка. Вспыхнуло оно в юго-западных уездах страны, где собрались тысячи холопов, из которых, судя по прозвищу, вышел предводитель восстания, и других обездоленных людей. Отряды повстанцев собрались в войско и двинулись к столице. Против «воров» было послано большое войско во главе с окольничим И. Ф. Басмановым, молодым и способным военачальником.

В октябре 1603 г. оба войска сошлись к западу от Москвы. Повстанцы неожиданно напали на авангард Басманова, разгромили его. Погиб и командующий. Сражение основных сил было ожесточенным и кровопролитным. Лишь с большим напряжением правительственное войско одолело рать Хлопка. Его, как и многих повстанцев, взяли в плен и казнили. Но многие из них бежали туда, откуда пришли,— на юго-западные окраины.

Восстание Хлопка стало кульминацией «голодных бунтов» 1601 —1603 гг. и в дальнейшем переросло в движения времени самозванцев.

Смутное время

Первый самозванец. Под именем Дмитрия Ивановича, или царевича Димитрия, сына Ивана IV Грозного и Марии Нагой, выступал, как считали тогда многие, Григорий Отрепьев. Он был мелким дворянином из Галича, ставшим после скитаний монахом, послушником у патриарха Иова в Москве. Отрепьев бежал в Речь Посполитую, где назвал себя царевичем, чудесно спасшимся от убийц, подосланных Борисом Годуновым, и заявил права на престол московских государей. Его поддержали король Сигиз-мунд, магнаты (крупные феодалы), шляхта (дворяне) и католическое духовенство, мечтавшие о русских землях и иных богатствах. Папский нунций (посол) благословил «царевича», принявшего тайно католичество,— папский Рим надеялся ввести в Россию унию католичества и православия, подчинить ее своему влиянию.

Лжедмитрий I

Человек одаренный, авантюрист по натуре, «царевич» был одержим мечтами о власти, славе, богатстве. Его стремления подогревали польские авантюристы, в том числе Марина Мнишек, дочь сандомирского воеводы Юрия Мнишека, в которую он влюбился. «Царевич» обручился с ней, обещая ее отцу, своему тестю, русские земли, деньги и привилегии.

В октябре 1604 г. отряд Лжедмитрия I переправился через Днепр и вошел в пограничные уезды России. Откликаясь на грамоты-призывы самозванца, местные жители — дворяне, крестьяне и холопы, посадские люди и казаки, тысячи беглецов, в том числе и соратники Хлопка, — встают под знамена «царевича Дмитрия». Все они надеялись, что новый царь облегчит их положение, сбросит ненавистную власть Годунова и его «злых бояр». «Царевич» обещал всем льготы, облегчение в налогах.

Лжедмитрию один за другим сдаются города Моравск и Чернигов, Путивль и Рыльск, Курск и Кромы. Приходят к нему и запорожские казаки. К январю 1605 г. его отряд, сначала небольшой, превратился в 15-тысячное войско. На его сторону перешли многие бояре, недовольные, по тем или иным причинам, Годуновым, его правительством. От самозванца они, как и дворяне, надеялись получить новые земли, крестьян, жалованье.

В январе 1605 г. у села Добрыничи, под Севском, встретились армия Лжедмитрия (23 тысячи человек) и войско боярина князя Ф. И. Мстиславского (20 тысяч). Самозванец потерпел полное поражение, хотел бежать в Польшу, но местные жители не пустили его. С помощью населения юго-западной России он собрал новые силы и стал одерживать верх над воеводами Годунова, захватывал города и уезды. Самозванец шел к Москве, обещая сторонникам «вольности» и «благоденственное житие».

7 мая 1605 г. под Кромами после известия о смерти Б. Годунова вспыхивает восстание в царском войске, и оно заявляет о поддержке «царевича Дмитрия». 20 июня 1605 г. тот вступает в Москву, где 2 июня тоже вспыхнуло восстание против юного царя Федора Борисовича Годунова, который был убит. Месяц спустя «царевич» венчается на царство в кремлевском Успенском соборе.

Царь и великий князь всея Руси Дмитрий Иванович предпринял некоторые шаги в пользу поддержавших его крестьян и холопов: дал свободу тем, кто попал в кабальные холопы в голодные годы, освободил на 10 лет от налогов жителей Комарицкой волости на юго-западе. Но в целом он продолжал крепостническую политику своих предшественников, нуждаясь прежде всего в поддержке дворян. Срок «урочных лет» был увеличен с 5 до 5,5—6 лет, дворяне жаловались землями и крестьянами. Из армии по его приказу «выбили» крестьян, холопов, посадских людей, распустили и казачье войско.

И сам Лжедмитрий, и его приближенные из русских и особенно поляков, пришедших с ним, расхищали казну. Пришельцы смотрели на Россию как на завоеванную страну: оскорбляли национальные, религиозные чувства ее жителей. Всех возмутили женитьба царя на Марине Мнишек, бесчинства шляхтичей, слухи о переходе правителя в католичество. Нарастало недовольство, и 17 мая 1606 г. против «истинного царя», как еще недавно величали самозванца, в Москве вспыхнуло восстание, организованное во многом князьями Шуйскими. Лжедмитрий стал его первой жертвой, погибли некоторые его сторонники, множество шляхтичей. 19 мая на Красной площади в цари «выкрикнули» боярина князя Василия Ивановича Шуйского.

Восстание Болотникова. Василий Шуйский давно мечтал о высшей власти, шел к ней, не брезгуя интригами и хитростью. Еще в 1591 г., прибыв в Углич во главе комиссии, он подтвердил версию о самоубийстве царевича Дмитрия. Когда же этот «Дмитрий» вошел в Москву, столь же легко и быстро присягнул ему, уверяя всех, что полтора десятилетия назад царевич не погиб, а остался жив, спасся чудесным образом. Но вскоре он начал интриговать и против «царя Дмитрия Ивановича». Боярина разоблачили, но Лжедмитрий помиловал его, возвратив из ссылки ко двору. Смерть самозванца привела боярина к заветному трону, и он провозгласил курс на возврат к прежним порядкам. Свое вступление на престол царь ознаменовал особой «крестоцеловальной записью». Впервые российский самодержец брал на себя обязательства не наказывать своих подданных без судебного выяснения их вины. Однако судьба явно не благоволила новому царю.

Бежавшие из Москвы сторонники Лжедмитрия I распустили слухи, что «истинный царь» не погиб в Москве 17 мая, а спасся и пребывает-де где-то в Польше, скрываясь от «злых людей». Слухи и разговоры эти подогревал князь Г. П. Шаховской, приспешник самозванца. Он уехал из Москвы в Путивль, и город этот стал своего рода столицей «правительства царя Дмитрия». А в Речи Посполитой скрывался русский дворянин Михаил Молчанов, тоже ближайший клеврет самозванца, к тому же похожий на него внешне. Он-то и выдавал себя за спасшегося «царя Дмитрия».

Шуйскому так и не удалось подчинить своей власти юго-западные уезды России, здесь посланных им воевод свергали и убивали. Вскоре у повстанцев появился предводитель — Иван Исаевич Болотников. Военный холоп князя А. А. Телятевского, богатого и знатного боярина, он в молодости во время военного похода попал в плен к крымским татарам. Его продали в Турцию, где он стал гребцом на галере. Болотникова вместе с другими невольниками освободили венецианцы, и он оказался в Венеции, затем побывал в Венгрии и Германии. Одно время Болотников возглавлял 10-тысячный отряд запорожских казаков, воевавший против турок. В Речи Посполитой он встретился с Молчановым, который выдавал себя за Дмитрия Ивановича. С письмом от него он прибыл к Шаховскому в Путивль. Болотников становится главным предводителем повстанческого войска. Его целью был поход на Москву, восстановление на престоле «законного царя». Десятки городов и уездов присягнули ему на верность.

Восстание Болотникова — кульминация, наивысший этап мощного движения начала XVII в., невиданного ранее по своим масштабам. Его называют гражданской войной, поскольку в нее включились все социальные группы и сословия. Причем представители их оказались в обоих лагерях — повстанческом и правительственном.

Болотников с войском двинулся из Путивля на Москву. По пути он одерживает несколько блестящих побед под Кромами, Калугой, Серпуховом. Иностранцы-современни-ки восхищаются военными талантами «полководца», «гетмана» царя Дмитрия. Другое войско восставших во главе с Истомой Пашковым, дворянином из города Венева, шло, одерживая победы под Ельцом, селом Троицким, на Мценск, Тулу, Зарайск, Коломну, тоже на Москву. В его армию вливались дворянские отряды, в том числе рязанский 77. Ляпунова, тульский Г. Сумбулова.

В конце октября 1606 г. обе повстанческие армии начали осаду Москвы. Продолжалась она пять недель — до начала декабря. Происходили вылазки, сражения. Довольно быстро начались разногласия среди повстанцев, между их вождями Болотниковым и Пашковым. В конце концов, Пашков, Ляпунов, Сумбулов со своими отрядами перешли к Василию Шуйскому. Сильно ослабили позиции Болотникова и его уверения о спасении царя Дмитрия, обещания скорого его прибытия под Москву. Многие москвичи сами видели мертвого Лжедмитрия, а их делегации, прибывшей в стан Болотникова в селе Коломенском, он не смог предъявить живого царя.

В стычках и сражениях под стенами столицы перевес постепенно перешел к воеводам Шуйского. В решающей битве у Коломенского 2 декабря они одержали решительную победу над восставшими. Многие из них погибли, попали в плен, и их казнили. Но значительное число болот-никовцев спаслось, бежав к Калуге и Туле.

Болотников в Калуге быстро организовал ее оборону, привел в порядок свою сильно поредевшую рать. Д. И. Шуйский, брат царя, подошедший к городу, безуспешно попытался взять его с ходу. Началась осада. Правительственные войска не полностью блокировали Калугу, и Болотников получил помощь из соседних городов. Кровопролитное сражение в декабре 1606 г. закончилось страшным разгромом войска Шуйского. Через неделю к Калуге с новой армией подошел И. И. Шуйский, другой брат царя. Царские ратники подвели к стенам Калуги «примет» — гору из дров, чтобы зажечь город. Но с помощью подкопа Болотников взорвал его, и противник потерпел новое поражение. В руки повстанцев попала вся артиллерия, много другого оружия, припасов.

Другим центром движения вскоре стала Тула, где засели болотниковцы, бежавшие из-под Москвы. Сюда же прибыло новое повстанческое войско. Его возглавлял «царевич Петр» — бывший посадский человек из Мурома, потом холоп Илья Горчаков, принявший имя «сына» царя Федора Ивановича. Среди его воевод был и князь Телятевский — бывший владелец Болотникова.

Придя в Тулу, «царевич Петр» (Илейка Муромец) послал своих воинов к Болотникову, и они вместе с ним громили Д. И. Шуйского под стенами Калуги. Позднее Теля-тевский разбил воевод Шуйского под Веневом и Тулой. Но в феврале и марте воеводы «Петра» потерпели поражения. Василий Шуйский, ободренный этими победами, отправил новое войско под Калугу. Но его вновь разбил тот же Те-лятевский. В мае Болотников и Телятевский наголову разгромили царскую армию под Калугой; погибли ее командующие и тысячи ратников. Повстанцы же Болотникова и Телятевского, объединившись, ушли в Тулу.

Василий Иванович Шуйский

Сюда 21 мая 1607 г. выходит из Москвы, собрав большую армию, сам царь Василий. Навстречу ему выступило войско Болотникова — Теляте-вского, но под Каширой оно потерпело поражение. Неделю спустя то же произошло под Тулой. Началась ее осада, длившаяся четыре месяца.

Потери, страшный голод сильно ослабляли силы сторонников «царя Дмитрия». К тому же осаждавшие перегородили плотиной реку Упу, на которой стоит Тула, и в ней началось наводнение. Осажденные были вынуждены пойти на переговоры с царем. Они капитулировали в октябре 1607 г. при условии сохранения им жизни. Но царь не сдержал слово — вскоре «царевича Петра» повесили, а Болотникова, сосланного в Каргополь, ослепили, потом утопили.

Вопросы и задания:

  1. Что такое Смутное время? Вдумайтесь в это название и объясните его происхождение.
  2. Когда началось Смутное время? Предложите дату, которую вы можете обосновать.
  3. На основе материалов параграфа о дискуссии ученых о причинах Смуты и сложившегося у вас мнения ответьте, чем было вызвано Смутное время. Каково соотношение объективного и субъективного начала в его появлении?
  4. Охарактеризуйте Бориса Годунова как человека и политического деятеля.
  5. Чем объяснить появление самозванцев? Почему не было народных движений под знаменами самозванцев в России в предшествующие времена?
  6. Дайте характеристику Лжедмитрию I, его политике. Сравните Лжедмитрия I и Бориса Годунова.

Документы

Конрад Буссов (иноземный современник событий) о Борисе Годунове

Борис полагал, что он достиг царства своей хитростью, без помощи Божией, и поэтому должен был узнать, что его хитрые уловки не помогут ему перед Господом Богом, и хотя все его начинания были разумными, ни одно из них не кончилось добром. Заключенные им союзы с могущественными властителями ни к чему не привели, все труды и старания, которые он с великим разумением положил на улучшения в стране, мало кем ценились, неслыханно обильная милостыня, которую он раздавал во время длившейся несколько лет подряд великой дороговизны, не спасла бедный народ от сильного голода и мора в его стране, и люди гибли тысячами...

Когда из-за ужасной дороговизны и голода начались столь страшные, бесчеловечные и в некоторых местностях никогда не слыханные убийства и на всех улицах ежедневно стали находить множество трупов людей, умерших от голода, и об этом сообщали царю Борису, надумал он эту беду и Божью кару отвратить своей казной и приказал у наружной городской стены, которая в окружности составляла четыре немецких мили, с внутренней стороны отгородить четыре больших площади, куда ежедневно рано утром собирались бедняки города Москвы и каждому давали одну деньгу, а их 36 идет на один талер. Такое благодеяние побуждало бедных поселян бросать и покидать дома все и бежать с женами и детьми в Москву, чтобы тоже получить эти деньги.

  1. О каких человеческих качествах Бориса Годунова говорит его современник?
  2. Охарактеризуйте сделанное Борисом Годуновым, как сказано в документе, «для улучшения страны». Почему, на ваш взгляд, Годунов не добился успеха?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru