Учебник по ИЗО для 6 класса

Изобразительное искусство

       

Цвет в натюрморте

В начале XX в., когда появилась фотография, а затем и кино, влруг чрезвычайно возрос интерес к натюрморту. К этому жанру обратились очень многие художники. И не только потому, что писать цветы, фрукты и окружающие бытовые веши всегла интересно, но еще и потому, что натюрморт стали понимать как способ поиска и выражения нового ведения мира.

В это время натюрморт стал своего рода театром чувств и переживаний художника. А главным выразительным средством в живописи стал цвет. Конечно, колористическая выразительность всегда была основой живописи, но теперь цвет занял совершенно новое, определяющее место. Он стал выражением особого мира художника и своеобразия его взгляда на жизнь.

Новую свободу выражения открыли французские художники импрессионисты и постимпрессионисты во второй половине XIX в.

П. Сезанн. Натюрморт с драпировкой. Масло. Фрвнция. XIX в.

Поворотным в развитии натюрморта явилось творчество П. Сезанна. Живопись он понимал как средство выражения своих ощущений через цвет. «Художнику надо научиться строить форму цветом» — так прозвучал его завет.

Одновременно с Сезанном жил художник, чье взволнованное сердце и внутреннее горение навсегда остались для нас в поразительных произведениях. В. Ван Гог приходит к идее, что краски палитры живописца не обязаны совпадать с красками природы. Важно, чтобы общее цветовое построение полотна отвечало эмоциональному восприятию натуры художником и возбуждало такие же переживания у зрителя. Эти идеи были новы и предопределили будущие искания живописцев.

В. Ван Гог. Подсолнухи. Масло. Франция. ХIХ в.

В. Ван Гог. Стул и трубка Масло.

Самым ярким из них был А. Матисс. Большое влияние на него оказали впечатления от восточного и древнерусского искусства. Его картины — это воплощение радости бытия. Нарядность его цвета кажется фантастической, однако художник писал, что выбор красок основан на наблюдении натуры, «на опыте моих чувств».

А. Матисс. Красная комната. Масло. Франция. XIX в.

Задачи, которые ставят перед собой художники в натюрморте, очень разнообразны. Натюрморт позволяет экспериментировать в поисках новых выразительных возможностей.

Театр предметного мира воплощает, а часто и порождает наше новое восприятие окружения, те ощущения, о которых не скажешь иначе, потому, что они заключены и зрительных образах.

К.А. Коровин, Рыбы, вино и фрукгы. Масло. Россия. XX в.

Новое отношение к цвету нашло воплощение в натюрмортах русских художников К.А. Коровина, И.Э. Грабаря. Их картины как бы наполнены цветным воздухом, в них звучит новое богатство сложных цветовых отношений.

И.Э. Грабарь. Неприбранный стол. Масло Россия. XX в.

Яркие красочные переливы проступают из глубоких бархатных теней в простом по сюжету натюрморте И.Э. Грабаря как бы ндруг увиденные россыпи драгоценностей.., на углу стола. Умение удивляться красоте в обычной череде мгновении останавливает нас и перед роскошным серебром воздуха в этой картине, как бы наполненной свежестью и бодростью летнего утра.

П.П. Кончаловский. Наторморт. Масло Россия XX в.

В начале XX пека в Москве образовались группа мололых художников, которые назвали себя неожиданно — «Бубновым валет», нарочно обостряя в названии свое желание выразить яркую радость жизни в праздничное озорство, Эти художникн умели видеть замечательные подсказки в пестрой и нехитрой уличном вывеске, в предметах народного искусства, которое очень ценили. Их работы разные по настроению, зa каждым натюрмортом своя жизненная ситуация, свое переживание, высказанное смело, энергично, У И.И. Машкова красные фрукты задорны и нарядны. А в произведении Р.P. Фалька красное драматично. Резкие контрасты создают атмосферу напряженного конфликтного разговора.

И.И. Машков. Синие сливы. Mасло. Россия XX в.

Совершенно другом мир предстает в пронзведениях художников П.В. Kyзнецова и К.С. Петрова-Водкипа. Здесь мы внднм и грусть, и ошушенне хрупкости жизни. В немногословности этих полотен чувствуется особая значительность, которую в тe трудные годы приобрели такне, например. простые жизненные понятия, как еда. тепло, дом.

П.В. Кузнецов. Натюрморт с хрусталем. Масло. Россия. XX в.

Цвет не только передаст реальную окраску, но и позволяет нам осязательно ощутить предмет, почувствовать его тяжестъ или легкость, холод или тепло.

К.С. Петров-Водкин, Скрипка. Масло. России. XX в.

Цвет помогает ощутить среду, освещение, воздух, его резкость или мягкость, чистую прозрачность или туманную густоту. Но главное в том, что цвет способен создавать настроение — печальное или радостное, вносить бурный драматизм или спокойствие, ясность или таинственность!

К.С. Петров-Водкин. Утренний натюрморт. Масло.

М.С. Сарьян. Натюрморт виноград. Темпера, Россия. XX в.

Вопросы и задания

  1. Как ты понимаешь, что такое выразительность цвета?
  2. Напиши натюрморт, выражающий то или иное настроение: праздничный или грустный, таинственный или торжественный, утренний или вечерний.

    Тебе потребуются краски гуашь, кисти, большие листы бумаги (вдвое больше альбомного листа).

    Сначала подумай, какой будет твоя работа. Сосредоточься на ее настроении. Какие тебе для этого нужны краски? Какой цвет будет определяющим — яркий теплый, или мягкий голубой, или глубокий синий, или...? Изобрази этим цветом главный предмет в твоем натюрморте, определив ему место на листе. Подумай, какими будут остальные предметы и фон. Вспомни, как много оттенков имеет каждый цвет. Перед тем как начать, выбери тот формат листа, который более соответствует твоему замыслу.

    Приступая к работе на большом листе, сразу работай красками, без предварительного рисунка. Старайся добиться цельности работы, то есть выразительного и соответствующего выбранной теме соотношения всех ее частей.

  3. Выполни натюрморт в технике монотипии.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru