Учебник для 11 класса

История России

       

§ 58. Страны Азии, Африки и Латинской Америки на современном этапе развития

  • Какие проблемы развития испытывают страны Юга в настоящее время? Каковы их достижения на пути экономического и социального развития?

1. Латиноамериканские страны

В 1980-е — начале 1990-х гг. в развитии большинства латиноамериканских стран начался новый этап. Во многих из них диктатуры уступили место демократической, конституционно избранной власти.

Диктаторский режим в Аргентине, после поражения в войне с Англией из-за Фолклендских островов, вынужден был в 1983 г. передать власть гражданскому правительству. В 1985 г. закончились периоды авторитарного правления в Бразилии и Уругвае. В 1989 г. после 35 лет военной диктатуры генерала Альфредо Стресснера на путь демократии вступил Парагвай. После состоявшихся в Чили свободных выборов ушёл в 1990 г. в отставку генерал А. Пиночет.

Время с середины 1980-х по середину 1990-х гг. считается «потерянным десятилетием» для решения проблем модернизации. Демократические режимы усиленно развивали социальную сферу, что привело к падению темпов экономического роста. В то же время благодаря повышению уровня жизни населения на Южно-Американском континенте увеличилась ёмкость внутренних рынков. Это создало предпосылки для более стабильного развития.

Резкий рост долгов наблюдался в последнее десятилетие XX в. лишь у тех стран, которые установили особенно тесные отношения с США: у Мексики и Аргентины, курс валюты которой был жёстко привязан к доллару. В 2001 г. в Аргентине разразился острейший социально-экономический и политический кризис. Катастрофический рост внешней задолженности вынудил власти объявлять дефолт, заморозить счета граждан в банках. Это разорило средний класс, вызвало массовые беспорядки.

В начале XXI в. во многих странах Южной Америки усилилось влияние левых сил. В 1998 г. президентом Венесуэлы был избран Уго Чавес, считавший себя учеником Ф. Кастро и сторонником социалистических преобразований. В собственность государства перешли контрольные пакеты акций ведущих ТНК, началось проведение масштабных социальных реформ. В Бразилии в 2002 и 2006 гг. победу на президентских выборах одержал выходец из бедной рабочей семьи Лулу де Сильва, выступающий за социально ориентированную рыночную экономику и интеграцию латиноамериканских стран без участия США. В 2005 г. в Боливии президентом впервые стал индеец по происхождению Эво Моралес, лидер движения «Вперёд к социализму».

2. Интеграционные процессы в Латинской Америке

В 1986 г. Аргентина и Бразилия, две наиболее развитых страны Латинской Америки, заключили интеграционный союз. На его базе в 1990 г. президенты Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая подписали соглашение о создании экономического блока «Южноамериканский общий рынок», более известного как МЕРКОСУР. На его долю приходилось почти половина населения и промышленного производства Латинской Америки. Другим центром интеграции стало Андское сообщество, учреждённое в 1965 г. В него входят Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу и Боливия. В 2005 г. была создана единая интеграционная зона Южной Америки — Южноамериканский союз.

Развитие интеграционных процессов в Латинской Америке вызывает озабоченность в Соединённых Штатах. В значительной мере благодаря их усилиям в 1994 г. главы государств Северной и Южной Америки (кроме Кубы) договорились о создании Панамериканской зоны свободной торговли. Однако в 2005 г. переговоры об её учреждении сорвались из-за усилий Венесуэлы и Бразилии. В 2008 г., по инициативе У. Чавеса и Л. де Сильва, была достигнута договорённость о том, что 12 государств, входящих в Южноамериканский союз, создадут военный блок — Южноамериканский совет обороны. Таким образом, происходит более тесная консолидация Южно-Аме-риканских государств, усиливаются их стремления к выходу из орбиты влияния США.

3. Страны Юго-Восточной Азии

В новом тысячелетии роль Китая как крупнейшей экономической державы Азии только возросла. Политическая стабильность в сочетании с экономикой, открытой для зарубежных инвесторов, сделала Китай одной из наиболее динамично развивающихся стран мира. Среднегодовые темпы роста производства ВВП на душу населения в Китае в 1980-2000-е гг. были самыми устойчивыми и высокими в мире — около 10%. Китай, население которого является самым многочисленным в мире — 1 млрд 300 млн человек, полностью обеспечивает свои потребности в продовольствии.

Китай освоил производство продукции на основе информационных технологий. Он стал третьей, после России и США, космической державой, самостоятельно осуществив в 2003 г. запуск космического аппарата с человеком на борту. Планируется строительство китайской орбитальной станции и базы на Луне. По многим оценкам, Китай к середине XXI в. сможет на равных конкурировать с Соединёнными Штатами.

В последние годы КНР быстрыми темпами развивает торгово-экономическое сотрудничество со странами Африки и Латинской Америки. Успешно развиваются российско-китайские отношения.

В 1992 г. состоялся визит Б.Н. Ельцина в Пекин. В 2001 г. Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан на очередной встрече в Шанхае учредили Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Её участники обязались углублять экономическое сотрудничество и согласовывать свои усилия в борьбе с международным терроризмом. Это имеет для Китая большое значение, поскольку на его территории проживает ряд этнических меньшинств, а их наиболее радикальные представители борются за независимость, используя методы террора.

В 2001 г. был подписан российско-китайский Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Стороны отказались от применения силы друг против друга, обязавшись консультироваться в случае возникновения угрозы миру. В 2004 г. Россия и КНР достигли компромисса по спорным вопросам о линии прохождения границы.

Массовая миграция рабочей силы из Китая вызывает тревогу во многих соседних с ним странах, а также в США. Китай, выполняя рекомендации ООН развивающимся странам о сокращении темпов прироста народонаселения, проводит жёсткую политику по снижению рождаемости. Наряду с пропагандистским лозунгом «Одна семья — один ребёнок» принимаются и экономические меры, такие, как штрафы за рождение второго и последующих детей.

Китайская модель преобразований с 1987 г. стала с успехом использоваться во Вьетнаме. Политика вьетнамских властей принесла значительные плоды: страна не только начала обеспечивать себя продовольствием, но и стала одним из крупнейших экспортёров риса. С участием иностранного капитала быстрыми темпами (около 10% в год) развивалась промышленность. Однако Вьетнам по-прежнему остаётся аграрной страной (около 75% населения занято в сельском хозяйстве).

В 1990-е гг. темпы экономического роста Японии упали, страна оказалась в состоянии затяжного кризиса. Её доля в мировом промышленном производстве сократилась. Обанкротились многие ранее преуспевавшие фирмы, начала расти безработица. На мировом рынке у Японии появились сильные конкуренты в лице новых индустриальных стран и Китая. Большим ударом по японской экономике стал стремительный рост цен на нефть, которую страна ввозит.

4. Индия

Итогом политики модернизации, проводившейся индийским правительством, стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. В стране выросли города-гиганты европейского типа, возникли районы высокотехнологичного производства, научные центры, по своему уровню не уступающие передовым странам. С 2000 г. начали создаваться специальные экономические зоны с льготными условиями для развития бизнеса. Индия самостоятельно овладела технологией производства ядерного оружия и ракетной техники.

Подобные очаги модернизации соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях (хотя в стране сложились и центры современного аграрного производства). До половины взрослых неграмотны, не умеют ни читать, ни писать. Эти люди живут в деревнях, где нет ни канализации, ни водопровода, ни электричества. Но при огромной численности населения (1027 млн чел.) общее количество учёных и людей с высшим образованием в Индии больше, чем в любой другой стране мира. Так, в начале XXI в. индийские вузы ежегодно оканчивают 350 тыс. инженеров, тогда как, например, американские — 70 тыс. Быстрыми темпами растёт средний класс, его численность достигла 350 млн человек.

Средний класс стал социальной базой немногочисленных, действующих на уровне штатов политических партий. Они объединились с отколовшимися от ИНК группировками, враждебными клану Ганди. В 1988 г. был создан серьёзный противовес ИНК(И) — партия Джаната дал (ДД). Ещё раньше, в 1980 г., оформилась стоящая на позиции традиционных для Индии религиозно-общинных ценностей Бхаратия джаната парти (БДП). Придя в 1998 г. к власти, БДП приняла меры для поддержки предпринимательской деятельности и привлечения капиталов из-за рубежа.

На фоне весьма скромных успехов в экономике, пострадавшей от экономического кризиса 1997 г., в странах Азии в 2004 г. к власти вернулась ИНК(И). Её возглавила Соня Ганди — вдова Р. Ганди (убит в результате покушения), итальянка по происхождению. Однако С. Ганди отказалась стать премьер-министром. Этот пост занял М. Сингх, популярный в стране экономист и политик.

С 1998 г. индо-пакистанское противостояние стало ядерным. И Индия, и Пакистан провели испытания ядерного оружия. Ими созданы средства его доставки — ракеты с дальностью полёта в несколько сот километров.

К началу XXI в. Индия пришла с бесспорными достижениями и сложными проблемами. По своим ресурсам, уровню технологического развития страна имеет все шансы превратиться в одну из сверхдержав. В то же время перед ней стоят большие трудности.

Это неравномерность в развитии штатов, рост числа межэтнических и религиозных конфликтов, низкий уровень жизни. К 2000 г. по производству ВВП на душу населения Индия уступала США в 15 раз.

5. Страны Ближнего Востока и Северной Африки

Страны исламского мира (Ближний и Средний Восток, Северная Африка, Пакистан, Индонезия) значительно различаются по своему облику. Среди них есть монархии (Саудовская Аравия, Иордания, Марокко и др.), страны, где утвердились относительно демократические режимы (Турция, Египет и др.), государства с авторитарными режимами (Ливия, Пакистан и др.). Неодинаково и их экономическое положение. Нефтедобывающие страны (Саудовская Аравия, Кувейт, Объединённые Арабские Эмираты и др.), получая большие доходы от экспорта нефти, по среднему уровню доходов на душу населения приближаются к показателям Евросоюза. В то же время государства, не обладающие нефтяными богатствами (Египет, Пакистан и др.), имеют намного меньшие показатели уровня жизни.

Несмотря на эти различия, а также религиозные трения (между суннитами и шиитами), исламские страны демонстрируют много общих черт. Прежде всего это большое влияние религии на повседневную жизнь граждан (в том числе и в светских государствах) и огромный авторитет духовенства.

После победы исламской революции в Иране в 1979 г. повсеместно стало усиливаться влияние исламских фундаменталистов. Это происходило и в тех государствах, которые являются светскими (Алжир, Египет, Турция и др.). Подъём фундаментализма отражает реакцию населения на внутренние трудности, нищету и болезни. Наиболее радикальные исламские движения, такие, как «Аль-Каи-да», «Хезболла» и др., используют террористические методы борьбы за достижение своих целей.

Страны Арабского Востока и Северной Африки — важный рынок сбыта и поставщик сырья для стран Западной Европы и Северной Америки. Стремление Запада контролировать важный для него регион и методы, которые при этом используются, вызывают недовольство не только радикальных исламских организаций, но и широких масс населения, и правительств отдельных стран.

В 2003 г. США, Великобритания и их союзники без санкции Совета Безопасности ООН вторглись в Ирак. Страна была оккупирована, её правитель — С. Хусейн арестован и впоследствии казнён. Вторжение осуществлялось под предлогом наличия у Ирака оружия массового поражения и связей его правительства с международным терроризмом. США и их союзники утверждали, что Ирак представляет серьёзную угрозу для международного сообщества. Однако после ликвидации режима Хусейна никаких доказательств в пользу этой точки зрения представлено не было. Многие эксперты считают, что подлинной причиной вторжения послужило желание установить контроль над богатыми нефтяными месторождениями Ирака. Под контролем оккупационных войск в Ираке были проведены выборы, сформировано правительство. Однако до сих пор территория страны остаётся заметным очагом нестабильности на Ближнем Востоке.

Глобальный кризис, начавшийся в 2008 г., привёл к падению уровня жизни, росту безработицы в большинстве стран Северной Африки и Ближнего Востока. Массовые протестные выступления с требованиями отставки президента Бен-Али и демократизации страны начались в Тунисе в январе 2010 г. «Жасминовая революция», организованная и подготовленная преимущественно молодёжью с использованием социальных сетей, победила быстро и относительно бескровно. Президент бежал из страны, оппозиционные власти политические силы вышли из подполья.

В январе—феврале 2011 г. почти такой же сценарий повторился в Египте. Чтобы пресечь уличные столкновения противников и сторонников президента X. Мубарака, контроль над ситуацией взяла на себя армия. Президент был арестован, принятая на референдуме конституция ограничила срок пребывания президента у власти и урезала его полномочия, началось оформление новых политических партий как либеральных, так и исламистских.

В богатой нефтью Ливии события развивались иначе. В феврале 2011 г. в восточной части страны начались выступления сил, оппозиционных лидеру государства — М. Каддафи. Сохранившие верность ему воинские части начали наступление на города, оказавшиеся под властью повстанцев. Совет Безопасности ООН принял резолюцию, требующую прекращения ударов авиации Каддафи по Восточной Ливии. Ряд стран НАТО начали бомбардировку военных объектов на территории, занимаемой правительственными войсками. При их поддержке Каддафи был свергнут, власть в стране захватила оппозиция.

Революционные события в Египте. Площадь Тахрир. 2011 г.

Рис. Революционные события в Египте. Площадь Тахрир. 2011 г.

Ареной массовых антиправительственных выступлений также стали Йемен, Сирия и Бахрейн.

В целом революции 2011 г. создают шанс на переход ряда стран Северной Африки к демократическому развитию. В то же время сторонники их «исламизации» также получили возможности легальной деятельности и участия в предстоящих выборах.

6. Страны Центральной и Южной Африки

Задачи преодоления экономической отсталости приобрели в странах Африки исключительную остроту. Несмотря на значительные запасы полезных ископаемых, большинство из них (кроме ЮАР) обладают слаборазвитой промышленностью и малопроизводительным сельским хозяйством. Капиталы, необходимые для подъёма экономики, отсутствуют. Зарубежные корпорации, учитывая политическую нестабильность на континенте, воздерживаются от крупных инвестиций в африканскую экономику.

Благодаря помощи ООН были достигнуты успехи в борьбе с эпидемиями, удалось снизить детскую смертность. Это вызвало стремительный рост численности населения, опережавший увеличение производства продовольствия. Из 30 самых бедных стран мира 22 находятся на Африканском континенте. Значительная часть их населения не имеет доступа к услугам медицины, пользуется недоброкачественной водой, живёт в городах и населённых пунктах, лишённых канализации, хронически недоедает. Без зарубежной помощи не могут обойтись жители Анголы, Ботсваны, Мали, Буркина-Фасо, Лесото, Мозамбика, Чада. Это усиливает остроту внутренних социальных и этнических конфликтов.

Проблемы беднейших государств Африки в последнее десятилетие всё больше превращаются в глобальную и международную.

С одной стороны, эти страны не в состоянии сами преодолеть бедственное положение. С другой стороны, проблемы беднейших стран порождают сложности для всего международного сообщества. Гражданские войны, перевороты, вооружённые столкновения становятся обычным явлением. Остро стоит проблема беженцев и эмигрантов из зон социального бедствия и районов межэтнических конфликтов. Страны, охваченные хаосом, в которых отсутствует сильная центральная власть, притягивают внимание международных преступных синдикатов. Там создаются базы экстремистских и террористических организаций. Преодоление этих трудностей требует совместных усилий самих народов Африки, государств Запада и международных организаций.

На рубеже XX-XXI вв. усилилось стремление африканских государств к сотрудничеству. В 1999 г. участники существовавшей с 1963 г. Организации африканского единства (ОАЕ) приняли декларацию о намерении учредить Африканский союз (АС). Последняя заключительная сессия ОАЕ состоялась в Дурбане (ЮАР) в 2002 г. На ней было объявлено о роспуске ОАЕ и создании АС.

АС, по замыслу его создателей, должен стать более сплочённой организацией, чем ОАЕ. Его высший орган — Ассамблея глав государств и правительств стран-участниц. Большое значение АС придаёт поддержанию мира на континенте и борьбе с международным терроризмом.

Вопросы для самопроверки

  1. Расскажите об интеграционных процессах в Латинской Амери-ке. Почему они вызывают недовольство правящих кругов США?
  2. Расскажите о внешней политике современного Китая, россий-ско-китайских отношениях. При ответе используйте материалы СМИ и Интернета.
  3. Какие проблемы развития испытывает Япония? Как это влияет на её экономические позиции в Азиатском регионе?
  4. В чём состоят особенности процесса модернизации в Индии на современном этапе?
  5. Что позволило Индии добиться значительных успехов в модернизации? Приведите примеры отраслей, в которых индийская экономика добилась особенных успехов?
  6. Назовите особенности развития исламских стран Ближнего Востока и Северной Африки?
  7. Назовите основные черты развития государств Центральной и Южной Африки? Почему проблемы беднейших стран этого континента приобрели глобальный характер?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru