|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник по ИЗО для 5 класса Изобразительное искусствоКонструкция и декор предметов народного бытаДавай поближе познакомимся с произведениями народного искусства, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников. Красочное цветение росписи, мерцающие резные узоры, яркие островки вышивок не только доставляли радость глазу, но и были знаком добродеяния, пожеланием блага. Так, например, на детской люльке принято было изображать сценки из жизни человека, цветы как пожелание вырасти сильным, добрым, счастливым. Солнечные знаки служили оберегами— в такой колыбели дитя «не сглазят». На прялке, украшенной росписью или резьбой, будет спориться работа, в нарядной расписной посуде напитки и еда окажутся вкуснее.
А вот ковш-скопкарь. В нем подавали квас, пиво, медовуху. На Севере ковшам часто придавали облик плывущей птицы-утицы, или ладьи. Как удобна и совершенна его пластическая форма! Приземистая чаша плавно перетекает в изящную голову с длинным клювом и чуть-чуть изогнутый хвост. Сама форма сосуда несла образное звучание, становилась украшением. Обрати внимание на единство нарядной росписи и формы. Ковши с конскими головами резались в Тверской губернии и назывались конюхами. Рассмотри форму. Чем она отличается от ковша-скопкаря? Какие образы соединил в себе ковш-конюх? Образный строй ковша (его форма и декор) словно воскрешает легенду о солнце, совершающем дневной путь в колеснице, запряженной конями, и возвращающемся на восток в золотой дворец в ладье, которую тянут сказочные птицы. Ты можешь увидеть в облике сосуда образы ладьи, солнца, коней, птицы.
Деревянная резная ложка. 18—19 вв.
Ковш для пива «конюх». Тверская губ., 19 в.
Ковш-скопкарь. Русский Север, 19 в.
В. Стожаров. Туеса, красная и черная рябина. Фрагмент. 1970 г. В народных представлениях ковш-конюх олицетворял собой хозяина дома. А ковш-утица связывался с образом гостеприимной и домовитой хозяюшки. Резным ковшам мастера могли придавать самую разнообразную форму. Вот ковш-черпак — название его говорит само за себя. Что в нем особенно привлекло твое внимание? Внимательно рассмотри его форму, декор, который сохранил в резьбе древние элементы. Не напоминает ли тебе застывшая фигурка коня на ручке коня-охлупня?
Ковш-черпак Огромная круглая чаша с носиком для разлива напитков — ендова также предназначалась для праздничных столов. И потому ее украшали с особым старанием: наряжали в праздничные расписные «одежды».
Ендова Самое почетное место на столе занимали хлеб да соль. Разве могла обойтись без них встреча дорогих гостей, невесты с женихом? «Без соли, без хлеба — худая говорили в народе. Игрушечные креслица, уточки не что иное, как солоницы. По тончайшей резьбе, которой украшены все поверхности солоницы-стульчика, можно судить об отношении русского крестьянина к соли, которая в старину очень дорого. Как празднично украшена хлебница! Красный цвет в сочетании с зеленым и золотисто-желтым торжествует на белой поверхности. В растительный узор деревенский художник вписал крупное изображение рыбы, а также людей и домашних животных. Нарядная хлебница служила приданым для дочери, и смысл росписи заключался в пожелании счастья, достатка и благополучия.
Хлебница с росписью. Русский Север, 19 в. В избе было немало и других предметов, которыми пользовалась крестьянская семья. Это бураки, лукошки, короба, набирухи для сбора ягод, сделанные из бересты и луба.
Вальки. Резьба по дереву. Поволжье, 19 в. Посмотри, как выглядят вальки, которыми женщины выколачивали при стирке белье на реке. Широкая, чуть изогнутая поверхность валька с удобной ручкой хорошо приспособлена к ударам по мокрому белью. А если посмотреть на вальки спереди, не напоминают ли они тебе своей формой женские фигурки? Резной декор смотрится как нарядные одежды. Каково назначение этого предмета, определить сегодня непросто. Название его — рубель. С помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты.
Рубель. Резьба по дереву. Поволжье, 19 в. Посмотри, с какой изобретательностью и смекалкой сработан рубель, как декоративно решена форма, удобная для работы. Богатое резное узорочье с символами солнца как бы рисует космическую картину: солнце только начинает подниматься над землей. Об этом говорит и конек, и резная полурозетка в виде веера, расположенные на границе земли и неба.
Солоницы резные в форме стульчиков. Дерево. 19 в. А эти старинные предметы, наверное, не раз встречались тебе. Русские прялки — неизменные спутницы крестьянских женщин. Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому ее старались украсить и сделать особенно нарядной.
Резные прялки. Вологодская губ., 19 в. Основные элементы Прялка-сбашенка». Резьба по дереву. 19 в. Прялку-подарок хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению. Прялки были сплошные, из корневища или ствола дерева, и составные, у которых столбик-стоячок вставлялся в донце. Посмотри, как разнообразны русские прялки: их различают размеры, форма лопасти, ножки, декоративные украшения. На Белом море вырезали прялки с тонкой ножкой, напоминающие своей хрупкой формой весло; в Поволжье были распространены стройные многоярусные прялки-«башенки». В каждой области прялки отличались своими особенностями.
Прялка с Сирином. Мастер А. Мишарин. Роспись по дереву. Русский Север, 19 в. Прялки украшались цветистой росписью или мелким резным узором, а иногда резьбой и росписью одновременно. Вся поверхность этой архангельской прялки словно залита солнечным сиянием. На ней причудливо изогнутые стебельки, трилистники, ягоды, цветы. И среди этой красоты в круге — солнце, опоясанное лучиками-треугольниками, царственная птица Сирин с распростертыми крыльями и женской головкой в короне. Верили, что птица эта обитает в райских садах и своим сладкоголосым пением может усыпить любого, что она приносит счастье. Жених дарил невесте прялку с ее изображением как бы с пожеланием сладостной жизни. В нижней части лопасти изображена жизненная сценка—катание парня с тальянкой. В росписи удивительным образом соединились сказочность и реальность... Рассмотри, как строится композиция росписи, как связывается она с конструкцией прялки, как согласуются цвета.
За прялкой Как хороша собой прялка «с ожерельем», изукрашенная резьбой и росписью! Какой смысл может выражать крупная золотая розетка в хороводе лучистых серебристых фигур? Нарядная поверхность прялки, мерцающая множеством граней, напоминает о женской праздничной одежде, украшенной нитями бус.
Прялка. Фрагмент «Катание». Русский Север, 19 в. Сколько солнечных розеток в резном декоре прялок Русского Севера! Пряха старалась прикрепить кудель к той части лопасти, где находилось большое солнце. Заметь: мотив солнца пронизывает не только орнамент, но и саму конструкцию прялок. В верхней части это разные выступы-«городки», обозначающие путь солнца по небосводу, в нижней части боковые высту-пы-«серьги» — символы восходящего и заходящего солнца; на ножке прялки изображение ночного, подземного солнца. Помнишь легенду о дневном и ночном пути солнца?
Ножка прялки. Резные и расписные прялки На поверхности лопасти прялки можно увидеть изображение ромбиков или квадратов. Это символы земли, которая иногда представлена сценками из жизни людей. Древние образы продолжают жить в творениях крестьянских мастеров, повествуя о круговороте солнца, о смене дня и ночи, о человеческой жизни, о вечном порядке и гармонии космоса.
Детские работы. Сангина, уголь; гуашь
ЗаданиеВыполни эскиз декоративного украшения любого предмета крестьянского быта. Вначале продумай его форму. Она должна быть выразительной. Создавая, например, форму прялки, четверть листа можно сложить пополам и вырезать лопасть с «городками», «серьгами». Прялка будет крупнее, если ножку вырезать отдельно и приклеить к лопасти. Когда форма будет найдена, продумай композицию росписи. Включи в нее наиболее полюбившиеся тебе традиционные образы и мотивы. Центральное изображение постарайся выделить размером, придать ему черты условности и обобщенности. Смело используй в композиции геометрические и растительные элементы, выстраивая их в определенном порядке. Для выполнения росписи будет достаточно трех-четырех цветов. Можно передать впечатление резной поверхности, используя рисунок восковым мелком, а поверх его — акварельную заливку под цвет дерева. Вопросы
|
|
|