Учебник по ИЗО для 7 класса

Изобразительное искусство

       

Форма и материал

Роль и значение материала в конструкции

Как мы уже знаем, каждая вещь имеет прежде всего утилитарный, «деловой» смысл и предназначена для какой-то цели. Стакан для того, чтобы пить, лыжи, чтобы бегать и не проваливаться в снег, калоши, чтобы не промокали ноги в дождь. Предназначение вещи во многом определяет материал, из которого она сделана. Ваза делается из стекла, чтобы сохранять влагу, а носки из шерсти, чтобы согревать ноги и быть мягко-эластичными при ходьбе.

На мгновение представьте, что вещи сохраняют ту же форму, но меняются материалами: ваза из шерсти, а носки из стекла. Смогут ли они выполнять свои функции? Таким образом, получается, что функция вещи влияет не только на её форму, но и на выбор материала, из которого эта форма создаётся.

Дизайн — искусство и порождение промышленного века. Он зависит от развития науки и техники, которые дают дизайнеру и архитектору материалы для их творчества. В современных конструктивных искусствах это стальной прокат и железобетон, алюминиевые сплавы и полимеры, новые модификации светопрозрачных материалов и синтетических красителей. Даже традиционное дерево, благодаря новым технологиям обработки (клееная древесина), позволяет создавать немыслимые прежде конструкции вещей и зданий.

Чашка, блюдце и ложка, обросшие мехом. М. Оппенгейм

Если материал выбран без учёта функции вещи, то эту вещь невозможно использовать по её прямому назначению.

Вещи — незаменимые спутники нашей жизни.

Искусство дизайна — это искусство формообразования, это художественное конструирование самых разных вещей — от огромного экскаватора до миниатюрного флакона. Дизайнеры стремятся воплотить в вещи единство красоты и целесообразности.

Таким образом, мы видим, что сам материал во многом определяет форму и конструкцию вещи или здания. Например, стул сперва был из дерева, и это определяло его форму: прямолинейность очертаний, жестковатость и грубоватость конструкции. С появлением металлов, а затем пластмасс форма стула приобрела пластичность. То же и в архитектуре: мосты сперва были деревянные, и это диктовало соответствующие конструкцию и форму; потом кирпич позволил усложнить и разнообразить форму; а появление железобетона сделало реальностью самые сложные конструкции (например, подвесные).

Появление новых материалов меняет устоявшееся понимание тектоники зданий и традиционные подходы к созданию формы вещей. Появляется возможность создавать новые, невиданные раньше конструкции, оригинальные формы.

Пример эволюции формы и стиля в зависимости от появления новых технологий и материалов. Не только форма определяет материал, но и выбор материала определяет форму вещи, диктует её построение и конструкцию

Велик спектр применения новых материалов: от гнутых ножек стула до большепролётных мостов и несущих конструкций высотных зданий; от пластиковой посуды до пластиковых корпусов автомобилей; от синтетических мехов до огнеупорных полимеров. Так, технические достижения дали художнику совершенно новые возможности в создании форм, раздвинули наше понимание красоты и образности в конструктивных искусствах.

Возникновение новых материалов меняло и сам процесс изготовления вещей и строительства зданий: вместо деревянных срубов появилась кирпичная кладка, затем её сменила сборка домов из уже готовых плит и панелей. А уже возникают непривычные нашему сознанию пневматические и воздухоопорные (надувные) строительные конструкции. Всё это последствия закона взаимосоответствия формы и материала. Меняется материал, и меняются способы работы с ним.

Современные материалы позволяют менять даже веками сложившиеся функции архитектурных элементов.

Так, стена традиционно была разделяющей преградой между внешним миром и внутренним пространством дома.

Однако теперь, будучи сделанной из прозрачных стекпо-пластических масс, а не из кирпича или бетона, она стала зрительно соединять, а не разделять оба эти пространства.

Однако фантазия художника подпитывается не только новизной материалов, но и новым, более пристальным взглядом на природу. Более глубокое понимание её «архитектуры», закономерностей её «строений» стало благодатной почвой для возникновения неожиданных конструктивных идей в архитектуре, порождённых анализом природных форм — наукой бионикой.

Художник всматривается в мир природы, и ему открывается не хаос, а скрытый доселе порядок. Паутина, шишка, муравейники, пчелиные соты, гнёзда, хижины бобров и т. д. потрясают совершенством конструкции, её целесообразностью, полным соответствием формы своему назначению.

Люстра из пластиковых трубочек (работа учащегося)

Часто оригинальные вещи, детали интерьера дизайнеры конструируют из природных материалов или уже готовых вещей, придавая им иную, нежели прежде, функцию (подобно вашей творческой работе в проекте «Из вещи — вещь»). Осознав свойства материалов, вы можете сконструировать предметы интерьера или повседневного обихода, которые могут найти применение в реальной жизни или иметь ценность просто благодаря своему неожиданному и интересному конструктивно-художественному решению.

Не богатство материала, а острота художественного видения и конструктивное мышление являются решающим фактором дизайнерского творчества.

В фантазийных ученических работах и проектах дизайнеров используются одни и те же принципы конструктивного творчества.

Оригинальные разработки стиля интерьера художниками-дизайнерами: столик (оргстекло и колёса от велосипеда), абажур (природные материалы)

В проектах учащихся благодаря остроте видения, активности конструкторской мысли моток проволоки превращается в подставку для канцелярских принадлежностей, а CD-диски — в салфетницу.

Используя старую вещь, но придав ей другую функцию, можно создать новый фантазийный объект.

Перед вами фантазийные проекты вещей различного назначения, в которых используются свойства одного и того же материала (моток проволоки).

В основе конструкции этих вещей катушки из-под клейкой ленты

Задания

Определяющая роль материала в создании формы, конструкции и назначении вещи.

  1. Проект «Сочинение вещи». Сконструируйте вещь (аппарат, механизм, одежда, мебель, обувь и т. п.), исходя из свойств выбранного материала. Проанализировав форму и своеобразие исходного материала, попробуйте увидеть в нём фантазийную или реальную вещь для выполнения соответствующих задач (например, пружинная вешалка, чистильщик обуви, выжиматель страха, распылитель смеха, сапоги-скороходы, ковёр-самолёт и т. д.).

    Вещь создаётся добавлением к исходному материалу 2—3 деталей. Исходным материалом могут быть: а) моток проволоки, комок ваты или ветоши, кусок стекла или дерева, мех или щетина и пр.; б) отдельные механические детали, шестерёнки, пластиковые и стеклянные трубки и др.

  1. Проект «Из вещи — вещь». Переосмысливая назначение старой и ненужной вещи и используя её лишь как исходный конструктивный материал, создайте вещь с новыми функциями, новым конструктивным смыслом и образностью. Трансформация может происходить как путём добавления новых элементов, так и путём сокращения вещи. Определите функцию созданного объекта и дайте ему название.

На компьютере можно попробовать с помощью Photoshop сочинить новое применение для старых вещей.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru