Учебник для 9 класса

История России

       

§ 42. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия

В поисках новой стратегии. Уже в первые дни после смерти Сталина стали просматриваться две разные линии в руководстве внешней политикой страны. Министр иностранных дел Молотов, считая, что «перерыв» в «холодной войне» необходим, предлагал тем не менее сохранить жёсткое противостояние двух систем. Он отрицал идею мирного сосуществования государств с различным общественным строем, ссылаясь на произведения Ленина. Иначе оценивал ситуацию Маленков, а позже и Хрущёв: после войны обстановка в мире изменилась в пользу СССР и стран социализма. Исходя из этого, а также видя реальную опасность, которую таит в себе ядерное оружие, Маленков не только выступал за мирное сосуществование, но и считал его в ядерный век единственно возможной основой межгосударственных отношений. Он справедливо полагал, что мирное будущее народа зависит в основном от развития отношений СССР с Западом. Это определило и направленность внешней политики СССР в 1953—1964 гг.

Отношения с Западом. Проблемы разоружения. Летом 1953 г. СССР достиг компромисса с США, результатом которого стало перемирие в Корее. В том же году СССР отказался от идеи совместной с Турцией обороны Черноморских проливов, предполагавшей создание советских военно-морских баз на её территории. Были выдвинуты инициативы по нормализации отношений СССР с Турцией и Югославией. В 1954 г. достигли соглашения о прекращении войны в Индокитае. В 1955 г. страны-победи-тельницы подписали государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с её территории свои войска. В том же году СССР объявил о прекращении состояния войны с Германией, а в 1956 г. — с Японией.

Маленков в марте 1954 г. не только подчеркнул традиционный тезис о необходимости борьбы за мир, но и стал первым государственным деятелем, заявившим о недопустимости мировых конфликтов в условиях существования ядерного оружия.

XX съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о мирном сосуществовании и соревновании двух систем, о возможности предотвращения войны в современную эпоху, о многообразии форм перехода различных стран к социализму.

  • Выскажите предположение о том, какое значение имел тезис о многообразии перехода различных стран к социализму для отношений СССР со странами социалистического содружества.

В качестве трёх главных направлений обеспечения мира Хрущёв назвал тогда создание системы коллективной безопасности в Европе, затем и в Азии, а также разоружение.

В то же время действия советского руководства далеко не всегда соответствовали этим идеям. Зачастую внешнеполитические акции имели явно пропагандистский характер. Так, мирное сосуществование характеризовалось как «специфическая форма классовой борьбы».

Существовало также взаимное недоверие лидеров СССР и Запада, отсутствовали средства контроля за ядерным оружием вероятного противника.

Внешняя политика как западных держав, так и СССР велась с позиции силы. Как отмечал Хрущёв, «договор имеет свою силу, если он подкреплён пушками. Если договор не подкреплён силой, то он ничего не стоит».

В 1956 г. Хрущёв заявил об изменении военной доктрины СССР: переходе от массового применения войск на поле боя к ракетно-ядерному противостоянию. А в этой сфере во второй половине 50-х — начале 60-х гг. СССР сумел добиться временного приоритета над США.

В 1957 г. в СССР прошли успешные испытания первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты. Впервые территория США оказалась уязвимой для возможного противника. Началось не только крупномасштабное оснащение ракетным вооружением сухопутных сил, ПВО, ВВС, но и создание мощного ракетно-ядерного подводного флота.

Из воспоминаний С. Н. Хрущёва
(сына Н. С. Хрущёва)

[Н. Хрущёв] не сомневался: как только за океаном осознают нашу реальную возможность нанести ядерный удар по США, в мире создастся качественно иная ситуация. Угроза уничтожения даже нескольких городов заставит Соединённые Штаты задуматься, стоит ли платить такую цену за сомнительное удовольствие — во много крат больше разрушенный Советский Союз... Нацелили ракеты: одну на Нью-Йорк, другую на Вашингтон, в качестве целей для двух других предполагались Чикаго и Лос-Анджелес.

Опираясь на документ, объясните смысл выражения «вести внешнюю политику с позиции силы».

Призрак советского ядерного возмездия был серьёзным фактором в переговорах советских лидеров с Западом. Во многом благодаря ему в 1956 г. удалось остановить агрессию западных держав и Израиля против Египта. Опираясь на временное превосходство в ракетном вооружении, Хрущёв всё чаще перемежал компромиссы с силовыми приёмами в отношении западных партнёров.

Так, в июле 1961 г. из-за жёсткой позиции Хрущёва провалом закончилась его встреча с президентом США Дж. Кеннеди в Вене. Отношения Восток — Запад обострились с новой силой, когда в августе 1961 г. по решению руководства стран Варшавского договора в Берлине была возведена стена, изолировавшая его западные секторы. В сентябре 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провёл серию ядерных испытаний. Все эти акции сопровождались угрозами применения ракетно-ядерного оружия.

Наиболее опасным оказался Карибский кризис 1962 г., когда по решению советского руководства на Кубе были размещены ядерные ракеты средней дальности. США в ответ начали подготовку вторжения на Кубу. Мир оказался на пороге ядерной войны. Её удалось избежать в последний момент благодаря компромиссу между Кеннеди и Хрущёвым. СССР согласился вывести с Кубы все ракеты, США гарантировали безопасность Кубы, а также согласились вывести ракеты с баз, расположенных в Турции.

После Карибского кризиса началась полоса относительной разрядки в отношениях Восток — Запад, в основе которой лежало наметившееся взаимное доверие между лидерами СССР и США. Но после гибели Кеннеди (ноябрь 1963 г.) и отставки Хрущёва (октябрь 1964 г.) этот процесс на какое-то время оказался прерванным.

СССР и социалистический лагерь. Поддержка союзных государств в Восточной Европе, в Азии, а затем и на Кубе оставалась одним из важнейших направлений во внешней политике СССР.

В 1955 г. по инициативе советского руководства были нормализованы советско-югославские отношения. Это, казалось бы, означало признание в СССР возможности каждой страны идти к социализму своим путём. На XX съезде партии тезис о многообразии форм перехода к социализму получил теоретическое обоснование. Эти идеи, как и критика культа личности Сталина, были с воодушевлением встречены в большинстве стран социализма. В некоторых из них начались процессы демократизации, отказа от сталинского наследия.

Осенью 1956 г. сменилось руководство в Польше, где с лета не прекращались демонстрации и забастовки рабочих. Тогда же начались демократические процессы в Венгрии, где активно критиковали старое руководство Венгерской партии трудящихся и её просоветскую ориентацию. Считая, что главной причиной венгерского кризиса стали происки западных спецслужб и деятельность внутренних «врагов венгерского народа», советское руководство ввело на территорию Венгрии свои войска и подавило выступление.

Венгерский кризис подтолкнул советское руководство не только к «закручиванию гаек» и пересмотру критики сталинизма в СССР, но и к ужесточению своей политики в рамках социалистического содружества. На совещаниях представителей коммунистических и рабочих партий в

Москве в 1957 и 1960 гг. события в Польше и Венгрии оценивались резко отрицательно. В документах совещаний подчёркивалась особая роль СССР и его опыта социалистического строительства.

Дополняя экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ военно-политическим, СССР, ГДР, ПНР, ЧССР, ВНР, РНР, НРБ и НРА заключили в мае 1955 г. в Варшаве Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, предусматривавший создание объединённых вооружённых сил и выработку единой оборонной доктрины.

С середины 50-х гг. и особенно после XX съезда КПСС в полной мере проявились претензии Китая на роль второго центра в социалистическом содружестве и мировом коммунистическом движении. Критика сталинизма была болезненно встречена в Китае, а также в Албании, КНДР, отчасти в Румынии. После мирного урегулирования Карибского кризиса размежевание сил в социалистическом лагере приобрело окончательный характер. Мао Цзэдун критиковал «советский ревизионизм», ставя его на одну доску с «американским империализмом». Китай высказывал претензии на некоторые советские территории. Попытки Хрущёва апеллировать в этом споре к мировому коммунистическому и рабочему движению привели лишь к началу открытого противостояния в его рамках двух центров — КПСС и КПК.

«Третий мир» во внешней политике СССР. После Второй мировой войны кризис и крушение колониальных империй позволили советскому руководству предпринять значительные усилия для вовлечения освободившихся стран в орбиту своего влияния. На XX съезде КПСС национально-освободительное движение было названо наряду с мировой системой социализма и мировым коммунистическим и рабочим движением одной из трёх ведущих сил революционного процесса в мире.

В 1955 г. Хрущёв и Булганин совершили длительные государственные визиты в Индию, Бирму и Афганистан. В 1957—1964 гг. состоялись переговоры с лидерами более чем 30 развивающихся стран, было подписано свыше 20 соглашений о сотрудничестве.

Стремясь направить развитие этих стран если не по социалистическому, то хотя бы по «некапиталистическому» пути, советские лидеры предоставляли им льготные кредиты и безвозмездную помощь, вооружали их лучшими образцами военной техники. В результате усилилось противостояние США и СССР, западные страны стали более тесно координировать свои действия в борьбе против «советской экспансии».

Запоминаем новые слова

Мораторий — отказ или отсрочка от выполнения тех или иных обязательств государства.

Проверяем свои знания

  1. Расскажите о последствиях проводимой в СССР во второй половине 1950-х гг. политики десталинизации для нашей страны, социалистических стран.
  2. Оцените действия советского руководства во время венгерских событий 1956 г.
  3. Расскажите о Карибском кризисе 1962 г. и его уроках.
  4. Почему в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Запад так и не откликнулся на советские предложения о сокращении вооружений и разоружении?
  5. Что нового появилось в отношениях СССР со странами социализма, освободившимися государствами в 1953—1964 гг.?

Учимся быть историками

  1. Составьте терминологический словарь «Внешняя политика СССР в 1953—1964 гг.», включив в него такие термины, как: мирное сосуществование, многообразие путей и форм перехода к социализму, «третий мир», движение неприсоединения, развивающиеся страны, Карибский кризис, некапиталистический путь развития, мировая система социализма, Организация Варшавского договора, НАТО и др.
  2. Изучите историю создания военных баз блока США вокруг СССР. Подготовьте иллюстрированный доклад по этому вопросу для руководства СССР в 1962 г. Соблюдайте принятые для этого времени формы обращения.
  3. Соберите материал об одном из международных кризисов 1950-х — начала 1960-х гг. Представьте этот материал в виде презентации.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru