Учебник по ИЗО для 7 класса

Изобразительное искусство

       

Автопортрет на каждый день

Грим и причёска в практике дизайна

Каждый человек стремится быть красивым. Для нас несравнимо важнее, как выглядим мы сами, наше лицо, нежели наш дом или одежда. Появившиеся веснушки или морщины подчас волнуют нас больше, чем проблемы мироздания.

Мерилом и идеалом красоты во все времена была женщина. Красота её лица, гармоничность и изящество пропорций её тела вдохновляли художников, покоряли сердца и древних греков, и средневековых рыцарей, покоряют и наши сердца.

Зная это, женщины испокон веков уделяют столько внимания своему гриму и причёске, стремясь скрыть свои недостатки и увеличить достоинства. Каждое утро перед зеркалом миллионы женщин становятся дизайнерами-ви-зажистами, рисуя при помощи грима свои автопортреты. Не отстаёт от них и мужская половина человечества, критически разглядывая свои причёски, приглаживая или ероша волосы.

Волшебство превращения Золушки в красавицу благодаря искусству грима и причёски предстаёт сегодня как специфическая область дизайна ВИЗАЖИСТИКА (от франц. visage — лицо). Свою родословную визажистика ведёт от древних культовых и ритуально-праздничных раскрасок, но как вид дизайна она — частица и наследница искусства грима, прежде всего сценического грима. Именно актёрский грим, используемый в театре и кино, стал средством создания облика персонажа, его образной характеристики.

Многообразен мир современного грима и косметики! Губная помада и пудра, тон для лица и тени для глаз — богатый инструментарий для создания желаемого образа как в жизни, так и на сцене.

В истории театра есть сценические зрелища, в которых грим, условный и неправдоподобный, чрезвычайно усиливает эффект воздействия на зрителя (японский театр кабуки, китайская опера, итальянский театр масок, пантомима).

Грим — многозначный язык символов.

Наследуя традиции театрального грима, бытовой грим также направлен на создание определённой образности, подчёркивающей индивидуальность лица.

Грим в сочетании с костюмом рождает единый сценический образ. Создание сценического или карнавального персонажа (его грима и костюма) — необходимый начальный опыт индивидуального проектирования.

Можно сказать, что грим и причёска — продолжение костюма. Вместе они создают единый, целостный образ, соответствующий тому, чем человек занимается (работает, отдыхает, путешествует и т. д.).

В жизни каждый из нас становится дизайнером своей внешности. Поэтому важно знать элементарную технологическую азбуку грима, в которой отражаются как специфические тайны этой «живописи» (техника наложения тона и т. п.), так и общие, уже известные нам законы композиции. Именно они определяют смысл гримирования, которое исходит из типа и пропорций лица.

Обычно считается, что лицо овальной формы наиболее красиво. Но красоту лицу придаёт прежде всего его индивидуальность. В этом смысле некрасивых лиц не бывает. В выявлении индивидуальности и состоит деятельность художни-ка-дизайнера. При помощи макияжа, маникюра, работы с причёской, бровями и ресницами он создаёт определённый облик-стиль, решает композиционные и образно-стилевые задачи визажной порт-ретистики. Причём каждая эпоха рождает свой стиль и моду.

Создание запоминающегося внешнего облика заключается в том, чтобы найти и раскрыть неповторимость и оригинальность лица вне зависимости от его формы или цвета волос. Искусство в том, чтобы то, что казалось недостатком, стало эффектным и выразительным благодаря причёске, манере держаться, одеваться.

На практике для этого нужны композиционные и технологические знания в этой сфере дизайна.

Азбука грима и причёски осваивается в практических упражнениях, в том числе на компьютере. Найденный облик может быть запечатлён также в рисунке или на фотографии. На этих фотографиях видно, как меняется одно и то же лицо в зависимости от различного макияжа и причёски.

Различаются примерно пять типов лица: овальное, «треугольное», угловатое, продолговатое, круглое. И везде возникают свои специфические задачи: где визуально сузить или расширить переносье, углубить или увеличить глаза, уменьшить высоту лба или скрыть округлость щёк и т. д.

Визажистика не менее, чем искусство одежды, подвержена веяниям моды. Мы говорили о том, что мода может быть антихудожественной и формировать ложные эстетические потребности. Татуаж, боди-арт, пирсинг, причёски «крэзи» — всё это может нравиться или не нравиться, но это существует как попытка любой ценой выделиться в толпе.

Современная мода требует проявления художественного чутья и такта во всех элементах внешнего облика — от лакировки ногтей до укладки и окраски волос, чтобы не перейти невидимую и тонкую грань, отделяющую красоту и оригинальность от безвкусицы и кича.

Внешний облик важен для каждого из нас. Он формирует восприятие человека окружающими, определяет изначальное отношение к нему. Создаваемый самостоятельно или при помощи специалис-тов-дизайнеров образ — имидж особенно значителен в общественной жизни для публичного человека (политика, актёра и т. п.). В этом случае проектирование облика (имиджмейкерство) выходит за рамки искусства грима. Многообразными средствами дизайна, рекламы, информации имиджу целенаправленно придаётся определённый характер для его массового восприятия. Совсем не редкость, когда имидж не совпадает с реальными чертами человека, потому что он скорее его «грим», «маска», чем настоящее лицо.

Поиск своего стиля, своего имиджа в при чёске, макияже, в аксессуарах (ленточках, цепочках и др.) требует художественного вкуса, а не бездумного подражания моде. Хороший макияж — это не кричащая аляповатость, а грим, незаметно подчёркивающий достоинства вашего лица и привлекающий к себе естественностью, а не «килограммами» краски.

Но главный «гримёр» нашего лица — жизнь. На лице отражаются не только прожитые годы, страдания, волнения, но и определённая эпоха. Как не похожи выражением лиц люди ушедших эпох и наши современники!

Понятие красоты исторично. У каждой эпохи свои каноны и идеалы прекрасного. Это же относится и к пониманию красоты человеческого лица.

Красота ведь не только в миловидности и гармонии черт. Но прежде всего в выразительности лица. В мимолётной и стремительной смене выражений. Добрые мысли делают лицо красивым изнутри, в нём проступает свет души. Красота в благородстве и мудрости мужского лица, доброте и лукавстве женского взгляда, улыбке, так меняющей всё на свете.

Хороши, конечно, лица на глянцевых обложках, но лица любимых людей лучше!

Детские работы, представленные здесь, показывают многообразие творческих возможностей при выполнении заданий по этой теме.

Грим в сочетании с костюмом создаёт единый сценический образ.

Задания

Изменение образа средствами внешней выразительности.

  1. Подберите варианты причёски и грима для создания различных образов одного и того же лица. Задание можно выполнить в виде рисунка или в виде коллажа на собственной фотографии или на компьютере.

  1. а) Выполните упражнения по освоению навыков макияжа. В процессе работы постарайтесь овладеть начальной грамотой практического гримирования. Цель — решить композиционные задачи: «сузить» щёки, «вытянуть» лоб и др.

    б) Создайте средствами грима образ сценического или карнавального персонажа (выполняется в связке с предыдущими заданиями по костюму).

О причёсках, гриме, макияже посмотрите сайты в Интернете.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru