Учебник по ИЗО для 7 класса

Изобразительное искусство

       

Образы материальной культуры прошлого

От примитивных укрытий в пещерах до небоскрёбов — созидающая мысль человека прошла множество этапов на пути возникновения тех городов, в которых живём мы сейчас.

Уже появление улицы делает селение прообразом городского пространства, а сельское народное жилище становится прообразом городского здания, первоисточником архитектурного творчества.

Народное жилище относится к начальному периоду развития зодчества. Уже в самых ранних народных постройках мы видим, как закладывается и формируется стиль архитектуры различных стран. Климат, рельеф и строительные материалы определяли материальную культуру разных народов: типы и конструкцию жилищ, вещей, одежды, утвари. В них отразились опыт и традиции многих поколений разных стран. Их автор — народ.

В отличие от народного жилища, в котором запечатлён коллективный строительный и художественный опыт, архитектура города — личное авторское творчество. К созданию любого значительного архитектурного сооружения привлекались выдающиеся зодчие, камнетёсы и резчики, художники и декораторы.

Эта глава — не исследование по истории архитектуры. Наша задача иная: проследить вместе с вами, как в материальной культуре разных эпох и народов — сооружениях, вещах, одежде отражается мировоззрение человека, его отношение к себе, к миру.

Приобретённые знания по искусству, литературе, истории позволят вам в смене стилей (т. е. систем образно-выразительного языка) увидеть не только изменения технологий и мастерства художников, но и то, как менялся человек, общество, его эстетические идеалы.

Народные жилища — живые свидетельства эстетических идеалов разных народов. Таковы русские избы и украинские хаты, африканские хижины, стоящие на сваях, горские сакли в аулах, как бы приросшие к скалистым кручам, китайские фанзы и северные чумы, азиатские юрты среди степных просторов и ветров.

(Колизей. Рим. I в.)

Сравнивая античные, средневековые и образцы начала XX в. конструктивных искусств, можно увидеть, что понимание красоты, идеалы прекрасного определяют бесконечную смену образов и стилей материальной культуры. Это находит своё воплощение в композиции, в форме и конструкции зданий, вещей и одежды.

Время меняло облик городов и стран, составляя каменную летопись эпох.

В культуре феодального общества, зародившейся на руинах античного мира, мы слышим голос уже иного времени. Суровость жизни и религиозная аскетичность пронизывают не только бытие человека этой эпохи, но и стиль творимой им архитектуры, называемый романским.

В истории культуры особое место занимает античное искусство Древней Греции и Рима, давшее миру образцы понимания гармонии в виде архитектурных канонов, благодаря которым зодчество стало опираться на единую систему эстетических идей и композиционных принципов. Стремление к гармонии позволяло зодчим сочетать в планировке городов жёсткость прямоугольной композиции с разнообразием рельефа, свободой пространства и его удобством для жизни.

1. Афинский акрополь. Храм Парфенон. Греция. V в. до н. э.
2. Афинский акрополь. ХРАМ Эрехтейон. V в. до н. э.

Строго продуманное соотношение размеров и сочетаний конструктивных и декоративных частей здания получило название «ордер». Ордера обладали общей конструкцией и композицией, но различались по стилю и пропорциям форм.Три типа ордера:

        а) дорический;
        б) ионический;
        в) коринфский

Секрет непрекращающегося интереса зодчих к ордерной системе в том, что она отражает объективные закономерности формотворчества.

Беломраморный мир античных строений представал в бликах яркого солнечного света, воедино слитым с голубизной неба и природой Эллады. Он рождал ощущение естественности красоты, творимой человеком, верящим в радость бытия и собственные силы. Соразмерность и художественная цельность — основа античного идеала красоты.

Идеалы каждой эпохи связаны с прошлым, то обращаясь к нему, то отрицая его

Композиционная простота романского стиля, грубоватая каменная кладка и компактность форм придавали суровую выразительность городским строениям, монастырям и замкам с их мощными башнями, массивными крепостными стенами, прорезанными узкими окнами и галереями.

Под стать архитектуре этот стиль находил своё выражение в одежде, мебели, хозяйственной утвари.

3. Вартбургский замок. Германия. XII в.
4. Своды монастыря аббатства Фонтене. франция, XII в.

Стремясь к художественному совершенству, архитекторы всех эпох обращались к этому опыту, постоянно вели и ведут с ним диалог через века...

Романский стиль, складывавшийся с X в. на наследии древнеримской и византийской культур, многолик: у германцев — монументален и угрюм, а на Средиземноморье, благодаря ярусам аркад, — даже наряден. Но конструктивно для него наиболее характерно сочетание разновысоких объёмов, связанных между собой опорами, сводами и арками.

1. Соборный комплекс в пизе. Италия. XI—XII вв.
2. Монастырь Санкт-Иоганн в Мюнстере. Швейцария
3. Монастырь в Фонтене. Франция

Художественное сознание людей Средневековья с наибольшей полнотой воплотилось в готическом зодчестве, прежде всего в храмовой архитектуре, отражавшей их религиозно-мистическое восприятие мира. Готика — это суровый и одновременно изящный стиль. Она воплотила иное, отличное от античного, понимание прекрасного.

Образ средневекового города предстаёт как мир самых разных построек: соборов, ратуш, цехов и каменных жилых домов. Здание рассматривалось не само по себе, а в связи с пространством. Его планировка исходила из уже сложившейся среды и той жизни, которая кипела вокруг.

(Жилые дома. Фахверковая конструкция)

Стиль готики, зародившийся во Франции в середине XII в., то напряжённый и жёсткий, то утончённо декоративный, определил архитектуру вилл и замков, облик всего материального мира Средневековья. Иными стали не только силуэты и формы городов, но и костюмы, посуда, украшения.

(Ратуша старого города. Прага)

В готических соборах стены, бывшие глухими и тяжёлыми в романском храме, становятся легче. Вдоль стен — скульптуры святых, а в череде узких простенков и больших окон зачаровывают «розы» — круглые витражи из кусков цветного стекла. Ажурные колонны уходят ввысь в виде тонких пучков, делая интерьер воздушнее и светлее

(Кёльнский собор. Германия. XIII-XIX в.)

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru