Учебник по ИЗО для 5 класса

Изобразительное искусство

   

К учителям и родителям

Перед вами учебник для 5 класса по программе «Изобразительное искусство и художественный труд». 1—9 классы, которая разработана под руководством народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского. Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.

В начальной школе приобщение к связям искусства с жизнью не предусматривало изучение отдельных видов искусства. Работа строилась целостно — рассматривалась деятельность художника в окружающей жизни, выстраивалось отношение ребенка к образцам национальных культур России, близких и далеких народов.

Учебником для 5 класса мы открываем серию учебных изданий, закладывающих основы художественного мышления. Здесь предусмотрены целостные (годичные) блоки искусства. Связи искусства с жизнью рассматриваются теперь с позиции жизненных функций видов искусств (декоративных, изобразительных, конструктивных) и вытекающих отсюда особенностей их образных языков. Освоить, осознать отдельно язык и социальную роль искусства невозможно. Содержание искусства можно научиться воспринимать адекватно, лишь осваивая специфику языка.

Первым видом искусства для средней школы выбраны искусства декоративные. Они по своему языку ближе детскому мышлению. Однако за учителем остается право менять блоки годов — важно сохранить единство каждого блока, обеспечивая целостность погружения в проблематику каждого вида искусства.

Ученик осваивает содержание и образный язык разных видов декоративно-прикладного искусства — традиционного народного, классического и современного.

Занятия строятся с учетом тематической и содержательной целостности каждой четверти и учебного года, они логически связаны между собой как звенья одной цепи. При этом каждая тема — это новый шаг в познании особенностей языка декоративного искусства, которое осуществляется в единстве восприятия и практической деятельности. При выполнении детьми творческих заданий учебные задачи решаются в единстве с творческими.

Общая тема года «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» реализуется через познание специфики декоративного искусства и его связей с жизнью человека, общества, с окружающим миром. Учебник включает четыре главы в соответствии с четырьмя четвертями программы. Ученик проходит путь познания, начиная с осознания уникальности народного (крестьянского) искусства и заканчивая современными формами декоративно-прикладного искусства.

Первая глава учебника «Древние корни народного искусства» имеет особое значение для учителя и ученика. Она закладывает основы понимания специфики образного языка декоративно-прикладного искусства, которому свойственна большая, чем в изобразительном искусстве, степень обобщенности, художественной условности, орна-ментальность. Знакомясь с произведениями крестьянского искусства, учащиеся осознают, что оно проникнуто поэтическим восприятием мира, что своими образами оно говорит о вечном порядке, гармонии мироздания, о неизменности круговорота природных сил, т. е. несет в своей художественной плоти высшие идеи, выраженные языком знака, заклинанием узоров, ритмами орнамента, символикой цвета.

Вникая в язык достаточно разных произведений народного искусства, учащиеся учатся мыслить на нем. Осознание истоков языка народного искусства помогает лучше понять закономерности единства формы и содержания в современном декоративно-прикладном искусстве.

В учебнике не нашли отражение календарные народные праздники, но каждый учитель сможет найти богатейший материал, посвященный им, и возможность приобщения к ним учащихся или в условиях факультативных занятий, или на итоговых занятиях, которые можно провести как театрализованное коллективное действо, значительно раздвинутое по времени. Главная задача, которую решает на таком занятии-празднике педагог,— это организация живого общения между детьми и взрослыми, включение в эмоциональное пространство занятия всех видов фольклора, а также творческих работ учащихся. Привлечение эмоционально-образных средств воздействия — памятников музыкального и устно-поэтического фольклора — позволит глубже проникнуть в строй художественного мышления народа, осознать нерасторжимую целостность народной культуры, создать эмоционально-образную атмосферу познания.

Вторая глава «Связь времен в народном искусстве» логически продолжает первую, вводя учащихся в мир современного народного искусства, представленного художественными промыслами. Содержание этой главы — сохранение преемственности традиций в современных художественных промыслах.

Ученики должны видеть характерные признаки того или иного промысла, бесконечную вариативность образов и изобразительных мотивов, осознавать, что это искусство развивается по законам народного искусства, черпая свои темы, образы и мотивы из сокровищницы природы. Учащиеся должны выполнять творческие задания, используя традиционные для промысла приемы росписи и цветовые сочетания.

Педагогу необходимо творчески подойти к раскрытию темы четверти, перенося акцент на местные народные художественные промыслы (учебник не может охватить все их национальное и региональное богатство).

Третья глава учебника «Декор — человек, общество, время» имеет особое значение. Она чрезвычайно важна для понимания учащимися самой сути существования в обществе декоративно-прикладного искусства, его главной, коммуникативной, функции, которая часто не осознается и не используется.

Ученики учатся видеть четкую социальную регламентацию форм, материала, цвета, декора одежды и предметов быта. Они осознают функции декора в разные времена, у разных народов, его возможности в обозначении определенных общностей, групп людей, а также роли, которую играет человек как в сословной, так и в современной среде (ремесленник, вельможа, король, врач, спортсмен, солдат, невеста и т. д.).

Педагогу необходимо подвести учащихся к пониманию того, почему и в прошлые времена, и сегодня декор (цвет, изображение) имеет значение условного знака, символизирующего определенные отношения между людьми, знака языка декоративных искусств. (Например, одежда — это знак общественной дифференциации.) Без этой важной функции декора многое было бы в жизни общества неясным и запутанным.

Четвертая глава «Декоративное искусство в современном мире» нацелена на ознакомление с многообразием проявлений современного искусства, с новым языком его произведений, созвучным времени, а также на творческую деятельность учащихся в конкретном материале.

Содержательный материал этой главы поможет учащимся сориентироваться в области современного декоративного искусства, увидеть на примере конкретных произведений взаимосвязь материала, формы и содержания, а также новое понимание красоты современными художниками. Содержательный материал представлен здесь гораздо шире, чем этого требует программа. Это способствует расширению художественного кругозора учащихся, формирует активного зрителя. Обширный иллюстративный материал поможет учащимся в их самостоятельной собирательской деятельности.

Педагогу следует иметь в виду, что любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита учеником. Этому способствует выстроенная драматургия урока как проявление художественной методики в действии, т. е. такое построение занятий, когда живая воздействующая сила искусства придает знаниям учащихся эмоциональную окрашенность, формируя эмоционально-ценностное отношение к миру.

Из трех вопросов «что», «как» и «зачем», связанных с восприятием произведений декоративного искусства, ведущим, сутьевым является вопрос «зачем».

Вопрос «что» фокусирует внимание учащихся на функции предмета, наиболее ярких внешних признаках воспринимаемой вещи (материал, форма, декор).

Вопрос «как» предлагает более пристальное всматривание в образный строй вещи, в технику, в средства художественной выразительности.

С вопросом «зачем» связано раскрытие художественной идеи, смысла образов, символических знаков в декоре, т. е. некоей тайны, которую несет в себе предмет. Ответ на него включает в себя вопросы «что» и «как» и помогает установить незримую смысловую связь между декором вещи и мировосприятием людей, позволяет глубже вскрывать связи декоративного искусства с жизнью человека, определенных слоев общества. Учителю нужно иметь в виду, что этот вопрос центральный для формирования художественного мышления учащихся, для понимания любого вида искусства.

Учебник предлагает по каждой теме систему творческих заданий и вопросов, цель которых — развитие художественно-творческих способностей учащихся, осознанное использование знаний образного языка декоративного искусства в процессе воплощения собственного художественного замысла. Накопление декоративных умений школьниками во многом зависит от показа учителем способов и приемов декорирования, от характера самих заданий, связанных с созданием выразительной формы и ее украшением, и от умения пользоваться приемами декоративной стилизации.

Воспитание «чувства материала»— важная учебная задача в 5 классе. Учебник предлагает достаточно широкий спектр творческих заданий в разных материалах и свободу выбора для педагога и учащихся.

Внеклассная форма работы предлагает организацию текущих и итоговых выставок творческих работ в школе и за ее пределами, экспозиций старинных вещей, создание школьного музея народного или декоративно-прикладного искусства, который может стать духовным центром в жизни школы, средством сплочения школьного коллектива.

Темы уроков, представленные в учебнике и программе, рассчитаны на 1—2 часа в неделю. При условии дополнительных часов, выделенных на предмет, можно раздвинуть любую тему, подать ее в сопоставлении художественной культуры своего народа с иными двумя-тремя национальными формами, больше уделить внимания познанию образного языка в практической работе с материалом.

Учебно-методический комплект для 5 класса включает, помимо учебника, рабочую тетрадь «Твоя мастерская» (автор Н. А. Горяева) и «Методическое пособие» к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс» (автор Н. А. Горяева). Работа с тетрадью является действенной формой формирования познавательного интереса учащихся к этому виду искусства. Тетрадь включает практические задания творческого характера, кроссворды, фокусирующие в себе основные понятия и термины, задания по систематизации зрительного материала и др.

Мы надеемся, что учебник даст возможность педагогам и родителям сделать процесс приобщения детей к миру декоративно-прикладного искусства более ярким, увлекательным, значимым, поможет детям открыть для себя прекрасный мир искусства, который «живет» рядом с человеком на протяжении всей истории его существования.

Авторы

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru