Учебник по ИЗО для 6 класса

Изобразительное искусство

       

Пейзаж — большой мир

В европейском искусстве пейзаж как самостоятельная картина возник с распространением станковой живописи в XVI—XVII вв. Впервые пейзажная живопись появилась очень давно — в Древнем Китае. Китайский художник писал природу не для украшения комнат и не для иллюстрации текстов, его цель состояла в том. чтобы вызвать глубокие размышления. Картины на шелковых свитках хранились в драгоценных шкатулках и извлекались оттуда для того, чтобы неторопливо погрузиться в созерцание так же, как открывают поэтический сборник, чтобы погрузиться в чтение стихов.

Мировоззрение Древнего Китая требовало уважения к природе и ее силам. Именно поэтому художники уделяли серьезное внимание изучению природных форм. Горы, вода, деревья и цветы были для них духовными символами. Они старательно их изучали и овладели умениями изображать их с тем же совершенством, как и писать иероглифы. Но при этом их картины не были видом конкретной местности.

Го Си. Горы осенью после дождя. Шелк. Тушь с размывкой. Китай. XI в.

Мастер не писал пейзаж с натуры, он создавал обобщенный образ, Для изображения природных форм он часто пользовался всего лишь черной тушью, которую заставлял звучать во всех возможных оттенках, используя технику мягких размывов.

В. Тобиас. Пейзаж. Тушь с подкраской. Голландия. XVII в.

Мир, увиденный китайским художником в его огромности, диктовал особые законы построения пространства. Художник смотрел на природу словно с высокой горы, и высокий горизонт усиливал ощущение бескрайности мира, разделенного на планы пеленой тумана.

Эль Греко. Вид Толедо. Mасло. Испания. XVI в.

Европейский художник, обратившись к созданию картины-пейзажа, тоже сначала писал вовсе не конкретное место. Он сочинял величественный образ большого мира. Художник чувствовал себя как бы архитектором построения панорамы земного пространства. Он создавал пейзаж вообще: горы — это идея гор, роскошные деревья не имеют породы, здесь нет времени, нет конкретного состояния. Зато есть возвышенный строй и чувство значительности мира. Такой пейзаж может нести в себе образ героический и образ идиллии, воплощающий идею гармонии. Ему на смену пришел романтизм искусство порыва и страсти, выражения могущества неподвластных человеку сил природы и силы чувств и воли человека.

И. К. Айвазовский. Неаполитанский эалив. Фрагмент. Масло. Россия. XIX в.

Романтическим художником был замечательный русский маринист (художник, изображающий море) Иван Константинович Айвазовский. В изображении морской стихии, в бесконечном разнообразии морских мотивов он не знал соперников. И сегодня морские пейзажи Айвазовского привлекают воодушевлением, радостью вдохновения, которое всегда исходит от бушующего или безмятежного моря этого удивительного мастера.

И. К. Айвазовский. Девятый вал. Масло

К романтическому пейзажу обращались многие художники и позднее. Присутствует он и в современном искусстве.

К.Ф. Богаевский. Последние лучи. Масло. Россия. XX в.

Задания

  1. Творческое задание по живописи; создай романтический пейзаж. Это может быть борение стихий земли и неба, водных и небесных стихий, гроза и буря. Но может быть и торжественная возвышенность тишины расстилаюшегося вдаль большого природного мира. Может быть, твою работу следует назвать «Дорога в большой мир» или «Путь реки». А еще лучше сделать два контрастных пейзажа. Продумай образ, который ты хочешь создать. Можно сделать маленький карандашный эскиз. Однако саму работу не надо рисовать карандашом, пиши сразу краской, создавая среду и пространство, а потом вписывая в него деревья или горы, облака и тучи, уходящую дорогу или реку, соблюдая тональные соотношения пространственных планов.
  2. Графическое задание; нарисуй дорогу или путь реки, уходящее вдаль пространство большого мира. Работа может быть выполнена тушью или гелевой ручкой, можно ввести тонирование планов с помощью одной темной акварельной краски.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru