Учебник для 9 класса

История России

       

§ 23. Социалистическая индустриализация

Особенности индустриализации в СССР. Первоочередной задачей развития советской экономики индустриализация была провозглашена партией в конце 1925 г. Тогда же были определены и её основные цели: ликвидация технико-экономической отсталости страны; достижение экономической независимости; создание мощной оборонной промышленности; развитие базовых отраслей промышленности (топливной, металлургической, химической, машиностроения).

  • Вспомните, как проходила индустриализация в конце XIX — начале XX в. Какие задачи стояли тогда перед экономикой страны? Как они решались?

Все страны начинали индустриализацию с лёгкой промышленности. Это позволяло накопить средства для развития тяжёлой промышленности. СССР, руководствуясь интересами обороны, начал с тяжёлой промышленности.

Западные страны черпали основные средства для индустриализации извне: ограбление колоний, неравноправный торговый обмен с другими странами, военные контрибуции, иностранные займы. В СССР индустриализация могла быть проведена только за счёт внутренних резервов. Из страны интенсивно вывозилось сырьё, продовольствие — хлеб, масло, сахар, потребление которых населением было резко ограничено. Вывозили нефть, золото, лес, распродавали сокровища музеев и храмов.

Решающую роль играло централизованное распределение ресурсов. К такому решению подталкивал не только опыт Гражданской войны, но и марксистские установки о преимуществах плановой социалистической экономики.

Первая пятилетка. В мае 1929 г. на V Всесоюзном съезде Советов был утверждён первый пятилетний план экономического и социального развития СССР. Уже в декабре 1929 г. Сталин выдвинул лозунг «Пятилетку в четыре года!». Были пересмотрены и существенно увеличены все плановые показатели.

Миллионы людей с огромным энтузиазмом почти бесплатно работали на стройках пятилетки. По всей стране развернулось соревнование под лозунгом «Отнимем год у пятилетки, выполним пятилетку в четыре года!».

На конвейере первые автомобили Московского автозавода.
Начало 30-х гг. XX в.

Задания первой пятилетки выполнить полностью не удалось, но был сделан значительный шаг вперёд. Производство продукции тяжёлой промышленности выросло в 2,8 раза, машиностроения — в 4 раза. Вступили в строй Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, крупные угольные шахты в Донбассе и Кузбассе, Сталинградский и Харьковский тракторные, Московский и Горьковский автомобильные заводы, открылось движение на Туркестано-Сибирской железной дороге. В стране возникли новые отрасли промышленности: авиационная, тракторная, электро-энергетическая, химическая и т. д. Успехи машиностроения превратили СССР из страны, ввозящей промышленное оборудование, в страну, производящую оборудование.

Социальные проблемы первой пятилетки. Для выполнения планов требовалось огромное количество рабочей силы. В короткий срок была ликвидирована безработица. В 1930 г. в СССР закрыли последнюю биржу труда. Однако на стройках пятилетки применялся в основном неквалифицированный труд, ощущалась острая нехватка инженерно-технических кадров. Нередко коллектив долго не мог освоить оборудование и начать выпуск продукции на новом заводе.

Было увеличено количество высших и средних технических учебных заведений. Стали создаваться вечерние отделения при институтах, промышленные академии и заводы-втузы. Лучшие молодые рабочие направлялись на учёбу по путёвкам партийных и комсомольских организаций. Кампания проходила под лозунгами «Большевики должны овладеть техникой!», «Техника в период реконструкции решает всё!». За годы первой пятилетки было подготовлено 128,5 тыс. специалистов с высшим и средним образованием, причём примерно половину из них составляли вчерашние рабочие.

Наряду с впечатляющими достижениями первой пятилетки выявились серьёзные недостатки, прежде всего в социальной сфере.

Из обращения М. Н. Рютина «Ко всем членам ВКП(Б)»

Авантюристические темпы индустриализации, влекущие за собой колоссальное снижение реальной заработной платы рабочих и служащих, непосильные открытые и замаскированные налоги, инфляция, рост цен и падение стоимости червонца... привели всю страну к глубочайшему кризису, чудовищному обнищанию масс и голоду как в деревне, так и в городах...

М. Н. Рютин — кандидат в члены ЦК ВКП(б), секретарь Краснопресненского райкома партии Москвы. Сопоставьте позитивные и негативные социальные последствия ускоренной индустриализации.

В 1930 г. Госплан СССР издал распоряжение о включении труда заключённых в плановую экономику. С этой целью в качестве подразделения наркомата внутренних дел было создано Главное управление лагерями (ГУЛАГ).

Большинство важных объектов первых пятилеток было построено руками заключённых, в том числе Беломорканал, соединивший Белое и Балтийское моря. 100 тыс. заключённых рыли огромный котлован почти без использования какой-либо техники. Строительство канала обошлось в 4 раза дешевле, чем рассчитывали экономисты. Подневольный труд использовали на лесозаготовках, добыче полезных ископаемых, на стройках. Возникли так называемые шарашки, где инженеры, учёные работали по своей специальности, находясь в заключении.

Магнитогорский комбинат. 30-е гг. XX в.

Второй пятилетний план. Победоносно заявив о досрочном выполнении первого пятилетнего плана, Сталин признал, что теперь нет необходимости «подхлёстывать страну» и можно несколько снизить темпы промышленного строительства.

XVII съезд ВКП(б) утвердил второй пятилетний план развития народного хозяйства на 1933—1937 гг. Он предусматривал снижение среднегодовых темпов прироста промышленной продукции с 30 до 16,5%. Рост лёгкой промышленности должен был превысить развитие тяжёлой.

Вторая пятилетка превратила страну в индустриальную, экономически независимую державу. Производство продукции всей промышленности к концу 1937 г. выросло по сравнению с 1932 г. в 2,2 раза, по сравнению с 1928 г. в 4,5 раза. Свыше 80 % всей промышленной продукции дали вновь построенные или реконструированные предприятия, число которых пополнилось такими гигантами, как Уральский и Краматорский заводы тяжёлого машиностроения, Челябинский тракторный и Уральский вагоностроительный заводы, металлургические заводы «Азовсталь» и «Запорожсталь», авиационные заводы в Москве, Харькове, Куйбышеве. За 10 лет ценой неимоверных усилий и лишений СССР обогнал по своей индустриальной мощи ведущие государства Европы.

Положение рабочих. Стахановское движение. Вторая пятилетка была объявлена временем «поворота к человеку». «Человек — самый ценный капитал», «кадры решают всё», — провозгласил Сталин. С 1 января 1935 г. были отменены карточки на продовольствие, а внушительные итоги второй пятилетки пробуждали надежду на дальнейшее улучшение жизни.

Однако отмена карточек не улучшила положения рабочих. Были ликвидированы коммерческие и введены единые цены значительно выше прежних, «нормированных» цен, по которым рабочие платили за продукты по карточкам.

Рабочие в принудительном порядке должны были подписываться на государственный заём в размере двух-, четырёхнедельного заработка. Эти деньги шли на нужды индустриализации. Жилищная плата была низкой, но жилищные условия не улучшались, население городов постоянно увеличивалось. Рабочие жили, как правило, в коммунальных квартирах или бараках без всяких удобств.

Рабочие хотели жить лучше прежде всего за счёт достижения высоких результатов в труде. Стахановское движение можно в определённой мере считать как отражением этого стремления, так и инструментом властей в его использовании для повышения норм выработки. В августе 1935 г. беспартийный шахтёр Алексей Стаханов вырубил за смену 102 т угля вместо 7 т по норме. Почин Стаханова подхватили другие шахтёры, он распространился во многих отраслях промышленности. Газеты сообщали о достижениях Н. А. Изотова, А. X. Бусыгина, Е. В. и М. И. Виноградовых и др. В декабре 1935 г. ЦК ВКП(б) одобрил «инициативу трудящихся». Нормы выработки в промышленности были повышены на 15—20%.

Ударная бригада женщин-строителей. Начало 30-х гг. XX в.

Заработок стахановцев составлял в 1935 г. от 700 до 2000 р. в месяц. Они пользовались значительными привилегиями, их награждали орденами, они становились частью элиты советского общества.

Не все рабочие с одобрением относились к стахановцам. Многие испытывали неприязнь к экспериментам, которые приводили к увеличению норм выработки, продолжительности рабочего времени, существенной разнице в заработной плате. Своё недовольство они выражали частой сменой места работы, низким уровнем трудовой и производственной дисциплины, нередким явлением было хулиганство, пьянство. Правительство ответило усилением репрессивных мер. В декабре 1938 г. было принято решение о введении трудовых книжек, необходимых для предъявления при поступлении на работу. Ещё в 1932—1933 гг. в городах и рабочих посёлках была введена паспортная система. В соответствии с законом 1931 г. объём социальных благ ставился в прямую зависимость от непрерывности стажа на предприятии. Неявка на работу сурово каралась: виновных немедленно увольняли, лишали продовольственных карточек, выселяли с занимаемой жилплощади. В дальнейшем все эти меры были значительно ужесточены.

Итоги первых пятилеток. Темпы роста тяжёлой промышленности в годы первых пятилеток были в 2—3 раза выше, чем в России перед Первой мировой войной. По абсолютным объёмам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. XX в. вышел на второе место в мире после США. Сократилось отставание от развитых капиталистических стран по производству промышленной продукции на душу населения. Среднегодовые темпы роста промышленного производства были самыми высокими в мире — от 10 до 17 %.

СССР превратился в страну, способную производить любой вид промышленной продукции и обходиться без импорта существенно необходимых товаров. Созданный в 30-е гг. экономический потенциал позволил накануне и в годы войны развернуть многоотраслевой военно-промышленный комплекс, продукция которого превосходила лучшие мировые образцы.

Но скачок в развитии тяжёлой промышленности был куплен ценой отставания других отраслей экономики, прежде всего лёгкой промышленности и аграрного сектора, сверхцентрализации экономической жизни, предельного ограничения сферы деятельности рыночных механизмов, полного подчинения производителя государству, всё более широкого применения мер внеэкономического принуждения.

СССР за годы первых пятилеток совершил гигантский рывок в своём развитии. По абсолютным объёмам промышленного производства в конце 30-х гг. он вышел на второе место в мире. Однако жизненный уровень населения оставался одним из самых низких среди развитых стран.

Даты

1928-1932 — первая пятилетка.

1932-1937 — вторая пятилетка.

1935, август — начало стахановского движения.

Проверяем свои знания

  1. Почему индустриализация была провозглашена первоочередной задачей экономического развития СССР?
  2. В чём заключались особенности социалистической индустриализации?
  3. Что такое стахановское движение? Можно ли считать, что стахановское движение противоречило принципам плановой экономики?
  4. Каковы были итоги индустриализации? В чём вы видите издержки форсированной индустриализации?
  5. Известно, что проблема индустриализации стояла перед Россией ещё в начале века. В чём вы видите общее и особенное в решении этой задачи в начале века и в 30-е гг.?
  6. Найдите на карте основные стройки первой пятилетки, промышленные предприятия, вошедшие в строй в годы второй пятилетки.

Учимся быть историками

  1. Соберите данные по объёмам промышленного производства в целом и по 3—4 отраслям промышленности отдельно за 1913, 1928 и 1940 гг. Составьте графики или столбиковые диаграммы, иллюстрирующие это развитие. Сделайте выводы.
  2. В феврале 1931 г. И. В. Сталин заявил: «Нельзя снижать темпы! Наоборот, по мере сил и возможностей их надо увеличивать... Задержать темпы — это значит отстать. А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. История старой России состояла, между прочим, в том, что её непрерывно били за отсталость... Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Чем обосновывал Сталин необходимость ускоренного развития промышленности? Оцените характер его аргументов. Какие соображения лежали в их основе — экономической или политической целесообразности? Обсудите это задание в классе.
  3. Председатель ВСНХ Г. К. Орджоникидзе рассказывал о пуске Сталинградского тракторного завода: «Мы взяли лучшие станки и машины для тракторостроения; но как же теперь получить трактор? Мы долгое время ходили вокруг этих станков... сколько мы мучились, чтобы освоить эту новую технику... Летом выпустили трактор, затем прошло 4—5 месяцев — ни одного трактора никак не могли выдать, ни деталей не можем сделать, ни собрать не можем». Составьте перечень причин, которые затрудняли немедленный выпуск продукции на новых заводах. Учитывайте экономические, социальные, политические, культурные факторы.
  4. Подготовьте сообщение об одном из участников стахановского движения (мужчине или женщине).
  5. Историк В. В. Роговин пишет: «Уже на следующий день после рекорда Стаханова партком его шахты постановил: через два дня предоставить ему квартиру, построенную для инженерно-технического персонала, оборудовать её за счёт шахты мягкой мебелью; выделить семейную путёвку на курорт и два именных места в клубе на все фильмы, спектакли, вечера. По этому примеру и на других предприятиях изобретали разнообразные привилегии для стахановцев вплоть до бесплатного обслуживания в парикмахерских». Прокомментируйте эти факты. Обсудите в классе экономические и социальные последствия стахановского движения.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru