Учебник по ИЗО для 7 класса

Изобразительное искусство

       

Город, микрорайон, улица

Мир растёт вместе с тобой. Сперва это двор, песочница, куличики, потом детский сад, школа, улица. А потом и весь город с его площадями, театрами и парками, мостами и стадионами, старинными дворцами и выросшими на твоих глазах небоскрёбами становится твоим. Развитие города можно сравнить с развитием человека.

У города тоже бывает своё детство. Он раскидывается на холмах и постепенно становится всё более зрелым, превращаясь из небольшого поселения в огромный город с великолепными зданиями.

Город — это живой, постоянно развивающийся и обновляющийся организм... Бывают города-«младенцы» — новостройки, создающиеся на совершенно новом месте. Но так бывает редко. Гораздо чаще современный город предстаёт как одновременное существование прошлого и настоящего. В нём смешиваются разные стили — от давно ушедших в прошлое до самых современных, почти фантастических.

Развитие такого города требует высокого мастерства архитекторов и бережного отношения к нему, как к живой ткани. Не каждая новостройка лучше старины, какой бы дряхлой она ни казалась. Нельзя строить, не осознав неповторимость бесценной красоты веков! И это дело не только архитекторов. Это наш город, и нам не должно быть безразлично, как он выглядит.

Облик города рождается, например, в старинных заснеженных уголках Смоленска и в новых районах Челябинска.

Мы уже говорили, что в создании городской среды дороги не менее важны, чем здания. Они, как скелет, каркас городского пространства, тело которого составляют дома, как бы крепящиеся на этом каркасе. Улицы и площади организуют пространство города, связывая его части в единое целое. Определяя возможность передвижения людей, улицы формируют вид и масштабы самого города.

До рубежа XIX—XX вв. даже мировые столицы были компактные и небольшие, и горожане передвигались по городу пешком или на лошадях. Расширение городского пространства и необходимость быстрого передвижения в нём вызвало появление автомобилей, трамваев, автобусов, метро. Это революционно изменило облик города, его планировку и структуру.

С увеличением числа жителей всё острее стала ощущаться нехватка территории. Поэтому в XX в. города начинают расти не только вширь, но и ввысь. Это становится возможным благодаря развитию строительной техники, появлению новых материалов (железобетона и др.), а также скоростных лифтов, эскалаторов.

Усложнение жизни вело к усложнению и членению городского пространства. Города-гиганты, полностью исчерпав свободную для застройки землю, стали расширяться за счёт окраин. В одних районах сосредотачивалась промышленность, различные учреждения, другие районы — жилые — отводились для жизни и отдыха. Вокруг мегаполисов возникли города-спутники.

Если взглянуть на город сверху, он предстанет нам в виде пятен различных очертаний. Но всё композиционное многообразие этих пятен — городской планировки — можно свести к трём основным типам: регулярной, или прямоугольной; радиально-кольцевой; нерегулярной, или свободной. Вглядываясь в город сверху, мы увидим его «анатомию» — структуру городского пространства, состоящую из районов, кварталов, площадей, парково-лесных зон.

Основные типы планировки города:

регулярная, или прямоугольная

радиально-кольцевая

нерегулярная, или свободная

Создание структуры города — важнейшая архитектурная задача. Её конечная цель — создать условия для гармоничной жизни горожан, их труда, быта и отдыха. Архитектура решает, как жить людям. Разрабатывая планировку города, зодчие пришли к выводу, что город должен состоять из отдельных частей — зон, предназначенных для работы, жилья, отдыха и движения. Существует множество вариантов деления и соединения этих зон.

Структура современного города планируется в чертежах и макетах архитекторов, например:

    а) планировка микрорайона братьев Весниных в рациональном духе конструктивизма;

    б) реконструкция зоны Москвы-реки в исторически сложившемся центре города

В любом городе практически всегда можно обнаружить и выделить ЦЕНТР, или деловой район, и ПЕРИФЕРИЙНЫЕ РАЙОНЫ, или окраину. Ещё может существовать СРЕДИННАЯ ЗОНА.

ЦЕНТР — особое место, как говорил Ле Корбюзье, «сердце города». Каждый город, у которого есть хоть какая-то история, имеет своё лицо, свою непередаваемую атмосферу. Эта неповторимость города, его дух присутствует в каждом уголке, дворике, на окраинной улице, но в центре города он ощутим более всего.

Исторический центр города

В маленьких городках и мировых столицах свои особенности в планировке и силуэте, свои знаменитые места и свои архитектурные символы, отличающие их красоту и своеобразие.

Деловой центр города

Каждый район, в свою очередь, делится на более мелкие части — кварталы, микрорайоны. Кварталы — это территории, застроенные зданиями и отделённые друг от друга улицами. В зависимости от того, какие здания преобладают в квартале, они могут быть торговыми и жилыми, банковскими и развлекательными, промышленными и спортивными. Несколько связанных между собой кварталов создают микрорайоны — маленькие относительно самостоятельные части города, в которых существует всё необходимое для повседневной жизни людей: магазины, школы, кафе и т. д.

Архитектурные силуэты как символы городов

Однако горожанин не может замкнуться в пространстве своего микрорайона. Вокзалы и аэродромы, музеи и парки, академии и театры принадлежат всем, а не какому-нибудь одному району, микрорайону или кварталу.

Первым примером города, в котором реализовались принципы деления на функциональные микрорайоны, стал проект Большого Хельсинки финского архитектора Э. Сааринена.

Город — единый организм, объединяющий множеством разнообразных связей (транспортом, электро- и теплосетями, телефоном и телекоммуникациями и пр.) отдельные районы. Всё это обеспечивает жизнь города и составляет важнейшую часть его генерального плана.

Жизнь в городе имеет не только плюсы (концентрация экономической, культурной, политической жизни), но и минусы (загрязнённость воздуха, утомляющие шумы, переизбыток транспорта). Поэтому структура современного города вбирает в себя пригород с его зелёными массивами. В идеале жизнь горожанина — это сочетание технических и бытовых удобств с живительной свежестью и чистотой природы. Архитекторы всегда искали решение этой проблемы в двух разных направлениях: природа в городе или город в природе.

«Город в природе» видится архитекторам как жилой комплекс, растворённый в зелёном массиве, или как отдельные здания, свободно расположенные в природном ландшафте, связанные воедино нитями дорог.

     

Конечно, спланировать город — труднейшая задача даже для архитекторов. Но представить себе в макете облик небольшого городского пространства — сквера возле станции метро, площади с фонтаном или школьного двора — вы можете, чтобы яснее осознать, как вам удобнее и интереснее жить в городе. В этой работе проявятся приобретённые вами ранее композиционные знания и любовь к своему городу. Любите его, и он полюбит вас!

«Природа в городе» — это может быть бульвар или сад с водоёмом, газоны и клумбы дворов или целый микрорайон, дышащий кислородом своих «зелёных лёгких».

В учебных макетах пространство микрорайона организуется благодаря выделению доминанты (архитектурного сооружения, памятника и др.) в сочетании с элементами парка, сквера, двора и т. д. В работе можно использовать природные материалы.

Пример коллажного проекта «новое здание в сложившейся архитектурной среде». (Здание нарисовано и вклеено в фото).

Для создания фантазийного силуэта города используются его наиболее известные архитектурные сооружения.

Задания

Композиционная организация городского пространства

  1. Создайте макетную или графическую схему («карту») организации городского пространства, используя один из видов планировки: прямоугольную (регулярную), радиально-кольцевую или свободную. При помощи полосок бумаги, приклеенных ребром, можно обозначить улицы и кварталы, подчинив всё своему композиционному замыслу.

  1. Создайте проект органичного расположения современного здания в исторически сложившейся городской среде. Нарисованное вами здание вклейте в фотографию архитектурного ансамбля площади или улицы, сохраняя при этом его стилевое своеобразие. Хорошо, если работа будет отражать особенности искусства того или иного народа.
  2. Сделайте макет небольшой части города, композиционно подчинив его элементы (скамейки, фонари, деревья и т. д.) какому-то главному объекту, т. е. архитектурной доминанте (кинотеатр, вход в метро, торговый павильон, скульптурный монумент, фонтан и т. д.). При создании макета используйте простейшие конструктивные формы и природные материалы.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru