Учебник по ИЗО для 5 класса

Изобразительное искусство

       

Художественная ковка

Современные художники создают произведения и в таком «трудном» материале, как металл. Они используют различные техники и приемы его обработки — ковку, литье, чеканку, сварку и т. д.

Работа с металлом требует «железного» характера, твердой руки. Если художник занимается художественной ковкой, то нередко ему самому приходится быть исполнителем — своими руками создавать из раскаленного железа образы, которые рождает его фантазия.

Руки мастера

Мгновение — и раскаленная в горне печи до малинового цвета заготовка лежит на наковальне. Удары следуют один за другим, и постепенно кусок железа начинает обретать форму будущего изделия. Нужно все успеть сделать, пока металл не остыл. Вспомни пословицу «Куй железо, пока горячо».

Рассмотри декоративную композицию «Танец огня». Причудливые, вытянутые формы, изгибаясь и свободно перетекая одна в другую, как бы исполняют чудесный пластический танец огня.

В. Воробьев. Танец огня. Сталь, ковка, сварка

Художник не изображает огонь, а стремится выразить свое ощущение пылающего огня в декоративном образе.

Вглядись в изогнутые формы — и, возможно, ты увидишь в них едва угадывающиеся силуэты танцующих фигур. Кованый металл приобрел необычайную легкость. Это впечатление создают и узкие полосы-стебельки металла, и чудесная игра просветов на поверхностях формы.

Художник великолепно чувствует материал и смело использует его пластические возможности. Выразительная по силуэту композиция выглядит будто графика в металле.

А вот еще одна интересная композиция «Пламя». Посмотри, какую изобретательность и выдумку проявил художник, выстроив из изогнутых медных прутьев одинаковой толщины такую гармоничную по пластике форму декоративного изделия!

В. Воробьев. Пламя. Медь, ковко, сворка

Обе работы выполнены одним мастером и связаны общей темой. Это говорит о том, что их автор — неутомимый искатель, экспериментатор, который ищет новый пластический язык, созвучный времени.

Есть ли между этими работами что-то общее и что их отличает друг от друга?

Вглядись в чудесный волнообразный поток напевно-изогнутых прутьев-линий, устремленных вверх. Почувствуй особенную красоту их музыкального ритма. Это средства, которыми художник выражает смысл, а ты, зритель, можешь его увидеть.

У тебя, наверное, родилось желание подробнее рассмотреть чудесную фигурку клоуна из кованого металла.

В. Воробьев. Клоун. Сталь, ковка

Языком своего искусства художник-кузнец передает самое характерное в облике клоуна, способного рассмешить публику до слез. Объемная фигурка решена очень условно — туловища как будто и нет совсем, одни руки, ноги и голова-каркас. Не напоминает ли она тебе заводную игрушку: повернул ключ — и все разом пришло в движение? Любимый жест клоуна-«дразнилки» удачно передают упругие изгибы длинных рук и ног, пустившихся в пляс.

Благородный темный цвет металла с серебристыми отсветами на нем придает образу еще большую остроту и графичность.

А этот бронзовый подсвечник выполнен уже в иной технике— литьё. Чтобы отлить вещь, художник вынужден обращаться к профессиональному опыту литейщиков и других мастеров, хорошо знающих тонкости литейного дела. Расплавленная, огнедышащая масса заливается в специальные формы, в которых она, медленно остывая, приобретает форму будущего изделия.

О. Цхурбаев. Подсвечник «Охотник». Бронза, литьё

Рассмотри внимательно чудесную форму подсвечника, особенно скульптурный декор: не напоминает ли он тебе узорные прорезные доски с традиционными народными образами?

Наивные и простодушные фигурки охотника с ружьем и зверя, как две капли похожего на него, изображены условно и обобщенно. Здесь большую роль играет сама техника литья, которая придает мягкую округлость пластической форме предмета, лишает ее пронзительной остроты очертаний.

Работа с металлом дает художнику огромные возможности для создания самых необычных, оригинальных произведений в разных техниках.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru