Учебник по ИЗО для 7 класса

Изобразительное искусство

       

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

Композиционная организация пространства

Продолжим прочтение чертежей — плоскостных композиций, в которых кроме прямоугольников и пятен теперь есть прямые и произвольные линии. Определим, что существующее в реальности может быть обозначено на чертеже линиями. При взгляде сверху вниз так может выглядеть рельеф — перепады уровней природных поверхностей (холмы, горы) и архитектурных объектов (ступени лестниц).

Добавим к этому дороги, реки, озёра, мосты, которые на чертеже и в макете обозначаются контурными очертаниями. Вертикальные плоскости (стены, ограды и т. п.) при взгляде сверху тоже смотрятся линиями. Поэтому в макете они будут условно обозначаться полосками, расположенными ребром, перпендикулярно к макетному полю.

Располагая на плоскости определённым образом объёмы, мы уже этим организуем пространство, но его членение и взаимосвязь объектов в макете может быть усилена введением в него стен, ступеней, оград, бордюров, углублений или возвышений ландшафта (клумб, газонов и др.).

Разновысокие горизонтальные или вертикальные плоскости сами по себе могут быть элементами композиционного творчества. Используя лишь их и не прибегая к другим элементам, можно достичь гармонии и разнообразия в ритмической организации пространства.

Горизонтальные и вертикальные плоскости в реальности и на чертеже

В макете вертикальные плоскости (стены) необязательно делать ровными полосками. Полоски могут быть различными по профилю, и в композициях очертания их верхнего края дадут широкое поле для фантазии.

Композиция макетов может быть самой разной: ориентированной на центр или разомкнутой, построенной по принципу сгущённости или разрежённости масс, когда составляющие её вертикальные плоскости (стены) идут по прямой или ломаной линии, гармонируя друг с другом или с иными элементами (вертикалью, цилиндром, шаром). Ритм вертикалей, разница их высот, когда есть доминанта и второстепенные элементы, придают композиции образную выразительность.

Если полоски поставлены ребром к горизонтальной плоскости, они могут обозначать ограды на улице или стены дома. Если же полоски приклеены к вертикальной плоскости, ими можно обозначить полки или стеллажи в квартире, а в макете дома это могут быть балконы, карнизы или пилйстры (плоские вертикальные выступы на стене).

Вид верхнего края полоски (наклонный, волнистый и т. п.) придаёт ей интересный силуэт и образность.

В макетах линии чертежа приобретают вид вертикальных или горизонтальных плоскостей.

Высота уровня задаётся вертикальной полоской бумаги, на которую накладывается горизонтальная плоскость, вырезанная по предварительно намеченному контуру.

Горизонтальные плоскости, располагаясь на разных уровнях, могут иметь прямолинейные очертания (ступени) и свободные очертания (террасы).

Упражнения с вертикальными и горизонтальными плоскостями позволяют перейти к более сложному макету, в котором решаются композиционные задачи объединения объёмов (домов) и стен, ступеней, придающих усложнённый рельеф макетному пространству.

В представленных макетах решены задачи динамического равновесия и целостности всей композиции благодаря ритмической организации пространства.

Удачное соединение и пересечение полосок придаёт динамику, выразительность и ритм всему макету.

Создавая свой макет, не смотрите на него только сверху, а оценивайте его прежде всего с точки зрения человека, идущего среди ваших построек. Мысленно проживая созданное вами пространство, вы сможете лучше ощутить соразмерность или громоздкость.

Улица в Барселоне. Испания

Может показаться, что это просто игра с плоскостями. На самом деле это способ развития пространственной фантазии и воображения, лежащих в основе любой конструкторской деятельности человека.

Задание

Композиционная взаимосвязь объектов в макете.

Создайте объёмно-пространственный макет из 2—3 объёмов (домов), стоящих на разноуровневых горизонтальных плоскостях (ступенях), и отдельных или пересекающихся вертикальных плоскостей (стен). Расположением и формой этих элементов добейтесь целостности и динамического равновесия всей композиции.

Перед выполнением задания необходимо сделать ряд макетных упражнений на прочтение чертежей из прямых и свободных линий, превращая их в вертикальные и горизонтальные плоскости по примеру приведённых здесь макетов.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru