Учебник для 11 класса

История России

       

§ 6. Третьеиюньская монархия и реформы П.А. Столыпина

  1. Какое событие и почему явилось завершением революции 1905— 1907 гг.?
  2. Вспомните, что такое крестьянская община. Какую роль она играла в аграрных отношениях России начала XX в.?

1. П.А. Столыпин и его политика

Завершение революции 1905-1907 гг., изменение избирательных законов и проведение последующих реформ во многом были связаны с деятельностью П.А. Столыпина. Свою основную задачу П.А. Столыпин видел в подавлении антиправительственного движения. Для борьбы с революционерами он продолжал совершенствовать систему репрессивно-карательных мер. 19 августа 1906 г., после покушения эсеров на Столыпина, в чрезвычайном порядке был принят указ о введении военно-полевых судов.

Отныне судопроизводство надлежало вести офицерам, на него отводилось не более 48 часов, а приговор приводился в исполнение в течение суток. До отмены военно-полевых судов в 1907 г. они приговорили к смертной казни более 2 тыс. человек. Десятки тысяч участников революционного движения, кого миновала смертная казнь, отправлялись в ссылку, на каторжные работы, в тюремное заключение. Режим их содержания также был ужесточён.

С легальным оппозиционным движением власти боролись, закрывая неугодные органы печати, ликвидируя общества и организации даже сугубо просветительского характера.

Большое значение Столыпин придавал подавлению оппозиции со стороны Думы. 10 мая 1907 г. в речи во II Государственной думе Столыпин произнёс в адрес радикалов ставшую знаменитой фразу: «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна Великая Россия».

После принятия новых избирательных законов и проведения репрессий цели правительства по борьбе с революционным движением были в основном достигнуты. Открывшаяся в ноябре 1907 г.

III Государственная дума по своему составу значительно отличалась от предшествовавших. Общее число депутатов уменьшилось с 518 до 442. Сократилось число представителей Польши и Кавказа. Население 10 областей и губерний Азиатской России под предлогом «недостаточного развития гражданственности» было вообще лишено избирательных прав.

Дума вместо крестьянской стала дворянской. Депутаты от высшего сословия составляли 40% депутатского корпуса. Депутаты от крес-тьян-земледельцев, представлявшие около 80% населения страны, получили 15% депутатских мест. Лица так называемых свободных профессий, то есть интеллигенция, — 19%, духовенство — 10%, промышленники и торговцы — 8%, рабочие и ремесленники — 2,3%.

В политическом отношении Дума заметно поправела. Откровенно оппозиционные правительству силы (социал-демократы и трудовики) оказались в меньшинстве. Изменился состав либеральных, центристских сил. На выборах довольно успешно выступила новая, Прогрессивная партия, созданная по инициативе московских банкиров и предпринимателей и отобравшая часть голосов у кадетов. Лидеры прогрессистов А.И. Коновалов и П.П. Рябушинский выступали за создание правового государства и развитие рыночной экономической системы; осуждали полицейский произвол и засилье дворянства во властных структурах.

Наиболее многочисленными фракциями III Государственной думы стали черносотенцы и сблизившиеся с ними октябристы. Союз 17 октября поддержал карательные акции власти и избирательный закон от 3 июня 1907 г.

С точки зрения Столыпина, одних лишь репрессивных мер для окончательного подавления революции было недостаточно. Свою главную задачу он видел в проведении реформ и укреплении социальной базы существующего строя. Столыпин умело манипулировал настроениями думцев, обеспечивая поддержку большинству своих начинаний.

2. Реформы П.А. Столыпина

Намеченные Столыпиным преобразования охватывали многие сферы жизни общества — от аграрных отношений до реформ систем местного самоуправления и образования.

Реформа местного самоуправления предполагала предоставить сельским хозяевам большие возможности для участия в работе земств. В рамках реформы школы планировалось перейти ко всеобщему начальному образованию, сделать среднюю и высшую школу более доступной для крестьянских детей, улучшить материальное обеспечение учителей.

Реализации этих идей помешали многие обстоятельства. В Государственном совете господствовали правые, не склонные одобрять реформаторские новации премьер-министра. Преобразования требовали значительных расходов, которые казна не могла себе позволить. Наконец, основное внимание Столыпина было привлечено к осуществлению аграрной реформы. Аграрный вопрос стал центральным в социальном и политическом развитии России.

П.А. Столыпин пошёл на некоторые уступки крестьянству. Из части казённых и императорских, а также продаваемых помещиками земель создавался земельный фонд. С его помощью крестьяне могли расширить свои угодья. К тому же Крестьянский банк предоставлял кредиты для приобретения земли.

П.А. Столыпин. Художник И.Е. Репин

Рис. П.А. Столыпин. Художник И.Е. Репин

Однако главным направлением реформы оказалось изменение характера отношений в деревне за счёт разрушения существовавшей веками общинной организации сельской жизни. При этом помещичьи земли оставались нетронутыми.

Начало реформе положил указ от 9 ноября 1906 г., который гласил, что крестьянам предоставляется право свободного выхода из общины с передачей надела в личную собственность. Крестьяне, арендовавшие у общины дополнительные земельные угодья, имеют право их выкупить.

Согласно указу община обязана была выделить крестьянину, желавшему вести самостоятельное хозяйство, отдельный участок земли, который признавался его личным владением. При этом крестьянин имел право требовать, чтобы его наделы были сведены в один участок — отруб (с оставлением усадьбы в деревне) или хутор (с переселением из деревни и перенесением усадьбы на свой участок).

Реформа оказалась выгодна зажиточным крестьянам и преуспевавшим середнякам, которые были способны вести хозяйство без поддержки общины, силами своей семьи или нанимая дополнительную рабочую силу — батраков. Как говорил Столыпин, «ставка была сделана не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных». Они освобождались от необходимости делиться продуктами своего труда с общиной, принимать её решения в вопросе о том, что и когда им сеять, с кем и как торговать.

Лишаясь поддержки сильных хозяйств, община слабела и уже не могла по-прежнему помогать беднейшим. Однако их интересы также предполагалось учесть: отменялись ограничения личных прав крестьян, они получали равные права с другими сословиями. Это обеспечило им возможность свободно переселяться в города и искать работу.

Избавить хозяйства центральных губерний от малоземелья должна была переселенческая политика. Правительство содействовало переселению крестьян на свободные казённые земли за Урал, для чего желающие получали пособия и льготы. Земля в Сибири, Казахстане, Средней Азии предоставлялась бесплатно. Кроме того, выделялись безвозмездные ссуды на обустройство, списывались все недоимки, мужчины освобождались от воинской повинности.

Общее число переселенцев за 1906-1914 гг. составило 3,1 млн человек. Часть их сумела закрепиться на новых землях и обзавестись хозяйством. Их усилиями удалось увеличить посевные площади страны на 10%, создать новые производства. Для совместной переработки и сбыта производимой продукции хозяйства Сибири объединялись в артели и кооперативы.

Экспорт их продукции давал России вдвое больше прибыли, чем все золотые прииски Сибири. Возникали маслоделательные, льноводческие, молочные и другие артели. К 1914 г. в России действовало около 30 тыс. кооперативов (второе место в мире после Германии).

В 1915 г. в связи с войной аграрная реформа была приостановлена, а в 1917 г. прекращена окончательно согласно решению Временного правительства.

3. Итоги Столыпинских реформ

В 1909-1913 гг. наметился подъём сельского хозяйства. Производство хлеба на душу населения выросло с 450 до 550 кг, его экспорт возрос на 30%. Общие темпы роста промышленного производства России достигли 9%, что было самым высоким показателем в мире. Сам Столыпин не ждал быстрой отдачи от начатой им реформы. Действительно, во многом её цели оказались нереализованными. Ликвидировать общину или хотя бы серьёзно подорвать её позиции Столыпину не удалось. Несмотря на административное давление, большинство крестьян, особенно малоземельных, зависевших от поддержки общины, были против её разрушения. Нередкими оказались случаи поджогов хуторов, бунтов деревенской бедноты.

Особо недовольно аграрной реформой было крестьянство нечерноземных, центральных районов России. При невысоком плодородии земли здешние единоличные хозяйства оставались слабыми. Более успешно шло развитие хуторских хозяйств в Причерноморье, на Северном Кавказе, в Заволжье, на степных плодородных землях. Преобразованные хозяйства (хутора и отруба) функционировали в целом эффективнее, чем общинные. Но большинство из них по-прежнему страдали от малоземелья.

Аграрная реформа не сняла социальной напряжённости ни в деревне, ни в обществе в целом. Не оправдались расчёты Столыпина на то, что в процессе землеустройства удастся отвлечь крестьян от идеи всеобщего передела земли. Изменений в психологии народа, развития уважения к частной собственности, которое создало бы иммунитет против революционной агитации, не произошло.

Для успеха реформы была важна готовность общества принять новации. Но поместное дворянство противилось нововведениям, а интеллигенция и предприниматели считали их недостаточными.

4. Политический кризис 1912-1913 гг.

После убийства Столыпина в результате покушения в 1911 г. реформаторская деятельность правительства и законодательных органов сошла на нет. Осуществление намеченной Столыпиным программы преобразований предполагало значительные затраты. Между тем торгово-промышленные круги добивались снижения налогов, а помещики требовали новых ссуд. Большие средства ушли на осуществление военной реформы.

Обострились и социальные противоречия. В города хлынули массы беднейшего крестьянства. Ряды городской бедноты пополнили и те вернувшиеся из Сибири переселенцы, которым не удалось устроиться на новом месте. (Из 3,1 млн их общего числа около 0,1 млн человек погибли, не выдержав сурового климата, 0,5 млн не смогли наладить своё хозяйство.) Всё это обострило конкуренцию на рынке труда. Однако попытки предпринимателей снижать зарплату, вводить дополнительные сверхурочные работы встретили сопротивление трудящихся.

Заметный подъём общественного движения наблюдался с весны 1912 г. Это было связано с расстрелом 4 апреля забастовавших рабочих на Ленских золотых приисках, требовавших улучшения условий труда. Началась резкая политизация рабочего движения. В апреле 1912 г. по всей стране прошло около 1000 политических стачек с 360 тыс. участников. В 1913 г. стачечная волна нарастала — бастовали около 2 млн человек, причём более 1,2 млн были участниками политических стачек. Предприниматели ответили на забастовки локаутами, то есть закрытием предприятий и массовым увольнением рабочих.

К кануну Первой мировой войны российское общество опять оказалось на грани потрясений.

В декабре 1912 г. приступила к работе N Государственная дума, партийный состав которой мало отличался от III Думы. Правительство сохранило возможность опираться на поддержку думского большинства, но положение в обществе становилось всё более неустойчивым.

Вопросы для самопроверки

  1. Охарактеризуйте политику «успокоения» страны, проводимую П.А. Столыпиным.
  2. Составьте развёрнутый план ответа по теме «Реформы П.А. Столыпина».
  3. Сравните состав III Государственной думы с предыдущими Думами. Объясните причины различий. Как изменение избирательных законов повлияло на развитие дальнейших событий в России?
  4. Покажите, как Столыпин обосновывал необходимость применения государством жёстких мер в борьбе с революционерами. Какова была реакция Думы и общества на позицию премьера?
  5. Какие события свидетельствовали о кризисе третьеиюньской монархии? Какие явления в жизни общества повлияли на ослабление позиций ведущих политических партий страны?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru