Учебник для 8 класса

       

История России
XIX век

§ 13. Экономическое развитие России при Николае I

Особенности развития экономики. Всю первую половину XIX века огромная Российская империя оставалась сельскохозяйственной страной. В сельской местности жила подавляющая часть населения (около 90%), земледельческие занятия оставались главными для большинства людей. Существовали различные промыслы, в деревнях было широко распространено мелкое кустарное производство, но крупных промышленных предприятий в стране насчитывалось мало.

Большая их часть находилась на Урале, где имелись огромные запасы минералов, а также в Петербурге, Москве и некоторых других больших городах.

Ваза с портретом цесаревича Александра Николаевича

Ваза с портретом цесаревича Александра Николаевича

Крупные предприятия — мануфактуры (от лат. manus — рука и factura — изготовление) использовали в основном подневольный труд. Подневольный труд был малоэффективен. Рабочий не был заинтересован в качестве и в результатах труда, он отбывал повинность. По свидетельству одного немецкого ученого-металлурга, побывавшего в начале 1840-х годов на Луганском механическом заводе, там употребляют шесть рабочих на то, что в Силезии делает один, и рабочие только тогда занимаются делом, когда видят над собой глаз начальства. Низкая производительность труда существовала даже на тех предприятиях, где изготовлялись новейшие станки и технические приспособления (в их число входил и Луганский завод).

Фабрика братьев Гучковых в Москве

Фабрика братьев Гучковых в Москве

В западноевропейских странах на мануфактурах уже в XVIII веке широко использовался наемный труд. В России же он получил распространение лишь в начале XIX века. К 1830 году количество вольнонаемных составляло около 60% от числа всех работников мануфактур.

Начало промышленного переворота. Начало промышленного переворота означало внедрение в производство машин, заменявших ручной труд. Первые промышленные предприятия, оборудованные паровыми двигателями, появились в России в начале XIX века. Но число их было невелико. Самой бурно развивавшейся отраслью промышленности являлась текстильная. Производство тканей, особенно недорогих, из хлопка и льна, имело широкий рынок сбыта, и текстильные изделия (их в России называли мануфактурой) легко продавались. Сырье для хлопчатобумажной промышленности, производившееся в Индии, Северной Америке и Египте, ввозилось в Россию через Великобританию. Лишь во второй половине XIX века, после присоединения к России Средней Азии, появился отечественный хлопок, который быстро стал вытеснять с рынка привозной.

Образец ткани фабричного производства

Образец ткани фабричного производства. Первая половина XIX в.

Импортные сырье, красители и оборудование вызывали удорожание производства. Поэтому в начале XIX века выгоднее было купить за границей готовое изделие из хлопка, чем вырабатывать его на месте.

Начали возникать крупные (более 100 работников) хлопчатобумажные фабрики. В 1804 году таких фабрик в Российской империи насчитывалось 199, а в 1830 году — 538. Они принадлежали русским подданным или иностранцам, в основном англичанам и немцам. Немалое их число со временем окончательно переселилось в Россию, а некоторые стали родоначальниками известных отечественных предпринимательских фамилий (Кнопы, Вогау, Гужоны, Нобели и др.).

Черноисточинский завод на Урале

Черноисточинский завод на Урале

Изделия из хлопка стали преобладать на отечественном рынке со второй половины XIX века. Раньше большее распространение имел лен или, как его еще называли, русский хлопок. Он шел на изготовление одежды, технические и военные нужды. Производством и обработкой льноволокна занимались главным образом крестьяне центральных и северных губерний Европейской России. Подавляющая часть льноволокна производилась вручную. На домашних станках ткали и грубое льняное полотно. В этой системе производства не было места громоздким и дорогим машинам.

Горенская бумагопрядильная фабрика промышленника Н. А. Волкова

Горенская бумагопрядильная фабрика промышленника Н. А. Волкова

Зарождение отечественного машиностроения. Машинами оснащались крупные фабрики и заводы. Именно там с 1830-х годов появились паровые машины. Поначалу их ввозили из Англии, позднее стали производить в самой России. Крупнейшими производителями паровых машин и котлов являлись государственные заводы, расположенные в Петербурге, — Ижорский, Александровский и Литейный (Путиловский). Особо крупные заказы выполнялись на Александровском заводе, который в 1830—1840-е годы выпускал паровые машины (паровые котлы) для пароходных компаний. В год здесь изготовлялось несколько таких машин.

Железоделательный завод

Железоделательный завод

В 1849 году в Поволжье, недалеко от Нижнего Новгорода, был основан Сормовский механический завод, специализировавшийся на постройке речных судов. Первоначально они оснащались паровыми котлами из Бельгии и Англии, но уже через несколько лет суда полностью укомплектовывались отечественным оборудованием. В первое десятилетие своего существования заводом было произведено 60 паровых судов. Впоследствии Сормовский завод сделался крупнейшим центром судостроения Волжского бассейна.

Паровые машины изготовляли на Урале и в других регионах России. Так, в 1830—1840-е годы на Выксунских заводах близ Нижнего Новгорода по заказу частных пароходных и текстильных компаний ежегодно производилось несколько таких машин.

Вид Невы с одним из русских пароходов

Вид Невы с одним из русских пароходов

К середине XIX века в России существовало несколько тысяч промышленных предприятий, на которых работало около 520 тыс. человек. В основном это были мастерские, где трудились от 3 до 50 человек. Большая их часть занималась производством текстильных изделий и обработкой продуктов сельского хозяйства. Машиностроительных заводов было 25, и они обеспечивали не более 30% потребностей страны в машинном оборудовании. Заметный перелом наступил в годы Крымской войны. С 1850 по 1860 год число машиностроительных заводов увеличилось до 99, а количество рабочих достигло 12 тыс.

Крымская война оборвала импортные поставки в страну. Государство, остро нуждаясь в вооружении, мобилизовало внутренние промышленные ресурсы, поскольку требовались и новые образцы оружия, и современные корабли.

К военным поставкам привлекались все машиностроительные заводы и даже мелкие мастерские. В результате только на заводах Петербурга в течение одного года построили для нужд флота 103 паровые машины. За годы Крымской войны производство машин и оборудования увеличилось в Российской империи в 3 раза.

Вопросы и задания

  1. Охарактеризуйте развитие мануфактурного производства в России. В чем состояли его особенности по сравнению с западноевропейским?
  2. Когда и в связи с чем начался коренной перелом в развитии российской промышленности?
  3. Дайте определение: «Промышленный переворот — это ...». К какому времени относится начало промышленного переворота в России?
  4. Раскройте на фактах процесс перехода от мануфактуры к фабрике. Что стало символом фабричного производства?
  5. О чем свидетельствуют следующие факты: в 1830-е гг. в Россию из Англии ввезли 4 тыс. машин; в 1840-е гг. — 12 тыс. машин; в 1850-е гг. — 49 тыс. машин.
  6. Охарактеризуйте общие тенденции развития экономики России в первой половине XIX в. Ответ составьте в форме плана.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru