История Средних веков

Учебник для 6 класса

       

§ 6.3. Собор Святой Софии

Юстиниан задумал создать главный храм империи, который воплощал бы идею могущества его государства и торжества христианской веры.

Храм был сооружён всего за пять лет (532—537). Внешне он отличался простотой и не казался слишком большим. Но интерьер производил совсем иное впечатление. Перед взором вошедшего неожиданно открывалось грандиозное подкупольное пространство.

Храм казался верующим чем-то непостижимым, нерукотворным. Особенно сильное впечатление производил вознесённый высоко вверх огромный купол диаметром 31,5 м.

Храм Святой Софии в Константинополе

Храм Святой Софии в Константинополе. VI в. Четыре минарета появились гораздо позже, после завоевания Константинополя турками

    Как же удалось зодчим представить камень лёгким, почти невесомым? Архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета распределили тяжесть купола собора на 4 мощных столба посредством арок, перекрывающих промежутки между этими столбами, а также парусов - треугольных поверхностей между арками и нижними краями купола. Изобретение таких парусов было большим архитектурным достижением того времени. Зодчие искусно замаскировали массивные столбы, сделав их почти незаметными зрителю.

Интерьер храма Святой Софии

Интерьер храма Святой Софии

    Появилось обманчивое ощущение, что купол легко возносится, поддерживаемый только арками и парусами. Многочисленные окна прорезаны в основании купола с таким расчётом, что простенки между окнами почти не видны и купол кажется парящим над зданием. В конце X века послы русского князя Владимира побывали в соборе Святой Софии и так вспоминали об этом: «...не знали - на земле или на небе мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой...» Не случайно именно Софии - Премудрости Божией были посвящены величественные соборы, построенные в XI веке в Киеве и Новгороде.

Крестово-купольная церковь Богоматери в Салониках

Крестово-купольная церковь Богоматери в Салониках. XI в.

Собор Святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры. Возведение столь грандиозного сооружения технически было настолько сложным, что повторить его никто и никогда не пытался. В дальнейшем в византийской архитектуре восторжествовал другой тип храма — крестово-купольный. Купол, поставленный на цилиндрический или многогранный барабан, перекрывал центральную часть здания и опирался на 4 столба, соединённые арками. Своды, примыкавшие к куполу с четырёх сторон, в плане образовывали подобие креста, что и дало название этому типу церквей. Такие церкви оказались удобными для богослужения, достаточно вместительными и прочными. Их в большом количестве строили и в самой Византии, и всюду, куда проникало её влияние, в том числе и на Руси.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru