Учебник для 10 класса

История России

       

§ 32. Первые Романовы

Царь Михаил Федорович. Налаживание мирной жизни в России началось с 1613 г., с воцарения на русском престоле новой династии Романовых. Михаил Федорович Романов стал царем в неполные 17 лет. Вельможи видели в нем, с его робостью и хилым здоровьем, добротою и простотою, своего рода «второе издание» царя Федора Ивановича и рассчитывали на его «повадливость». Так и пошло при дворе, но до поры до времени, точнее же, до возвращения царева отца из польского плена в 1619 г. Умный, властный, даровитый Филарет, ставший патриархом, правил не только своим духовным ведомством, но и вместе с сыном всем государством Российским. Его официально называли, как и царя, «великим государем», в грамотах имена царя и патриарха стояли рядом.

Михаил Романов как царь устроил, кажется, всех, так как выбрали, по словам историка В. О. Ключевского, «не способнейшего, а удобнейшего». Делами по управлению государством, помимо царя и патриарха, занимались, как издавна велось, угодные им лица из бояр и иных вельмож — родственники, свойственники, фавориты из числа знатных семей — Романовых, Шереметевых, Черкасских, Стрешневых и иных.

Царь испытал личные потрясения. Когда ему исполнилось 20 лет, он на смотре невест выбрал М. И. Хлопову, дочь незнатного дворянина, ему полюбившуюся. Но матушка, старица Марфа (в девичестве — Ксения Ивановна Шестова, дочь костромского дворянина, тоже незнатного), не дала ему благословения. В сентябре 1624 г. он женился на княжне М. В. Долгорукой, неохотно, впрочем, его чувство к первой избраннице не остыло. Но молодая царица вскоре заболела и умерла. Год спустя монарх вступил во второй брак — с Е. JI. Стрешневой, от нее имел сына Алексея, будущего царя, и дочерей Ирину, Анну, Татьяну, помимо детей, умерших в раннем возрасте. Скончался Михаил Федорович в ночь на 13 июля 1645 г. в возрасте 49 лет.

Царь Алексей Михайлович. Недолго жил и его сын и преемник царь Алексей Михайлович (родился 19 марта 1629 г., умер 29 января 1676 г.). Получив трон по праву наследования, он был твердо уверен в богоизбранности своей власти. Алексей, как и отец, отличался мягкостью, кротостью характера, но мог проявлять и вспыльчивость, гневливость. Современники рисуют его внешность так: полнота, даже тучность фигуры, низкий лоб и белое лицо, пухлые и румяные щеки, русые волосы и красивая борода, наконец, мягкий взгляд. Его «гораздо тихий» нрав, благочестие и богобоязненность, любовь к церковному пению и соколиной охоте сочетались со склонностью к нововведениям, знаниям.

Алексей Михайлович. С парсуны (портрета) художника С. Лопуцкого

В первые годы правления Алексея Михайловича большую роль в государственных делах играл его «дядька» (воспитатель) боярин Б. И. Морозов, ставший свояком царя (они были женаты на родных сестрах), и родственники по первой жене — Милославские.

Алексей Михайлович пережил бурную эпоху «бунтов» и войн, сближение и разлад с патриархом Никоном. При нем расширялись владения России и на востоке, в Сибири, и на западе, проводилась активная дипломатическая деятельность.

Немало было сделано и в области внутренней политики. Проводился курс на централизацию управления, укрепление самодержавия. Отставание страны от передовых европейских стран диктовало необходимость приглашения иностранных специалистов по мануфактурному производству, военному делу, вызывало первые опыты, попытки преобразований (заведение школ, полки нового строя и др.).

В своих дворцовых владениях царь был рачительным хозяином, строго следил за тем, чтобы его крепостные крестьяне имели исправное хозяйство и исполняли свои обязанности, вносили всякие платежи. От первой жены М. И. Милославской Алексей Михайлович имел 13 детей; от второй — И. К. Нарышкиной — троих детей. Многие из них рано умерли. Трое его сыновей стали царями (Федор, Иван и Петр), дочь Софья — регентшей при малолетних царях-братьях (Иване и Петре).

Царская власть. Хотя Михаил Романов стал царем по воле Земского собора — органа сословного представительства, его, как и предшественников, быстро начали рассматривать как богоизбранного государя, получившего власть от «прародителей своих» — представителей династии Рюриковичей. Избрание первого Романова стали осмысливать как проявление божественной воли. Эти идеи высказывались в официальных документах и летописных сводах, публицистических и исторических сочинениях в течение всего столетия.

В тех редких случаях, когда царь являлся народу, он поражал тех, кто его видел, своим великолепием — богатыми одеждами и каретами, разодетой свитой и многочисленной охраной. Иностранных дипломатов, которых царь принимал в Грановитой палате Кремля, удивляли торжественный и таинственный московский церемониал, великолепие и богатство помещения с его роскошным убранством, важность и строгость обычаев, больше же всего — сам царь, неподвижный и недосягаемый, «аки Бог в горних пределах», его пышный, нескончаемый титул. Его полагалось произносить полностью, без малейшего пропуска, чтобы (не дай бог!) не допустить умаления чести государевой, а тем самым государственной, российской.

Боярская дума. Считалось, что царь правит страной вместе с Боярской думой. В нее входили представители четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. В первый чин, самый важный и престижный, назначались царями лица из представителей фамилий Рюриковичей и Гедиминовичей, т. е. потомков правящих домов Древней Руси (Воротынские, Мстиславские и др.) и Великого княжества Литовского (Голицыны, Куракины и др.), а также старых московских боярских родов (Романовы, Морозовы, Салтыковы, Шереметевы, Шейны и др.). Все они были выходцами из почти 60 наиболее древних и знатных семей.

В XVII в. немалое число людей вошло в состав Думы благодаря родству с царями по женской линии: Стрешневы при царе Михаиле, Милославские и Нарышкины при его сыне и внуках. Такую же роль играл фавор при дворе — так возвысились, например, при Алексее Михайловиче А. С. Матвеев и A. JI. Ордин-Нащокин.

Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин

Число членов Боярской думы менялось. В конце 70-х гг. XVII в. в ней было 97 человек: 42 боярина, 27 окольничих, 19 думных дворян и 9 думных дьяков. Аристократический характер Думы сохранялся, но все же не оставался неизменным — туда попадало все большее количество дворян и дьяков.

Царь заседал с Думой во дворце или, в случае отъезда в подмосковные села и монастыри, вне столицы, поскольку думные чины его сопровождали. Обычно Дума собиралась не в полном составе: кто-то служил воеводой в городах и полках, кто-то выезжал в составе посольств за рубеж. Думское сидение начиналось с восходом (летом) или до восхода (зимой) солнца и с перерывами продолжалось иногда до позднего вечера. Обычно по указанию царя обсуждали и решали наиболее важные государственные дела: объявление войны, заключение мира, сбор чрезвычайных налогов, принятие нового закона и т. д., спорные или сложные вопросы по представлению приказов — министерств XVII столетия, по жалобам отдельных лиц. Решение Думы становилось законом или его разъяснением.

Постепенно роль Боярской думы уменьшалась. Наряду с ней существовала при царе так называемая ближняя или тайная дума. В нее царь включал не всех бояр, а лишь некоторых — по своему личному усмотрению, иногда и не членов «большой» Думы.

Несмотря на ослабление роли Думы в государстве во второй половине XVII столетия, она по-прежнему вместе с царем руководила страной. Окончательное ее падение относится ко времени правления Петра I.

Земские соборы. В еще большей мере изменилась роль Земских соборов. Они стали органом представительства дворян и посадских людей. В начале XVII в. в условиях социальных потрясений, иностранных вторжений, ослабления государственной власти их значение сильно возросло.

И в годы Смуты, и в начале правления царя Михаила центральная власть остро нуждалась в поддержке «всей земли». Земские соборы, по существу, превратились в орган распорядительной власти, в котором большую, даже решающую роль играли представители дворянства и посадских людей. Собор свои функции, такие важные и нужные для страны, выполнял с соизволения и по указаниям верховной власти, которая была сильно озабочена тем, чтобы после страшного разорения побыстрее «землю устроить».

Земские соборы при царе Михаиле созывали часто, чуть ли не ежегодно. Первое время они по-своему выражали волю «всей земли». Но позднее, когда возвратился из польского плена патриарх Филарет, отец царя, когда образовалось постоянное правительство, роль соборных депутатов стала сводиться к возбуждению ходатайств перед верховной властью, которая принимала соответствующие решения, становившиеся законами.

Земский собор с самого начала был обречен на роль послушного орудия в руках самодержавия. Во-первых, большая часть населения, прежде всего крепостные крестьяне, была отстранена от представительства на соборах. Во-вторых, созывались они лишь тогда, когда в них нуждалась верховная власть.

В первой половине XVII в. Земские соборы рассматривали вопросы войны и мира, сбора экстренных налогов и отношений с соседними странами. После 1653 г., когда Земский собор вынес решение о принятии Малороссии в российское подданство, деятельность этого сословно-представительного учреждения, по сути дела, прекращается. Правительство иногда созывало лишь выборных от како-го-либо одного сословия, и эти комиссии рассматривали по его поручению некоторые вопросы. Формирующаяся абсолютная монархия уже не нуждалась в подобном органе управления. Тот же процесс упадка представительных органов происходил тогда почти во всех европейских странах. Главной опорой власти выступали бюрократия и армия.

Центральное управление. В области управления правительство шло по пути бюрократической централизации. В XVII в. приказная система стала гораздо более разветвленной и громоздкой, чем в предыдущем столетии. С расширением территории, усложнением и оживлением государственной, хозяйственной жизни число центральных ведомств быстро росло. Существовало до 80 приказов, но постоянных — вдвое меньше; остальные возникали по мере надобности и, просуществовав год-другой, исчезали.

Между приказами отсутствовало четкое разделение функций. Одни ведали какой-либо отраслью управления в масштабе всей страны. Другие могли заниматься теми же делами на определенной территории. Запутанность в приказном управлении сильно мешала делу.

Приказы, с одной стороны, полностью подчинялись царю и Боярской думе, не имели никакой самостоятельности в решении дел, с другой — давили, как пресс, на органы местного, особенно выборного, управления.

Первое место среди приказов принадлежало Разрядному приказу, или Разряду. Он «разряжал», «наряжал», т. е. распределял, назначал, служилых людей по отечеству — дворян — на службу по военному, гражданскому и придворному ведомствам. Разряд вел списки всех дворян по городам с уездами, так называемые десятни.

Поместный приказ ведал поместными и вотчинными землями центра Европейской России, где располагались основные земельные владения феодалов — поместья, которыми они владели на условном праве (после прекращения службы эта земля возвращалась в царскую казну), и вотчины (безусловные, наследственные владения). Если Разряд определял поместный «оклад» дворянина — размер его земельного владения, то Поместный приказ выделял реальную «дачу» из наличного земельного фонда.

Ямской приказ обеспечивал организацию ямской гоньбы — почтовой связи для нужд государства.

Три приказа ведали финансами. Приказ Большого прихода собирал через своих представителей на местах таможенные доходы, наблюдал за мерами длины и веса. Приказ Новой четверти, или Новая четь, ведал кабацкими сборами в Москве и южных городах, вел борьбу с незаконной продажей вина и табака. Приказ Большой казны имел широкие полномочия: в его подчинении были казенная промышленность и торговля, сами торговцы — гости, торговые люди Гостиной и Суконной сотен; наконец, Денежный двор, т. е. чеканка монеты.

Некоторые приказы ведали судебными делами: Разбойный, занимавшийся уголовным делопроизводством, разбирал дела об убийствах, разбоях, кражах по всей стране, кроме Москвы; Земский ведал уголовными делами, а также осуществлял полицейские функции в столице.

Здание приказа в Московском Кремле

В Челобитном приказе судились начальники, дьяки, подьячие, сторожа самих приказов. Этот же приказ выступал в роли высшей апелляционной инстанции по судебным делам всех остальных приказов. Приказ как бы стоял над другими учреждениями. Сходные, но более широкие функции имел Приказ тайных дел, контролировавший деятельность всех государственных учреждений, послов, воевод. Ему же подчинялось все хозяйство царской семьи. Существовал он, правда, недолго — с 1654 г. до смерти Алексея Михайловича (1676).

Компетенция нескольких приказов носила областной характер. Всем Поволжьем, землями бывших Казанского и Астраханского ханств управлял Приказ Казанского дворца. Он же ведал землями Сибири. В 1637 г. для управления Сибирью учредили специальный Сибирский приказ. В него поступал ясак.

Особое место занимала группа дворцовых приказов, ведавших обслуживанием царского семейства и двора.

Внешнеполитические функции были прерогативой Посольского приказа. Он ведал сношениями с иностранными государствами, отправлял туда посольства, принимал иностранные посольства, вел дела с иностранными купцами, в том числе и судебные. Он же собирал со всей страны налоги на выкуп пленных — полоняничные деньги.

Обороной государства, а это тоже функция внешнеполитического характера, занималась группа военных приказов, одновременно имевших и некоторые внутриполитические функции. Разрядный приказ, главный из них, руководил военными операциями. Другие приказы — Стрелецкий, Пушкарский, Иноземский, Рейтарский и Казачий — ведали специальными родами войск.

Единства в распределении дел между приказами не существовало. Вся эта громоздкая махина с трудом поддавалась контролю верховной власти. Выход она искала в организации приказов, поставленных над всеми другими приказами: Тайного, Челобитного и т. д., в передаче управления ряда приказов (например, Посольского и соединенных с ним учреждений) в руки одного начальника, обычно боярина.

Темные стороны приказного строя — неразбериха в компетенции, мелочная опека сверху и столь же мелочное давление самих приказов на местные органы управления, знаменитая московская волокита и взяточничество — вызывали недовольство подданных, нередко поднимавших восстания, направленные, среди прочего, и против приказных злоупотреблений.

Местное управление. Основной территориально-административной единицей России был уезд. Образование уездов восходило к временам, когда в единое государство включались отдельные княжества и их уделы. Из них и выросли уезды, различавшиеся и размерами, и численностью населения. Они делились на станы и волости.

Еще в середине XVI в. в уездах вместо наместников и волостелей появились земские избы во главе с земскими старостами. Их избирали местные крестьяне и посадские люди из своей среды. Старосты управляли посадами и волостями, собирали налоги, вели суд по гражданским делам. Уголовные дела рассматривали губные старосты, сидевшие в губных избах, их избирали из своей среды местные дворяне.

Но уже к концу XVI в. в ряде пограничных городов и уездов, где требовалась сильная власть, появились воеводы, и не только в роли военачальников, но и главных администраторов и судей как по гражданским, так и по уголовным делам. Воевода отвечал за поступление всех сборов, выполнение казенных служб, всяких повинностей, имел полицейские функции. С начала XVII в. воеводская власть постепенно и довольно быстро распространяется на всю страну, подчиняя и вытесняя органы самоуправления.

Соборное уложение 1649 г. После Смуты оживилась законодательная деятельность. С воцарением Михаила Федоровича многое нужно было восстанавливать, переделывать или делать заново. Один современник в связи с этим довольно точно заметил: «Царство внове строитися начат».

После Судебника 1550 г. было издано много указов и приговоров высших властей. И когда в ходе городских восстаний 1648 г. дворяне и посадские люди поставили вопрос об упорядочении управления, в том числе и о составлении нового свода законов, в распоряжении властей, согласившихся с этим требованием, оказался обширный материал из «новоуказных статей».

Составление свода поручили комиссии из пяти человек (бояре князь Одоевский (глава комиссии) и князь Прозоровский, окольничий князь Волконский, дьяки Грибоедов и Леонтьев). «Приказ князя Одоевского» и составил новое Уложение. В январе 1649 г. его утвердили на Земском соборе, потом отпечатали в московской типографии и разослали по учреждениям всей страны. Соборное уложение состояло из 25 глав и 967 статей.

Соборное уложение 1649 г. стало заметным шагом вперед в развитии отечественного законодательства. Прежде всего оно говорило о дворянстве, защищало его интересы; трактовало и вопросы, связанные с положением других сословий: помещичьих и черносошных крестьян, посадских людей, холопов, стрельцов, казаков и прочих.

Соборное уложение 1649 г.

Уложение удовлетворило прежде всего требования дворян и посадских людей. Глава XI «Суд о крестьянех» детально трактовала вопрос о крестьянской крепости. Сыск беглых крестьян стал бессрочным, говорилось о штрафе за укрывательство беглых, о праве помещика и вотчинника на имущество крестьянина, которое шло на уплату долгов несостоятельных владельцев, о праве дворян фактически на куплю и продажу крестьян и др.

Уложение исходило из монопольного сословного права феодалов на землю и крестьян. Но оно предусматривало и их обязанность служить с поместий и вотчин; за уклонение от службы грозила конфискация половины поместья, битье кнутом, за измену — смертная казнь и полная конфискация имущества.

Для посадских людей Уложение закрепляло их монопольное (исключительное) право на занятие торгово-ремесленной деятельностью.

Важное место в Уложении заняли вопросы охраны чести и здоровья царя, царской власти, представителей «государева двора» и церкви. Оно вводит в связи с этим понятие государственного преступления.

В целом Соборное уложение стояло на защите интересов самодержавной монархии, верхов общества, узаконив окончательное оформление крепостничества и тенденции перехода к абсолютизму в государственно-политической жизни России.

Суд и армия. Высшими судебными инстанциями были царь и Боярская дума. Основная масса судебных дел решалась в приказах, а также воеводами, помещиками и вотчинниками. Характерно, что органы государственной власти и управления ведали судом. Суд отличался самовластием приказных, местных начальников, волокитой и мздоимством. Наряду с состязательным процессом (выслушивание показаний истца и ответчика) все большее распространение получал сыскной процесс с его доносами и арестами, очными ставками и пытками.

Русское войско состояло в XVII в. из служилых людей по отечеству (бояре и дворяне), служилых людей по прибору (стрельцы, городовые казаки, пушкари и др.), нерусских народов (башкиры, татары и др.). Дворяне являлись на службу в города и полки дважды в году или в военные походы вместе со своими вооруженными слугами. Приборные служилые люди комплектовались из вольных людей, родственников самих стрельцов и др.

В военное время из податных сословий собирали даточных и посошных людей для вспомогательных работ в войске и участия в военных действиях.

Общая численность ратников, к концу XVI в. составлявшая 100 тысяч человек, в годы Смуты и после нее сильно уменьшилась, ее удалось восстановить только к началу 30-х гг. XVII в.

С 1630 г. началось создание полков нового строя — солдатских, рейтарских, драгунских из добровольцев, в том числе иностранных наемников. Два десятилетия спустя в полки нового строя стали набирать людей из крестьян и посадских людей. Роль дворянской поместной конницы постепенно падала. И наоборот, возрастала роль солдат и стрельцов. Например, в 1651 г. в русской армии насчитывалось 37,5 тысячи дворян; тридцать лет спустя (1680) — только 15,8 тысячи. Численность же солдат резко возросла.

Вопросы и задания:

  1. Охарактеризуйте государственный строй России в XVII в. Сравните его с государственным строем до Смутного времени.
  2. Чьи интересы защищало государство? В чем это проявлялось?
  3. Как и почему на протяжении века менялись роль и значение отдельных государственных органов?
  4. Что в этих изменениях говорит об укреплении центральной власти?
  5. Можно ли назвать государственный строй России XVII в. самодержавным?
  6. Сравните состав, порядок формирования и функции таких органов государства, как Боярская дума, Земский собор, приказы. Можете ли вы сделать вывод о том, как они взаимодействовали между собой?

Документы

Структура Соборного уложения 1649 г.

Глава I. О богохулниках и о церковных мятежниках.

Глава II. О государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать.

Глава III. О государеве дворе, чтоб на государеве дворе ни от кого никакова бесчиньства и брани не было.

Глава IV. О подпищикех, и которые печати подделывают. Глава V. О денежных мастерех, которые учнут делати воровские денги.

Глава VI. О проезжих грамотах в ыные государьства.

Глава VII. О службе всяких ратных людей московского государьства.

Глава VIII. О искуплении пленных.

Глава IX. О мытах и о перевозех, и о мостах.

Глава X. О суде.

Глава XI. Суд о крестьянех.

Глава XII. О суде патриарших приказных, и дворовых всяких людей, и крестьян.

Глава XIII. О монастырском приказе.

Глава XIV. О крестном целовании.

Глава XV. О решенных делах.

Глава XVI. О поместных землях.

Глава XVII. О вотчинах.

Глава XVIII. О печатных пошлинах.

Глава XIX. О посадских людех.

Глава XX. Суд о холопех.

Глава XXI. О розбойных и о татиных делех.

Глава XXII. Указ за какие вины кому чинити смертная казнь, и за какие вины смертию не казнити, а чинити наказание.

Глава XXIII. О стрелцах.

Глава XXIV. Указ о атаманех и о казакех.

Глава XXV. Указ о корчмах.

Соборное уложение 1649 г. Глава XI. Суд о крестьянех

1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы, и епископом, или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными, и за комнатными людьми, и застольники и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной и в иные приказы после московского пожару прошлого 134 году, те беглые крестьяне, или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая съвозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи, по писцовым книгам, з женами и з детми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.

2. Такъже будет кто вотчинники и помещики и учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых в дворцовых селех, и в черных волостях, или на посадех в посадских людех, или в стрельцах, или в казаках, или в пушкаря, или в иных каких-нибудь служилых людех в замосковных и в украйных городех, или за патриархом, или за митрополиты, или за архиепископы и епископы, или за монастыри, или за бояры, и за околничими, и за думными и за комнатными людьми, и за столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дьяки, и за жилцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики: и тех крестьян и бобылей по сыску от-давати по писцовым книгам, которыя книги писцы в Поместной приказ отдали после московского пожару прошлого 134 году, будет те их беглыя крестьяне, или тех их беглых крестьян отцы, в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне или их дети по новым дачам написаны за кем в отделных или в отказных книгах. А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет.

Изложите суть решения, которое дано в отрывке из Соборного уложения.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru