Учебник по ИЗО для 7 класса

Изобразительное искусство

       

Мир, который создаёт человек

Каждый из нас хочет хорошо выглядеть, модно одеваться, жить в удобном доме и красивом городе. Но не думайте, что для достижения этого нужны только деньги. Нужны культура, художественный вкус и знания. Эти знания о красоте и удобстве зданий и вещей, законы их созидания и составляют основу архитектуры и дизайна.

АРХИТЕКТУРА — это искусство «сочинения» зданий и одновременно сами здания, окружающие нас.

ДИЗАЙН — это искусство создания облика вещей, их формы, это многообразный мир вещей — от вилки и журнала до одежды и машин.

Все сооружения, будь то заводы и вокзалы, дворцы и церкви или жилые дома, конструируются архитектором. Вещь, если присмотреться к ней, — тоже сконструированное «сооружение». Различаются лишь принципы их конструирования.

Основу любой вещи или здания составляет какая-то конструкция, соединение объёмных форм, выполненных из разных материалов. Поэтому мы можем объединить архитектуру и дизайн в единое понятие конструктивные искусства.

Конструктивные искусства — единство художественной и материальной культур

Жизнь любого предмета или здания начинается с графического изображения, чертежа и макета, в основе вещи и здания всегда лежит определённая конструкция

Начавшись с замысла и проекта художника, вещи и здания обретают материальную плоть

Деревья или здания не бывают красивы сами по себе. Красота — не свойство реального мира. Реальность — лишь носитель красоты. Только человек может ошутитъ и оценить красоту, причём каждый по-своему

Здания и вещи составляют предметный мир, окружающий нас, «вторую», рукотворную природу, т. е. вещественно-материальную среду, созданную людьми, в которой они живут и трудятся. Почему же этот предметный мир, созданный для выполнения, казалось бы, конкретных, практических задач (защита человека от природных стихий и удобство его быта), мы относим к сфере искусства наряду с живописью или графикой?

Потому что при взгляде на древний храм или современнейший мост через морской залив у нас захватывает дух не только от могущества технических возможностей человека, но и от совершенства пропорций и красоты форм. Они вызывают у нас художественные, эстетические переживания, как картина или рисунок.

Деревья или здания не бывают красивы сами по себе. Красота — не свойство реального мира. Реальность — лишь носитель красоты. Только человек может ошутитъ и оценить красоту, причём каждый по-своему

Архитектура и дизайн вместе с живописью, скульптурой и графикой составляют единую семью пространственных искусств. Картины, вещи и здания «живут» в пространстве. Однажды они были созданы раз и навсегда, их существование и восприятие не зависят от течения времени. Проходят годы, а они всё те же, не меняют ни своих размеров, ни своего вида, когда бы и сколько бы мы ни рассматривали их. В отличие, например, от музыки и танца, которые меняются, развиваясь во времени, в постоянном чередовании звуков и движений. Их жизнь и восприятие ограничены временем их исполнения. Поэтому танец и музыка — это временные искусства, существующие во времени.

Соборы Московского Кремля, мост в Сан-Франциско, предметы из хрусталя или парк с беседкой рождают в нас ощущение красоты благодаря своей конструкции гармонии форм и цвета. Поэтому о зданиях и вещах можно говорить как о произведениях искусства

Все пространственные искусства расширяют наше понимание и видение прекрасного. Но изобразительные искусства больше направлены на формирование внутреннего мира человека, его духовных ценностей и идеалов. А архитектура и дизайн нацелены на освоение внешнего мира, формирование и преображение окружающей среды в соответствии с этими идеалами. Изобразительные и конструктивные искусства связывает общность выразительных средств (линия, цвет, плоскость, объём, ритм и т. д.). Однако, пользуясь одними и теми же средствами, эти искусства говорят на разных образных языках, и сам художественный образ рождается в них по-разному.

Оперный театр. Сидней. Австралия. Арх. Й. Утзон

На картине Айвазовского изображено море, волны, а здание Оперного театра ничего конкретно не изображает, но ощущение морской волны, парусов, наполненных ветром, возникает

Девятый вал. И. Айвазовский. Фрагмент
Адмиралтейство. Санкт-Петербург. Арх. А. Захаров

Здание Адмиралтейства своими ясными пропорциями и позолоченной иглой шпиля с несущимся корабликом на острие рождает светлое чувство торжества и одновременно изящества и силы

В живописи и графике действительность, чувства и мысли художника выражаются прежде всего изобразительно, т. е. конкретными изображениями видимого мира. Глядя на них, мы воспринимаем образ, запечатлённый художником. В архитектуре и дизайне образ возникает не потому, что здания или вещи что-то изображают, а благодаря сочетанию составляющих их объёмов, гармонии пропорций. Выразительность форм рождает у человека чувство красоты и художественно-образные ассоциации, как и в музыке, не всегда поддающиеся выражению в словах.

Постройка и вещь сопровождают человека с начала зарождения общества. Первобытное жильё и орудия труда были средствами формирования его сознания. Человек менял среду, создавая различные предметы, а они, в свою очередь, влияли на него. И он незаметно для самого себя начинал иначе работать, жить и думать.

АРХИТЕКТУРА любого времени доносит до нас ощущение того, как люди жили раньше, к чему стремились, как понимали красоту. Храмы и дворцы, жилые дома и стадионы, если всмотреться, предстают перед нами как отпечаток человеческих страстей и социальных бурь.

Давным-давно нет тех людей, устарели идеи, будоражившие общество, а взглянешь на прозрачную гармонию храма Покрова на Нерли, что возле Владимира, и оживут в воображении гортанные крики мчащихся Батыевых всадников, топот коней и запах удушливой гари. Или, глядя на стёршуюся от времени брусчатку моста Понт-Неф в Париже, понимаешь, что именно на ней дрались мушкетёры с гвардейцами кардинала Ришелье, и в потоке машин услышится звон их шпаг. Архитектура не только хранит и отражает время, но и формирует его. Мы живём так, а не иначе, потому что вокруг именно такое окружение, именно такая среда. Изменимся мы — изменится архитектура!

Образный характер архитектуры (будь то дольмены, древнейшие пирамиды, храмы, примитивные хижины или современные сооружения) выражает идеалы красоты разных эпох

ДИЗАЙН (художественное конструирование) как искусство сложился в эпоху расцвета машинного производства вещей (в конце XIX — начале XX в.). Основной сферой работы дизайнера является создание вещи серийного, массового производства, сделанной промышленным способом (в отличие от декоративно-прикладного искусства, где вещь делается руками).

Вещь — показатель интеллектуального, художественного и материально-технического развития общества. В ней заложено единство целесообразности и красоты, функционального и художественного.

Почему надо знать основы дизайна и архитектуры, если мы живём в мире готовых вещей и зданий? Потому что изучение грамоты конструктивных искусств — это способ развития художественного вкуса и выработки умения «командовать» миром вещей и зданий. Знание основ организации окружающей вещной среды позволяет нам превратить её из «чужой» в «свою», удобную, «подогнанную под нас».

Конечно, все вы не станете дизайнерами или архитекторами, но те художественно-творческие навыки, которые приобретёте, понадобятся вам всем в любых сферах жизни.

От древних каменных орудий, бытовых ремесленных изделий — к сложнейшим проектам поездов и ракет развивалось искусство создания вещей

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru