Учебник по ИЗО для 7 класса

Изобразительное искусство

       

Пути развития современной архитектуры и дизайна

Новое никогда не рождается внезапно. Его ростки всегда в дне вчерашнем. Нельзя сказать, что современная архитектура началась такого-то числа такого-то года. Она постепенно произрастала из зодчества XIX в. и сложилась в XX в.

Архитектура современности — это во многом отрицание канонов прошлого. Невозможно «одеть» современные здания, предназначенные для новых целей, в архитектурные формы прошлого. Бессмысленно строить планетарий или бассейн в форме дворянского особняка или акрополя.

Красота — не что-то внешнее, а сущностное, — утверждает современная архитектура. Именно НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИЯ здания определяют его форму, планировку и тектонику. Эти же принципы воплощаются в современном дизайне. В композицию зданий и организацию пространства активно внедряются принципы асимметрии и динамического равновесия. Они стали средством выявления во внешнем облике зданий их назначения.

Принцип компоновки зданий изнутри-наружу (т. е. исходя из функциональности внутренних помещений) стал главным в архитектуре XX в. Именно назначение здания — стадиона, театра или школы, а не какие-то раз и навсегда принятые нормы и правила — определяет его композиционно-пространственное решение и форму. «Форма следует функции» (Л. Салливен).

Павильон в Цвингере. Дрезден. XVIII в.

В XX в. на смену принципам симметрии в архитектуре пришли принципы асимметрии и динамического равновесия.

Форму и планировку здания определяют его назначение и функции.

Дом-коммуна. Москва. М. Гинзбург и др. 1930 г.

Современная архитектура развивалась вместе со всем искусством XX в. Одни и те же идеи двигали и развивали живопись, музыку, архитектуру и дизайн. В произведениях этого времени мы можем проследить доминирование функции над красотой. Культ абстрактных, геометрических форм определил стиль кубизма и конструктивизма.

Сходные идеи владеют талантливыми архитекторами Ле Корбюзье (Франция), В. Гропиусом, Мис ван дер Роэ (Германия), Л. Салливеном, Ф.-Л. Райтом (США) и мастерами отечественной архитектуры И. И. Леонидовым, К. С. Мельниковым, братьями Л. А и В. А. Весниными и др.

Тенденции искусства начала хх в. определяли эстетику архитектуры и дизайна того времени.

Время ставило задачу создания удобного и массового жилья. Её можно было решить путём использования типовых конструкций. Сборное строительство давало возможность получения недорогого жилья для многих. «Промышленность разливается, как река, затопляющая берега, несёт нам новые средства, отвечающие этому новому времени и его духу», — писал Ле Корбюзье.

1. Композиция. П. Мондриан
2. «Дом Шредера». Арх. Г. Рйтвелд
3. Красно-синий стул. Арх. Г. Ритвелд
4. Музыканты. П. Пикассо

Ещё более, чем композиционные принципы, современную архитектуру отличает от зодчества прошлого понимание её как средства проектирования образа жизни людей. Сегодня больше, чем когда-либо, архитектура — это отражение образа жизни людей и одновременно условие его формирования. Социальные преобразования в нашей стране после Октября 1917 г. стимулировали возникновение новых целей архитектуры.

Мастерам архитектуры казалось, что средствами искусства можно преобразовать общество и изменить образ жизни людей.

Пешеходный мост. Москва-Сити. 1997 г.

В итоге родилось новое революционное искусство, вошедшее в историю как авангард, идеи и разработки которого питают и современное искусство архитектуры и дизайна. В золотой фонд мирового искусства вошли разнообразные идеи и опыт советских архитекторов 1920-х гг.

В своих работах К. С. Мельников, Н. А. Ладовский исходили из того, что форма помещения влияет на человека гармонией объёмов, ритмом плоскостей и цветом. Этот поиск нового языка больше всего реализовался в новых типах зданий, например рабочих клубов. Рабочие клубы Мельникова по композиции представляют собой целостные объёмы, формы и пропорции которых диктуются функциями помещений. В творчестве братьев Весниных красота здания также достигается гармонией объёмно-пространственной композиции, в которой взаимосвязь частей здания определяется их назначением.

Для эстетики архитектуры конструктивизма (функционализма) характерны: свободна я компоновка объёмов зданий согласно их назначению; стремление к простоте форм здания (кубу, цилиндру шару), их геометризму (архитектура прямого угла); антидекоративизм («орнамент — это преступление»); преобладание машинного техницизма.

1. Проект. Арх. и. Леонидов
2. Клуб им. И. Русакова. Арх. К. Мельников
3. Здание МОГЭС. Арх. И. Жолтовский
4. Проектные рисунки. Арх. Я. Чернихов

Задачи улучшения жизни простых людей и придания архитектуре социальной направленности ставились и в художественно-промышленной школе В. Гропиуса БАУХАУЗ в Германии.

Сходные идеи — «Одинаковое жилище — одинаковым людям» — выдвигались во Франции Ле Корбюзье. Главным в создании городской среды ему представлялась правильная организация взаимоотношений между жизнью и трудом. Им разработана идея деления города на зоны для различных сфер деятельности: для работы в учреждениях и на заводах, для учёбы, отдыха и т. д.

1. Небоскрёб в Нью-Йорке. Арх. Мис ван дер Роэ
2. «Жилая единица». Проект. Арх. Ле Корбюзье
3. Музей дизайна. Лондон
4. Фасад Каса Мила. Барселона. Арх. А. Гауды
5. Собор Саграда Фамилиа. Фрагмент. Арх. А. Гауды

Отрицание прошлого опыта часто происходит воинственно и с перехлёстом. И то, что у конструктивистов было заманчивой идеей, в практике их последователей часто превращалось в дегуманизацию архитектуры: в серийную застройку безликих кварталов, подавляющих человека. Но человек неповторим. Равенство житейских возможностей не есть одинаковость. Как до того искусство модерна абсолютизировало изысканность и усложнённость форм, так конструктивисты преувеличивали всемогущество рациональных расчётов и техники в надежде на переустройство мира. Вслед за известным советским архитектором Я. Черниховым можно сказать, что «рациональность, конструктивность и целесообразность — понятия в высшей степени необходимые, но замена ими понятия красоты — невозможна».

В произведениях Ле Корбюзье, Райта, Гpoпuyca, Мис ван дер Роэ и другых ярко воплотились принципи конструктивизма (функционализма):

  • здания, стоящие на столбах;
  • фасады, не несущие нагрузки и прикреплённые к каркасу здания;
  • свободная планировка внутри конструкции;
  • окна-«ленты», опоясывающие стены, и др.

В произведеныях Гауди, Шехтеля и других мастеров модерна мы также видим отрицание канонов прошлого, но не с позиции эстетики «прямого угла», а исходя из принципов плавности, декоративности и скульптурности форм, когда богатство фантазии главенствует над простотой логики

1. «Дом над водопадом». Арх. Ф. Райт
2. Аэропорт Кеннеди. Арх. Э. Сааринен
3. Фасад дворца Конгрессов. Париж. Арх. К. де Портзампарк
4. Церковь в Роншане. Франция. Арх. Ле Корбюзье

Каждый новый стиль воплощает на более высоком уровне архитектурного сознания и строительной техники главенство прекрасного или функционального.

Современный стиль хай-тек — демонстрация возможностей сверхтехнологий и воспевание техницизма, берущего начало в идеях конструктивизма. А историзм, или неомодернизм, — своеобразное воплощение эстетических идей прошлого в современных формах

Глядя на развитие архитектуры XX—XXI вв., можно проследить определённую закономерность: поочерёдную смену течений, отдающих предпочтение то идеям красоты, то идеям целесообразности. Эти идеалы проступают в обли-чии то экспрессионизма или структурализма, то историзма или хай-тека. За новизной названий этих течений мы обнаруживаем воплощение знакомых нам художественных устремлений модерна или конструктивизма. Конечно, на каждой новой ступени развития зодчества эти идеи получают новое прочтение, обогащаются поисками неизвестных доселе творческих и технологических возможностей.

1. Вестминстерский дворец и Биг-Бен (башня Елизаветы). Лондон
2. Кинотеатр «Ударник». Москва. Арх. Б. Иофан

Только время убеждает нас в истинности поисков и находок зодчих, оставляя в людской памяти и в живой ткани города действительно значимое и важное. Город — одновременное существование разных стилей. Современные дома соседствуют со зданиями предшествующих эпох. Архитектурный образ города возникает из художественных наслоений, смешения разных стилей. Один и тот же город меняет свой облик с течением времени, сохраняя при этом что-то неизменное, идущее из дня вчерашнего в день завтрашний. Узнавать — это значит узнавать в лицо Рим и Москву, Париж и Петербург, значит уметь читать визитные карточки великих городов мира.

Мы видим, что ни одно архитектурное течение не заканчивает историю зодчества, а, наоборот, подталкивает к новым поискам и находкам в стремительном и бесконечном изменении языка архитектурных форм. Как сказал немецкий архитектор В. Гропиус: «Архитектура не заканчивается, она лишь непрерывно изменяется».

Понимание современной архитектуры
и фантазия в работах учащихся

Задания

Образ современного города и архитектурного стиля будущего.

  1. Постарайтесь увидеть различия и взаимопроникновение стилей современной архитектуры и зодчества прошлого. Создайте свободный по композиции коллаж (изобразительный или фотографический), передающий образ современного города.
  2. Сделайте графическую фантазийную зарисовку города будущего, используя экспериментальные идеи современных архитекторов (город с переплетением оригинальных транспортных артерий; экологический город; город в космосе или под водой и т. д.).
  3. Создайте графическую «визитную карточку» одной из столиц мира, нарисовав (или вырезав из чёрной бумаги) силуэт наиболее известного сооружения этого города.

Полнее познакомиться с архитектурой XX в. в разных регионах России и в мире можно на сайтах: «Современная архитектура и фасады», «Онлайн энциклопедия «Кругосвет» и др. Компьютер может вам помочь выполнить задания № 1 и 3.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru