Учебник для 11 класса

История России

       

§ 57. Страны Восточной и Юго-Восточной Европы и государства СНГ в мировом сообществе

1. Демократические революции в Восточной Европе

С началом горбачёвских реформ в странах Восточной Европы возникли оппозиционные политические партии и движения, а затем произошли демократические революции. По-другому их называют «бархатными революциями», поскольку смена политических режимов происходила мирно, без пролития крови. Принимались законы, гарантировавшие права человека и основные демократические свободы. При этом «старые» коммунистические и рабочие партии меняли названия, занимая левые, социал-демократические позиции в многопартийной системе. На первых свободных выборах все они потерпели поражение. К власти пришли либеральные и консервативные силы.

В Венгрии это был Демократический форум, в Чехословакии — Гражданский форум во главе со знаменитым драматургом и диссидентом В. Гавелом, в Польше — движение «Солидарность», руководимое Л. Валенсой.

Единственным восточноевропейским государством, где власти пытались силой воспрепятствовать переменам, была Румыния. Её правитель — Николае Чаушеску установил в стране режим личной диктатуры. В результате в 1989 г. в стране произошло народное восстание, а Чаушеску был казнён.

В ГДР в 1989 г. кризис усугублялся бегством населения в Западную Германию через открывшиеся границы Венгрии и Чехословакии с Австрией. Не решившись прибегнуть к репрессиям, немецкие коммунисты пошли по пути реформ. На выборах преобладающее большинство получили партии, выступавшие за скорейшее воссоединение двух германских государств, которое состоялось в 1990 г.

2. Восточная Европа после социализма

Итогом демократических революций и перестройки в СССР стал роспуск Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи. Новые правительства восточноевропейских стран стремились к активному развитию экономических и политических связей с развитыми странами Запада. Особое значение они придавали вступлению в НАТО. В 1999 г. Польша, Венгрия и Чехия стали полноправными членами этой организации. В 2004 г. к НАТО присоединились Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония, в 2008 г. — Албания и Хорватия.

Ускоренный переход к рыночной экономике, приватизация промышленности, закрытие убыточных по западноевропейским стандартам предприятий, экономия на социальных программах вызвали серьёзные трудности. Начался рост инфляции, безработицы, произошло падение уровня жизни значительной части населения.

Недовольство избирателей итогами реформ создало условия для укрепления левых сил в странах Восточной Европы. Идеалы социальной справедливости они совместили с ценностями рыночной экономикой и политическим плюрализмом. К концу 1990-х гг. они вернулись к власти во многих странах — Болгарии, Румынии, Венгрии, Польше. Социалисты стремились смягчить негативные последствия преобразований для основной массы населения, не допустить экономического спада.

3. Кризис в Югославии

Намного сложнее, чем в остальных восточноевропейских странах, преобразования шли в Социалистической Федеративной республике Югославии (СФРЮ). В её состав входило шесть республик: Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Сербия, Македония, Черногория. Границы республик не всегда совпадали с расселением в стране основных этнических групп: хорватов, словенцев, сербов, черногорцев и македонцев. Значительную часть населения составляли мусульмане — потомки славян, принявшие ислам ещё во времена турецкого господства и проживавшие преимущественно в Боснии и Герцеговине. Ислам исповедовали также албанцы, большое число которых населяло Косово — автономный край в составе Сербии. В прошлом народы Югославии входили в состав разных государств и длительное время развивались отдельно друг от друга. Отношения между ними складывались не всегда благополучно, часто обострялись из-за религиозных различий.

Глубокий социально-экономический кризис, охвативший все социалистические страны в конце 1980-х гг., способствовал выходу наружу этнических и религиозных противоречий. В 1991 г. Югославия распалась, попытка властей федерации сохранить её целостность силой оружия успеха не имела. Сербия и Черногория создали новое федеративное государство — Союзную Республику Югославию (СРЮ). Македония, Хорватия, Босния и Герцеговина, Словения стали независимыми государствами. Но на этом кризис не завершился, поскольку в 1992 г. на территории Боснии и Герцеговины начался вооружённый конфликт между представителями трёх религиозно-этнических групп населения: сербов-православных, хорватов-католиков и боснийцев-мусульман. Он продолжался до 1995 г., оказавшись в центре внимания международного сообщества.

Затем сербское правительство отменило автономию Косово, 90% которого составляли албанцы-мусульмане. Вновь вспыхнули военные действия. От содействия в налаживании переговоров между конфликтующими сторонами страны НАТО перешли к угрозам по адресу Сербии. В 1999 г. без санкции Совета Безопасности ООН США и их союзники начали военные действия против СРЮ.

Результатом войны, развязанной США против Сербии, стала гибель около 2 тыс. мирных жителей. От применения бомб с урановой начинкой около 500 тыс. человек получили радиационные поражения. 2,5 млн людей лишились необходимых условий для жизни (жилья, питьевой воды и т.д.).

В Сербии в 2000 г. после массовых выступлений в поддержку кандидата демократической оппозиции на пост президента Воислава Коштуницы пал режим Слободана Милошевича. В 2006 г. независимой стала Черногория. А в 2008 г. независимость провозгласил сербский край Косово, оккупированный войсками НАТО. Вопреки позиции ООН, Соединённые Штаты Америки и ряд их союзников признали самопровозглашённое государство.

4. Развитие Содружества Независимых Государств

В образовавшееся после распада СССР Содружество Независимых Государств (СНГ) вошли республики бывшего СССР (кроме Литвы, Латвии и Эстонии, а также Грузии). Поначалу правительства стран СНГ надеялись на быстрое развитие интеграционных процессов, сохранение экономического и оборонного единства постсоветского пространства, то есть территории бывшего СССР. Однако этого не произошло.

В 1992 г. Россия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан (позднее к ним присоединились Белоруссия, Грузия и Азербайджан) подписали в Ташкенте Договор о коллективной безопасности. Остальные члены СНГ — Украина, Молдавия и Туркмения — отказались от участия в этом договоре. Затем из него вышли Узбекистан, Грузия и Азербайджан. В результате распалась единая, унаследованная от СССР система защиты границ от нелегальной иммиграции и контрабанды.

Казалось бы, сохранение тесного союза государств, унаследовавших ранее единую экономику и оборонную систему СССР, отвечало их общим интересам. Однако на деле главной задачей 1990-х гг. стало укрепление недавно обретённого ими суверенитета. В итоге, подписывая соглашения о развитии сотрудничества в рамках СНГ, многие его участники одновременно искали союзников и партнёров вне Содружества, в первую очередь в лице ЕС и НАТО. Украина в 1997 г. подписала Хартию об особых отношениях с НАТО. Молдавия тесно сблизилась с Румынией, Азербайджан — с Турцией.

Постепенно в Содружестве выделилась группа государств, готовых идти по пути экономической и военно-политической интеграции с Россией — Белоруссия, Казахстан и Киргизия. В 1999 г. был подписан договор об образовании Союзного государства России и Белоруссии. В 2000 г. Казахстан, Россия, Белоруссия, Киргизия и Таджикистан подписали в Астане (столица Казахстана) договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В 2002 г. участники Договора о коллективной безопасности создали на его основе Организацию договора коллективной безопасности (ОДКБ). В 2009 г. Россия, Казахстан, Белоруссия заключили ряд договоров об образовании Таможенного союза. В полную силу он заработал в 2011 г.

Лидеры стран СНГ. Начало 2000-х гг.

Рис. Лидеры стран СНГ. Начало 2000-х гг.

Российско-украинские отношения осложнялись проблемой раздела Черноморского флота и его баз. Лишь в 1997 г. были подписаны соглашения по Черноморскому флоту, закрепившие принцип совместного использования военно-морских баз Россией и Украиной, и Договор о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве между ними. А в 2010 г. президенты России и Украины заключили в Харькове соглашения о продлении пребывания Черноморского флота в Крыму на 25 лет после 2017 г. Взамен украинской стороне была предоставлена значительная скидка на импортируемый туда российский газ.

В 2014 г. отношения России и Украины подверглись заметному охлаждению по причине украинского кризиса. В результате народных протестов, которые возглавила радикальная националистическая оппозиция, президент Украины В.Ф. Янукович был свергнут и бежал из страны. Пришедшее к власти нелегитимное временное правительство, в котором основную роль играли националисты, не желало считаться с экономическими и культурными интересами русскоязычного Юго-Востока Украины. Начался новый виток гражданского противостояния. Часть восточных областей (Луганская, Донецкая, Харьковская) взяли курс на самоопределение. В Автономной республике Крым начались массовые протесты, которые привели к приходу новых лидеров (А. Чалый, С. Аксёнов), поддержавших желание крымчан воссоединиться с Россией. По результатам референдума (96% «за») полуостров 21 марта 2014 г. вошёл в состав РФ. Было образовано два новых субъекта федерации — Республика Крым и г. Севастополь.

5. Вооружённые конфликты в СНГ

Ещё в период существования СССР возник межнациональный конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха — автономной области в составе Азербайджана. 74% её населения составляли армяне. В 1991г. Нагорный Карабах провозгласил независимость. Опираясь на помощь Армении, карабахские войска заняли часть территории Азербайджана. При посредничестве Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в 1994 г. удалось добиться прекращения огня. Однако окончательного решения проблемы так и не найдено. Карабах до сих пор считает себя независимым, несмотря на то что он не признан международным сообществом.

Другой конфликт, возникший на постсоветском пространстве и до сих пор сохраняющий остроту, связан с восточной частью Молдавии — Приднестровьем. Значительную часть его населения составляют русские и украинцы. Националистические силы, пришедшие к власти в Молдавии, провозгласили её государственным языком румынский и взяли курс на объединение с Румынией. В ответ в 1991 г было заявлено о независимости Приднестровья. В 1992 г. начались боевые действия. Они были прекращены только в результате вмешательства российских войск, находившихся на территории Приднестровья. Однако оно продолжает считать себя независимым.

Жертва конфликта в Приднестровье

Рис. Жертва конфликта в Приднестровье

Крайне сложная ситуация возникла на территории Грузии, также являющейся многонациональным государством. В 1990 г. Абхазия, автономная республика в составе Грузии, объявила о своём суверенитете. На её территории с 1991 г. начались вооружённые столкновения. В 1994 г. в Абхазию вступили миротворческие силы СНГ.

Автономная республика в составе Грузии — Южная Осетия в 1990 г. также выдвинула требования о своём преобразовании в союзную республику. Это было ответом на ликвидацию автономий грузинским правительством. Разразился грузино-югоосетинский конфликт, который удалось остановить только при посредничестве России. В августе 2008 г. грузинская армия внезапно напала на Южную Осетию и находившихся в зоне конфликта российских миротворцев. Россия была вынуждена оказать вооружённую поддержку югоосетинскому народу. Итогом конфликта стало признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии.

Большие трудности возникли в среднеазиатских государствах СНГ, особенно в Таджикистане. Здесь в 1992 г. на почве межклано-вых и религиозных противоречий вспыхнула кровопролитная гражданская война. Сторонники исламизации Таджикистана получали поддержку религиозных фанатиков из Афганистана. При помощи миротворческих сил СНГ, основу которых составляли российские войска, боевые действия удалось прекратить.

6. Политическое и социально-экономическое развитие стран СНГ

Обретя суверенитет, государства СНГ вступили на путь преобразований в экономической и политической жизни. Различия в исторических, национальных, культурных и религиозных традициях государств СНГ оказали большое влияние на их социально-экономическое и политическое развитие.

В Белоруссии после принятия ею Декларации о суверенитете в 1990 г. к власти пришли сторонники курса на сближение с Западом. Однако ослабление экономических связей с Россией негативно сказалось на положении в стране. Производство ВВП упало на 12%, росла инфляция. В 1994 г. в Белоруссии состоялись первые в её истории президентские выборы, на которых победу одержал А.Г. Лукашенко, выступавший за сближение с Россией. В отличие от многих стран СНГ, крупномасштабных приватизаций в Белоруссии не проводилось. До сих пор сохраняется ведущая роль государства в экономике. Первоначально концепция «сильного государства» в Белоруссии себя оправдала. В экономике наблюдался стабильный рост, уровень жизни населения стал самым высоким в СНГ, сократилась безработица. Это обеспечило президенту А.Г. Лукашенко значительную популярность. На референдуме 2004 г. большинство избирателей одобрили его предложение не ограничивать время пребывания президента у власти двумя сроками. Однако в настоящее время Белоруссия испытывает экономические трудности. В стране довольно высокая инфляция, государство дотирует многие затратные и малоэффективные производства, которые не выжили бы в условиях свободного рынка.

На Украине серьёзной проблемой стали различия в уровне и характере развития западных и юго-восточных областей. В западных, преимущественно аграрных областях распространена Униатская церковь. В промышленных восточных и южных районах в основном говорят на русском языке и исповедуют православие. Президент страны Л.М. Кравчук, в прошлом первый секретарь ЦК Компартии Украины, проводил политику «украинизации» восточных и южных областей страны (т.е. вытеснения русского языка из общественной жизни). Это вызвало недовольство многих граждан. В 1994 г. президентом стал Л.Д. Кучма, стремившийся к более сбалансированному курсу. Однако чёткой и целостной программы реформ не сложилось. Коррупция, всевластие олигархов, падение уровня жизни стали причиной роста недовольства в обществе.

На президентских выборах 2004 г. победил сторонник либерального курса и тесного сближения страны с ЕС и НАТО В.А. Ющенко, проигравший официально во втором туре, но поддержанный своими сторонниками в ходе массовых митингов и демонстраций. Они разбили палаточные городки на площадях Киева и блокировали правительственные учреждения, считая выборы сфальсифицированными. События на Украине стали называть Оранжевой революцией. Тем не менее особых экономических и социальных успехов им, «оранжевым» политическим силам, добиться не удалось. На волне разочарования президентом был избран В.Ф. Янукович, выступающий за более тесные отношения с Россией.

Большие трудности переживала и Молдавия. Ухудшение экономического положения привело к победе на парламентских выборах 2001 г. коммунистов. Президентом стал лидер компартии В.Н. Воронин, которого сменили либеральные силы. Однако положение в стране существенно не изменилось. Молдавия остаётся одной из беднейших стран Европы.

В среднеазиатских республиках СНГ (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан) большое влияние имел аппарат власти и управления. Либерально-демократическая оппозиция была слабой. Угрозу стабильности представляли радикальные исламистские организации, поддерживаемые из-за границы. В этих условиях власть перешла к лидерам, вышедшим из рядов КПСС, но заявившим о разрыве с коммунистической идеологией. Так, в Казахстане главой республики в 1990 г. стал бывший первый секретарь компартии Н.А. Назарбаев, срок полномочий которого неоднократно продлевался. Экономические реформы принесли определённые успехи лишь в Казахстане и Узбекистане, причём Казахстан стал одной из наиболее динамично развивающихся стран СНГ. Падение уровня жизни и безработица стали источниками политической нестабильности. В марте 2005 г. прибывшие в столицу Киргизии жители голодного и нищего юга страны разгромили президентский дворец. Президент А. Акаев не решился применить силу и отказался от власти. Журналисты назвали эти события «Революцией тюльпанов».

Остро встала проблема выбора пути развития в государствах Закавказья. В Армении реформы не дали сколько-нибудь значимых результатов. Положение Азербайджана в первые годы независимости усугубилось проигранной войной с Карабахом, в 1993 г. в стране произошёл военный переворот. Однако впоследствии экономическая обстановка стабилизировалась, главным образом благодаря росту мировых цен на нефть и другое сырьё, которыми богата страна. Гражданская война разразилась и в Грузии. Грузинский президент 3. Гамсахурдия был свергнут и погиб. Его преемник Э.А. Шеварднадзе (бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии) также не смог обеспечить проведение реформ. При населении страны в 5,4 млн человек безработица достигла 1 млн, начались перебои со снабжением городов электроэнергией. В 2004 г. в Грузии произошёл бескровный переворот, поддержанный молодёжью и интеллигенцией. Он получил название «Революции роз». К власти пришёл приверженец либеральных взглядов М.Н. Саакашвили, избранный новым президентом страны. Он взял курс на вступление своей страны в НАТО и реформы по западному образцу.

Характер и направленность перемен в странах СНГ не совпадают. Это создаёт дополнительные проблемы для развития сотрудничества между ними. Наличие же в этих государствах массы «замороженных» конфликтов делает постсоветское пространство нестабильным.

Вопросы для самопроверки

  1. Какое влияние на положение в Восточной Европе оказала на-чавшаяся в СССР перестройка?
  2. Как вы думаете, почему избиратели восточноевропейских стран отказали в поддержке реформированным коммунистическим партиям в конце 1980-х гг.? Как им удалось вернуть себе доверие населения?
  3. Почему Югославия стала ареной вооружённых конфликтов? Каковы были их результаты? Какую роль в них сыграли страны НАТО, Россия? При ответе используйте материалы СМИ, Интернета.
  4. Какие соглашения были заключены между странами СНГ? Как вы думаете, почему не все они стали их участниками?
  5. Какие конфликты возникли на территории СНГ? Какую роль Россия играла в их урегулировании? Укажите эти «горячие точки» на карте.
  6. Используя материалы учебника, текущей прессы и Интернета, подготовьте сообщения об особенностях политического и экономического развития отдельных стран СНГ.
  7. В чём причины «цветных революций» в странах СНГ? Как вы думаете, оправдали ли они ожидания людей? При ответе используйте материалы прессы и Интернета.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru