Учебник по ИЗО для 6 класса

Изобразительное искусство

       

Линия и ее выразительные возможности.
Ритм линий

Рисунок пером или карандашом в основном состоят из линий - длинных или коротких, волнистых или отрывистых. толстых или тонких. Линии разные по своему характеру. Можно почувствовать то весомость и уверенность, то беглость и поспешность линий. Линия может быть лихой, смелой или строгой, обстоятельной. Они может очерчивать контур, как упругая проволока, выявляя изображение на бумаге, или быть линией-росчерком, оставляющим на бумаге свободный след впечатлений.

В природе линии встречаются очень редко, в каком-то смысле их и вовсе нет. В то же время мы их видим. Линией мы обозначаем контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет. Линия — это знак, она условна, придумана нами как способ обозначения. Ведь и буквы тоже линии. Только писать букны мы стремимся аккуратно, правильно, а в изображении подход другой: здесь на первый план выходит интерес к выразительности линии.

У человека, рисующего линией, как и у пишущего, есть свой почерк — своя манера вести линию, обрисовывать контуры предмета. И этот почерк может быть очень разным: строгим, когда всякий знак завершен, и непринужденным, упругим, энергичным. Характер линии выражает эмоции, чувства художника!

Н.В. Кузьмин. Иллюстрация к роману А.С. Пушнина - Евгений Онегин.Тушь. Россия. XX в.

П. Пикассо. Голубь Мира. Тушь. Франция. XX в.

В. Ван Гог. МОРЕ. Тушь. Франция XIX в.

Задания

  1. Напиши па белом, без линеек, листе бумаги крупно несколько раз слово «Здравствуй!»

    Известно, что по почерку многое можно сказать о характере и настроении человека. И ты напиши это слово по-разному: как очень аккуратный, сдержанный человек, как человек, который спешит, то есть напиши стремительно, летящими буквами, а затем напиши убористо, скупо, как будто экономишь место, напиши твердо и напиши робко.

    При написании одного и того же слова смысл его не менялся, а характер приветствия, интонация высказывания, выразившись в почерке. получались разными. Здесь мы уже оказываемся в пространстве изобразительного искусства.

  2. Любым удобным графическим материалом изобрази на одном листе бумаги гнев, а на другом — радость. При этом не рисуй никаких предметов, ничего конкретного. Рисуй только линии, росчерки, штрихи, и рисуй быстро, не задумываясь.

    У всех ребят рисунки получатся разные. У тех, кто постарается, можно будет понять, где гнев, а где радость.

  3. Теперь на одном листе чистой бумаги разнохарактерной линией изобрази порыв ветра, а на другом — спокойствие. У большинства ребят это легко получится.

В этoм учебном рисунке передано состояние сnoкойствия.

а в этом изображен порыв ветра

В этих заданиях мы не только изменяли характер линии для выражения настроення — линии то сгущались, го разрежались, как звуки в музыке, то обходили пустое место, делая паузу. Нам необходим был соответствующий ритм,

Ритм — это чередование соизмеримых между собой элементов. Ритмические соотношения могут быть бесконечно разнообразны: сложны и вариативны, а иногда очень просты.

П.В. Митурич. Заборчик. Тушь. Россия. XX в.

Если перед нами забор из полосок, это тоже ритм — мерный ритм. Попробуй объяснить, что такой ритм может выражать. Когда нам нужен такой ритмический порядок?

А.А. Дейнека. Ночкой пейзаж. Масло. Россия. XX в.

Задание

На отдельном листе бумаги, используя все его пространство, графическим материалом изобрази колыхание трав на ветру.

Абсолютно точно, как в природе, нарисовать все листочки и веточки здесь не требуется, ведь при ветре тебе некогда их разглядывать. Хотя отдельные колоски могут создавать необходимый акцент Расположи линии так, чтобы чувствовалось дуновение ветра по граве. Главное средство выражения здесь — ритм линий.

А можно, наоборот показать спокойствие в природе и сделать красивый графический рисунок с узорами трав.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru