Учебник по ИЗО для 5 класса

Изобразительное искусство

       

Одежда «говорит» о человеке

Из всех предметов одежда более всего связана с человеком. С одной стороны, одежда служит практическим целям — греет, защищает; с другой, оформляя, украшая фигуру человека, она создает его образ, его стиль. И еще — одежда становится особым знаком, знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли.

Давай постараемся в этом разобраться. А для этого совершим путешествие в разные эпохи, разные страны, где складывались свои формы одежды, декора, представления о красоте.

В Древнем Китае желтый цвет — цвет золота — и дракон были символами императора.

Император в желтом халате с драконом

У высших чиновников, помогавших императору управлять огромной страной, также были свои знаки отличия. Обрати внимание на эту изумительную по красоте вышивку с изображением белого журавля, распластавшего крылья и готового взлететь в пронзительную синь небес. Квадратная вышивка на груди халата чиновника с таким изображением означала первый, высший ранг, символизировал долголетие. А всего было девять рангов, и каждый из них символизировала своя птица.

Костюм китайского чиновника

Халат военного чиновника украшала вышивка с изображением хищного животного — барса, тигра, льва — соответственно тому или иному рангу. Верх шапочки чиновника был украшен шариком, который мог быть хрустальным, стеклянным, бронзовым, каменным и т. д. также в зависимости от ранга. Шарики отличались не только материалом, но и размером, цветом. В головных уборах верховных правителей шарик, находившийся на верхушке шапки, был рубиновый.

Белый журавль. Нашивка на костюм чиновника

Золотая пластина с драгоценными камнями и драконом. Отличительный знак

Членам императорской фамилии, высшим чиновникам, ученым, знатным дамам полагалось носить шелковые халаты с широкими рукавами, свисающими до пола. Струящийся шелк был привилегией высших слоев общества. Даже купцам, торговавшим шелком, запрещалось его носить. Обрати внимание на этот нарядный шелковый халат, выполненный с завидным мастерством. Он щедро украшен, расшит изящными бабочками, пионами, которые напоминают о весне, а также традиционным изображением играющих, пенящихся волн. Здесь каждая деталь узора связана с благожелательной символикой. Так, например, бабочка символизирует радость, а пион — знатность, богатство, приход весны. Можно только догадываться, как чувствовала себя знатная китаянка в таком халате.

Халат знатной китаянки

Придворные дамы носили сложные, изысканные прически, в которые закалывали шпильки из золота и серебра. Украшением наряда были и маленькие, вышитые шелком башмачки на высоком каблуке, в которые могли войти только крошечные ножки. Для этого девочкам из знатных семей с раннего возраста бинтовали ноги, чтобы они выглядели миниатюрными. Было ли это возможным в крестьянской среде?

Женщины в аристократических костюмах

Важной частью костюма был пояс, цвет, материал, украшения которого также служили знаком отличия аристократии и чиновников.

Цвета в костюме подбирались в соответствии с чинами; желтый, как ты знаешь, императорский, белый и красный — для воинов, голубой — для молодых воинов, коричневый — для сановников.

Китайские крестьяне носили простую одежду из грубой ткани, удобную для работы.

На картине ты видишь девушку-простолюдинку в характерной одежде рыбачки — шляпе, сплетенной из бамбука, куртке с широкими нарядными рукавами и удлиненной юбке. Нарядная, украшенная одежда свидетельствует о достатке в семье.

Девушка из семьи рыбака

Теперь ты представляешь себе, как одежда «говорит» о человеке.

Какова была роль декоративного искусства в жизни общества в Западной Европе, например, в 17 веке?

Декоративно-прикладное искусство этого времени совершенно непохоже на египетское и китайское своими формами, орнаментом, цветом, но суть декора (т. е. украшения) остается та же: выявлять, подчеркивать роль людей, их отношения в обществе.

Посмотри, какое великолепие царит в парадных интерьерах дворца! На отделку стен, дорогую мебель, изысканные вещи тратились огромные деньги. Все было направлено на возвеличивание короля, выше которого не было никого в государстве.

А. Босс. Бал. 17 в.

Расписные потолки, как бы раздвигающие пространство сверху; стены, украшенные нарядными гобеленами и зеркалами; застывшие в воздухе великолепные хрустальные люстры, отражающиеся в зеркале паркетных полов с причудливым орнаментом; обилие лепнины с позолотой — все это создавало впечатление особой торжественности и необычайной декоративности.

Парадная мебель того времени имела тяжеловесные формы, богатый декор. Диваны и кресла с причудливой формой спинок, подлокотников и ножек обтягивались гобеленовыми тканями и выглядели очень нарядно.

Кресло из дворцового гарнитура Людовика XIV. Франция, 17 в.

Мастера - краснодеревщики делали изысканную мебель из ценных пород дерева: красного и черного. Ее украшали инкрустацией— врезанными в поверхность изображениями растительного орнамента, пейзажа, мифологических сцен из полудрагоценных пород камня, из перламутра, черепахового панциря, слоновой кости. Отдельные части мебели нередко изготавливали из позолоченной бронзы, что придавало ей еще большую пышность.

Посмотри, как великолепна форма и отделка предметов! Как наряден столик из черного дерева! У него позолоченные формы и изумительная по красоте передняя стенка с изображением пышного букета в вазе.

Рабочий стол. Дерево. 17 в.

Причудливые по форме канделябры с горящими свечами, а также огромное количество изделий из серебра и золота еще более усиливали впечатление блеска и парадности в интерьере дворца.

Костюм этого времени был необычайно пышным, с огромным количеством украшений, что вполне соответствовало праздному образу жизни и вкусам аристократии. Он гармонировал с парадными интерьерами дворца и был с ними един по стилю. Французский король Людовик XIV — монарх с неограниченной властью — стремился выставить напоказ чрезмерную роскошь и пышность своих нарядов. Костюм украшали алмазы, бриллианты, цветные камни, золото и серебро. Роскошь, огромная стоимость королевского костюма должны были говорить о процветании государства и поднимать его престиж среди других европейских государств.

Французский король Людовик XIV

Одежду из парчи, отделанную золотом, носили только король и члены его семьи. Обшивать драгоценным позументом (жесткая тесьма с металлической нитью) швы на рукаве, плече имели право лишь члены королевской семьи. Только король мог находиться в помещении в шляпе, остальные мужчины ее снимали.

Посмотри, как выглядит костюм короля. Пышные рукава его белоснежной рубашки украшены кружевными манжетами, цветными бантами. На ногах шелковые чулки и изящной формы туфли с крупным бантом-бабочкой. Банты, кружева буквально унизывают парадный костюм короля.

        От башмаков до шляпы — банты,
        ленты, банты, ленты, банты!

Мольер

Дополняли костюм короля роскошный парик и широкополая шляпа с огромными страусовыми перьями. Парик был обязательной принадлежностью светского костюма этого времени.

Французские аристократы стремились подражать в одежде королю, который был главным законодателем придворной моды.

Посмотри, как выглядела модная одежда под названием жюстокор, что означает «точно по телу». Длинный, чуть выше колен, приталенный кафтан с широкими манжетами-обшлагами на рукавах и низкими карманами опоясывался по талии широким кушаком, который сбоку завязывался на бант. Под него надевали камзол. Первоначально это был офицерский мундир, который затем превратился в модную дворянскую одежду. Жюстокор шили из дорогой ткани, украшали золотым и серебряным позументом, вышивкой, пучками лент на плечах, пуговицами.

Король и придворные. Одеты в жюстокор, под ним сюртук; парадный парик, большая шляпа с полями. Франция, 17 в.

Жюстокор считался одеждой «по привилегии». Появляться в дорогом жюстокоре можно было только с позволения короля. Этой привилегией пользовалась лишь избранная часть дворян. Дополняла костюм дворянина широкая шляпа-треуголка с пышными перьями. Умение владеть шляпой считалось большим искусством и говорило о степени воспитанности дворянина. Важным аксессуаром мужского костюма была широкая перевязь с богатой отделкой, на которой носили шпагу и перчатки.

Занятия музыкой. Костюмы дворян. 17 в.

Украшение одежды французских дворян (расположение позумента, количество вышивки золотом и серебром) строго регламентировалось особым королевским указом. Чем выше было социальное положение дворянина, тем больше было на его одежде позументов и богаче вышивка.

Светский костюм. Франция, 17 в.

Представители высшего сословия стремились одеваться так, чтобы костюмом подчеркнуть свое привилегированное положение.

Не менее эффектно выглядел костюм английских аристократов. Короткую приталенную курточку — дублёт с декоративными разрезами на груди и рукавах украшает большой, во всю ширину плеч, воротник с изящными кружевами. На плечи накинут короткий шелковый плащ с нарядной вышитой каймой. Боковые швы нешироких штанов также отделаны дорогой вышивкой.

На ногах изящные сапоги из мягкой кожи с отворотами.

Рассмотри разнообразные формы воротников, которые носили женщины и мужчины в 17 веке. Воротник был самой дорогой частью одежды.

Женский костюм выглядел необычайно красочно, декоративно, форма его держалась на жестком каркасе. Т оржественные придворные платья шились из тяжелых дорогих тканей: бархата, атласа, парчи, богато украшались отделкой. Чтобы сшить такое платье, требовалось высочайшее портновское искусство.

Дамское платье Франция, 17 в.

Знатные дамы парижского общества умели одеваться с особым блеском. Обрати внимание на вытянутую заостренную форму узкого лифа платья, на пышные рукава, украшенные бесчисленными оборками, кружевами, бантами, на богатый декор нижней колоколообразной юбки. Широкая верхняя юбка из ткани другого цвета с разрезом спереди переходила в шлейф, искусно подбиралась с боков с помощью лент и шнуров, ложась на поверхность нижней торжественными театральными складками.

Ван Дейк. Лорды Джон и Бернард Стюарты. 1630-е гг. (Одеты в дублет.)

Иногда светские дамы надевали на платье фартучек: эта деталь позволяла увеличить число оборок в костюме. Женские платья, перегруженные декоративной отделкой, выглядели настоящей драгоценностью.

Дополнением к костюму служили изящные бархатные туфельки, великолепные складные веера, а также длинные кружевные перчатки, которые считались предметом роскоши. Прелестные женские головки украшали высокие сооружения из цветов, драгоценностей и густо собранных, вспененных кружев, крепившихся при помощи каркасов.

Светская дама в платье с фартучком. Франция, 17 в.

В аристократическом обществе не существовало особых различий между костюмами взрослых и детей: тот же покрой платья, те же ткани.

Как видишь, высокопоставленные особы утверждали свое положение в обществе через костюм, представляющий собой причудливые сооружения, искусно «вылепленные» тканью, чрезмерно обогащенные разнообразным декором.

Аристократы всем своим видом подчеркивали свою обособленность от других слоев общества и непричастность к физическому труду.

Круг Роберта Пика. Портрет трех девочек. Фрагмент 17 в.

Четкие разграничения в одежде существовали и в королевском войске. Так, например, во Франции мундиры одних родов войск отличались от других по покрою, цвету ткани, опознавательным знакам; разной была и форма головных уборов. Командные должности в армии занимали родовые дворяне, и их костюм напоминал дворянский. Однако костюм генерала все же отличался от офицерского огромными перьями на шляпе, обилием кружев, оборок и лент,театрально-пышнымифор-мами, странно выглядевшими в условиях военной жизни. Костюм низших армейских чинов был намного проще — куртка, удобные широкие штаны, сапоги-ботфорты, перевязь с подвешенными к ней патронами.

Костюмы офицеров. Германия, 17 в.

Судьи, ученые-профессора, медики, чиновники и другие должностные лица носили длинные широкие платья, наподобие мантии с широкими пышными рукавами. Их называли «людьми мантии». Посмотри, как театрально-торжественны черные и красные мантии у высших городских чинов! Их украшают белоснежные воротники строгой формы и манжеты.

Костюмы офицеров. Франция, 17 в.

Одежда буржуазии, которая жила за счет наемных рабочих, отличалась от пышного блеска аристократических туалетов. Она была более однообразной, лишенной богатой орнаментальной отделки; шили ее из добротных, дорогих тканей яркой расцветки. Посмотри, с каким неподражаемым мастерством запечатлел голландский художник представителей буржуазии.

Ян Вермеер. Бокал вина. Около 1660 г.

Простых горожанок — прислугу, разносчиц, уличных торговок — тоже можно было сразу отличить по внешнему виду: они носили одежду с узким лифом (зашнурованный корсаж с рубахой или жакет), широкую юбку с фартуком, аккуратный чепчик, белый отложной воротничок, косынку на плечах, на ногах туфли из грубой кожи. Им не разрешалось носить одежду ярких цветов, и потому в ней преобладали темные, тусклые, в основном серые цвета.

Л. Ленен. Семейство молочницы. 1640 г.

А так выглядела одежда крестьян. Она проста и мало подвержена моде. Мужчины поверх рубахи надевали куртку, на голову — войлочную шляпу, носили широкие удобные штаны, чулки-гетры и обувь из толстой кожи.

Крестьянин. Франция, 17 в.

Теперь ты, наверное, понял, что костюм — это знак, символ, указывающий на принадлежность человека к определенному сословию или группе людей в обществе.

Роль декора ничуть не уменьшилась и сегодня. Люди одеваются по-разному: в торжественных случаях надевают одни одежды, а в будни или в скорбные моменты — другие.

Есть типы одежд и для определенных групп людей — военных, священнослужителей, служащих фирм и др. Но даже в одежде военных есть отличительные знаки. У моряков это бескозырка и тельняшка, у десантников — берет и короткие сапоги. Белый халат носят врачи, и он выступает как знак данной профессии.

Декор помогает выявлять роли людей в обществе, понимать, кто они. Представь, что, у всех людей была бы одна и та же одежда на все случаи жизни. Разве можно было бы что-то понять, разобраться, кто есть кто? Декор вносит порядок в жизнь человеческого общества, строит общение людей. Так в любом обществе — с древнейших времен и до наших дней.

Детская работа. Гуашь

Задание

  1. Выполните вместе с ребятами коллективную работу «Бал во дворце».

    Продумайте общую композицию. Пока одна часть ребят будет работать над подмалевком, другая может изображать мебель, отдельные предметы и украшать их. Законченные рисунки вырежьте и вклейте в общую композицию интерьера. Теперь можно начать изображать фигуры людей в костюмах. Вначале нарисуй светлой краской схематично человека, а затем «одень» его.

    Выполнив одежду обобщенно цветом, начинай украшать ее деталями: кружевами, бантами, лентами, богатыми узорами. Готовые фигуры расположи на общем панно, объединив их группами. Большие следует разместить впереди, а те, что поменьше,— в глубине. Это поможет создать ощущение пространства в композиции.

  2. Вырежи из бумаги крупные детали костюма (воротнички, манжеты, веера) и укрась; их можно использовать в театрализованном представлении.

Вопросы

  1. Можно ли по одежде судить о месте человека в обществе?
  2. Какой костюм ты заказал бы у портного, если бы был знатного рода и жил бы в Древнем Египте, Китае, в европейском городе 17 века?
  3. Найди изображения костюмов разных времен и народов. К какому времени они относятся и кто мог бы носить такую одежду?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru