Учебник по ИЗО для 5 класса

Изобразительное искусство

       

Хохлома

Тоже на Волге недалеко от Городца возник еще один промысел росписи по дереву. «Золотая хохлома» называют его в народе.

Расписная деревянная посуда очень древняя. Вот уже 200 лет делают из дерева хохломские блюда, ложки, плошки, поставцы и вазы, солонки и сказочные ковши-утицы, а еще мебель детскую. Прежде на ярмарку возами такой товар возили. Почему же так охотно покупали хохломские изделия?

Не только разнообразием форм, но и росписью славятся эти изделия. В чем секрет золотого узора, да и каков он сам?

Прежде хохломской промысел был семейным. Мужчины точили из липы заготовки — белые, звонкие; женщины их грунтовали глиной — вапили, потом натирали серебристым порошком — лудили. Вот по этой блестящей, как металл, поверхности и делали роспись.

Любимые цвета — красный да черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки — приписок. А золото-то откуда? В этом и есть секрет хохломского промысла! Чтобы золотом загорелся узор, покрывают его олифой или лаком и ставят в горячую печь. Закалится лак до желтого цвета — и вспыхнет под ним блестящий фон. Чем не золото?

Золотая хохлома

Любят мастера этого промысла растительные узоры: травки, ягодки, цветы сказочные. Природа вокруг какая: глаз не оторвешь!

Теперь внимательно присмотрись к росписи, что и как мастера делают. Они никогда точно не повторяют один и тот же рисунок.

Выполнение хохломского узора «травка»

Изготовление ложки в хохломском промысле

Вот по золотому фону рассыпались красные ягоды смородины или рябины, изящно легли тонкие стебли и листочки, а здесь цветок необыкновенный с травкой. Эту роспись так и называют — под листок или травка. Травка — главный мотив хохломской росписи.

Обрати внимание на основные элементы травного орнамента, на то, в какой последовательности он выполняется, на ритмичное чередование красных и черных травинок в росписи, на плавность изогнутых линий. Все травинки, малые и большие, кудрявятся, не касаясь стебелька-«криуля», или же собираются к одному общему «корешку».

С. Веселов. Тарелка «Травка»

О. Лушина. Супница. Роспись «травка»

Запомни, что роспись «травка» создается на серебристом фоне.

Хохломскую роспись мастера выполняют масляными красками.

Кроме растительных орнаментов и узоров из листьев, цветов, ягод хохломские мастера любят писать петухов, птиц всяких и рыб.

С. Веселов. Петушок

С. Веселов. Тарелка «Петух»

Вот несколько птиц мастера С. Веселова. На панно, утицах, чашах, поставцах они словно сказочные жар-птицы среди цветов и плодов, изящных растений. А петухи совсем особенные: крылья, как язычки пламени, хвост, как яркие брызги солнца — горят, переливаются, светятся. Они созданы словно из травок-былинок или из ярких солнечных лучиков.

Есть у мастеров и другой прием — под фон. Сначала мастер делает тонкий рисунок, потом заполняет фон черной или красной краской, оставляя крупные листья и цветы серебристыми, потом мелкими штрихами-жилочками украшает их. А когда фон просохнет, добавляет поверх его красные ягоды да ажурные завитки-приписки желтой и зеленой красками.

Когда создается роспись «под фон», получается орнамент из золотых листьев и цветов. На красном или черном фоне золотистые изображения выглядят очень нарядно.

Хохломской сервиз. Узор «Кудрина»

Вот еще один удивительный прием. По золотому фону вьется затейливый черный узор-кудрйна, бежит, кружится по поверхности посуды свободными завитками. Такой узор сразу пером или кистью рисуют — где потоньше, где потолще линия побежит. Сам рисунок еще дополняют мелкой прорисовкой. Потом сверху и снизу затейливого узора заполняют фон красным и черным цветами или одним из них.

Фрагмент росписи

А сколько разнообразных предметов создают хохломские мастера: плошки и ложки, поставцы и вазы, бокалы и тарелки, панно, детские столы и стульчики!

Еще раз присмотрись к этому чуду. Говорят, хохломская посуда ни воды, ни жары не боится. Как ты думаешь, почему? Из такой посуды да деревянной ложкой поесть бы горячих щец! Пока ешь, налюбуешься!

Бурзяк, ковш. Башкирская хохлома

Золотую посуду делают не только на родине хохломы, но и в Башкирии. Местные мастера позаимствовали технологию изготовления изделий, благодаря которой рождается золотой цвет, а в орнаментальную роспись они привнесли свои национальные мотивы. Изделия башкирских мастеров отличаются местным своеобразием.

Детская работа. Гуашь, аппликация

Задания

  1. Придумай интересную форму предмета и распиши его травным орнаментом с ягодами или цветами. Вначале загрунтуй бумагу желтоватым цветом. Наведи стебель-«криуль» плавной тонкой линией, а затем ритмично, по обе стороны от него, расположи ягоды или цветы. Припиши к стеблю кудреватую травку, тонкую осочку. Следи за колоритом рисунка.
  2. Выполни на длинной грунтованной полоске роспись-кудри ну, сверни из нее цилиндрическую карандашницу. Внутрь можешь вставить плотную бумагу и сделать донышко.

Вопросы

  1. Почему хохломские изделия золотыми называют?
  2. Что значит образ в росписи?
  3. Почему эта посуда до сих пор живет, а промысел славится по всей России?
  4. Пользуешься ли ты в быту хохломской посудой?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru