|
|
Учебник для 9 класса История России§ 52. Политическая жизнь в 1992—1999 гг.Разработка новой Конституции. Решение о разработке новой российской Конституции было принято уже на I Съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 г. Съезд создал Конституционную комиссию во главе с Б. Н. Ельциным. Однако до подписания Беловежских соглашений и распада СССР оппозиционные силы блокировали все попытки пересмотреть Конституцию 1977 г.
В 1992 г. работа над Основным законом России вступила в новый этап. Дискуссии развернулись вокруг вопроса об основах политического строя. Президент выступал за создание президентской республики. Центральной фигурой президентской республики является глава государства. Он обладает большими полномочиями и является гарантом соблюдения Конституции. Президент обеспечивает реализацию принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Другую точку зрения выражали рабочие комиссии Верховного Совета. Они предлагали сохранить положение Конституции РСФСР о полновластии Советов как источника всей — законодательной, исполнительной и судебной — власти. Проект ставил в центр новой политической системы Верховный Совет. Напряжённая борьба Президента и Верховного Совета заняла весь 1992 г. и первые девять месяцев 1993 г. Противостояние вокруг проекта Основного закона зашло в тупик: ни Президент, ни Верховный Совет не соглашались на компромисс. Летом 1993 г. Ельцин созвал Конституционное совещание. Он Б. н. Ельцин предложил, чтобы в его работе приняли участие представители всех ветвей власти, регионов, политических партий, религиозных и общественных организаций. Но руководство Верховного Совета от участия в совещании отказалось. Парламент развернул кампанию по отстранению Президента от власти. Политический кризис 1993 г. К осени ситуация стала неразрешимой. Преодолеть кризис, не меняя действующую Конституцию, было невозможно. 21 сентября 1993 г. Президент издал указ о поэтапной конституционной реформе. Он приостановил полномочия Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР и назначил на 12 декабря 1993 г. выборы в новый орган законодательной власти — Государственную думу, нижнюю палату Федерального собрания России. Президент поручил Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить на всенародное голосование (референдум ) согласованный проект Основного закона. Руководство Верховного Совета во главе с председателем Р. И. Хасбулатовым этому указу не подчинилось и приняло постановление о прекращении полномочий Президента Ельцина. Верховный Совет приступил к формированию подконтрольных ему органов исполнительной власти. Исполняющим обязанности главы государства был объявлен вице-президент А. В. Руцкой. Ельцин приказал окружить здание Верховного Совета войсками, а депутатам покинуть его. 2 октября в Москве начались организованные оппозицией акции протеста, быстро переросшие в массовые столкновения с милицией. Появились баррикады. 3 октября восставшие захватили здание московской мэрии, подошли к телецентру в Останкино, требуя предоставить им эфир. По демонстрантам был открыт огонь. Для восстановления порядка Президент объявил в столице чрезвычайное положение, ввёл войска и бронетехнику. 4 октября здание Верховного Совета начали обстреливать из танков. К концу дня Белый дом был занят войсками, а руководители сопротивления арестованы. Конституция 1993 г. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Часть депутатов избиралась по избирательным округам, часть — впервые в современной России — по партийным спискам. Результаты выборов были во многом неожиданными. На первое место вышли представители Либерально-демократической партии России (ЛДПР). Значительное количество избирателей проголосовало за «Выбор России» и КПРФ. За предложенный проект Конституции высказались 58,4 % участников всенародного голосования. Новый Основной закон ликвидировал советскую систему власти. Конституция закрепила принцип разделения властей. Глава Российского государства — Президент. Он наделён широкими полномочиями: определяет основные направления внутренней и внешней политики, выступает гарантом Конституции и целостности России. Высшим органом исполнительной власти является правительство. Оно разрабатывает и обеспечивает исполнение федерального бюджета, управляет федеральной собственностью, обеспечивает оборону страны, государственную безопасность и общественный порядок, проводит единую политику в области науки, культуры, образования, здравоохранения. Законодательные функции закреплены Конституцией за Федеральным собранием (парламентом), состоящим из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы. Порядок принятия законов таков: проекты законов обсуждаются и принимаются в Думе, затем их утверждает Совет Федерации. Одобренный законопроект поступает Президенту. Президент подписывает закон и публикует его. В случае если глава государства отказывается подписать закон, Дума 2/3 голосов может преодолеть президентское вето и ввести закон в действие. Третья ветвь власти — судебная система. Её высшими органами являются Конституционный суд, следящий за соответствием принимаемых законов и указов Конституции, Верховный суд, высшая инстанция по уголовным, гражданским и административным делам, и Высший арбитражный суд, разбирающий хозяйственные споры между предприятиями и организациями. Российская многопартийность. Итоги и последствия августовского кризиса 1991 г. имели решающее значение для развития российской многопартийности в 90-е гг. Деятельность КПСС указом Президента Б. Н. Ельцина в сентябре 1991 г. была запрещена. В 1993 г. была создана Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), которая стала самой массовой политической партией страны. Её численность стабильно удерживалась на отметке 500 тыс. человек. Фракция КПРФ в Государственной думе в 90-е гг. была одной из самых многочисленных. После октябрьских событий 1993 г. оформились небольшие социалистические и социал-демократические партии. Значительным авторитетом и влиянием в начале 90-х гг. пользовались либеральные партии. Кризис коммунистической идеологии и практики способствовал росту интереса населения к либерализму. Вы знаете из курса Новой истории, что либерализм высшей ценностью признаёт личную свободу и выступает за такое государство, которое, охраняя общественный порядок, не ограничивает эту свободу. Либералы были последовательно объединены в партии и движения «Выбор России», «Демократический выбор России», Союз правых сил. Но под влиянием экономических неудач, особенно после кризиса 1998 г., настроения людей изменились. Численность либеральных партий снизилась, а программные установки были скорректированы. ЛДПР сумела найти свой устойчивый электорат — избирателей, поддерживающих её на всех выборах. Предпринимались и попытки создания центристских политических партий. В этом направлении эволюционировала Демократическая партия России. В 1995—2000 гг. авторитетным было движение «Наш дом — Россия», которое называли партией власти. Российский парламентаризм. В 90-е гг. Государственная дума стала одним из важнейших элементов новой политической системы. Выборы в Государственную думу проходили в 1993, 1995 и 1999 гг. С 1995 г. Дума избирается на 4 года. По Конституции Дума утверждает председателя правительства, решает вопрос о доверии правительству, назначает председателя Центрального банка, объявляет амнистию, утверждает федеральный бюджет. Однако главным в её деятельности является разработка законодательства, внесение и рассмотрение законопроектов. В 90-е гг. принято более 1000 законов по вопросам государственного строительства и экономической жизни, социального развития и обороны, экологии и бюджетной политики, национальной безопасности и финансам. Среди них такие важные для общества, как Гражданский, Уголовный, Семейный, Налоговый кодексы и др.
Заседание Государственной думы В Думе работают 450 депутатов. Первоначально 225 депутатов избирались по территориальным округам, 225 — по партийным спискам. Большую роль в деятельности Думы в 90-е гг. играли политические партии. Определённым противовесом им стали объединения и группы, в которые входили депутаты различной партийной принадлежности. Верхней палатой парламента являлся Совет Федерации. В него входили по два представителя от каждого субъекта Федерации. С середины 90-х гг. ими стали главы местных администраций и руководители законодательных органов регионов. Такой порядок нарушал принцип разделения властей: в высшем законодательном органе работали представители исполнительной власти — главы местных администраций. В 90-е гг. завершилось формирование системы законодательной власти в России. Таков важнейший результат развития российского парламентаризма. Президентские выборы 1996 г. Большое значение в политической жизни страны имели президентские выборы 1996 г. Впервые в истории России вопрос о смене высшей власти решался путём всенародного волеизъявления. В выборах участвовали 11 кандидатов — Президент РФ Б. Н. Ельцин, бывший президент СССР М. С. Горбачёв, лидеры политических партий и движений, предприниматели и общественные деятели. Во второй тур вышли Ельцин и Зюганов. 3 июля 1996 г. победу во втором туре одержал Б. Н. Ельцин. Результаты политического развития в 90-е гг. XX в. Главным событием политической жизни страны 90-х гг. стала ликвидация всевластия Советов и формирование новой политической системы, основанной на разделении властей. Оформился и стал важным фактором политической жизни страны российский парламентаризм. Сложилась независимая от высших органов власти система местного самоуправления. Государственные и местные органы власти впервые избирались путём всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. Важным элементом новой политической системы России стала многопартийность.
Даты1993, 12 декабря — принятие Конституции РФ. 1996, 3 июля — победа Б.Н. Ельцина на президентских выборах. Запоминаем новые словаИнстанция судебная — орган, занимающий определённое место в системе судебных органов. Референдум — всенародное голосование для решения важного государственного вопроса. Фракция — группа членов какой-либо партии или движения в парламенте. Электорат — избиратели. Проверяем свои знания
Учимся быть историками
|
|
|