Учебник по ИЗО для 7 класса

Изобразительное искусство

       

Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!»

Перед нами лист бумаги. Пустое белое пространство, где ничего нет, где ничего не происходит — изобразительное бездействие. Для того чтобы начался «диалог», «разговор» между чем-то и чем-то, должна появиться сила, спорящая с безмолвием белого поля.

Этой силой может стать любое изображение — пятно или росчерк, прямоугольник или точка на белом поле. С их появлением и возникает диалог, даже конфликт, противостояние. Он рождается контрастом между чёрным и белым.

Если изображения — прямоугольники, пятна, линии — расположены на листе бумаги случайно, мы невольно стремимся преодолеть эту случайность и хаотичность. Художественный инстинкт, заложенный в каждом из нас, требует преодоления хаоса, его упорядочения, создания совершенного порядка — гармонии. Достижение гармоничного расположения элементов по отношению друг к другу и их уравновешенность в целом и составляет суть КОМПОЗИЦИИ.

Суметь уравновесить массы белого и чёрного значит решить важнейшую композиционную задачу. Существуют ли законы гармонии и правила построения композиций? И да и нет. С одной стороны, существуют точные расчёты, математически сформулированные в теории архитектурной композиции и применяемые в строительстве. С другой стороны, художники следуют не своду расчётов и законов, а собственной интуиции.

Пример поиска композиционной гармонии масс чёрного и белого

На рис. 1 чёрный прямоугольник явно меньше белого поля. Для достижения баланса нужно увеличить массу чёрного

На рис. 2 видно, что чёрное преобладает над белым и только на рис. 3 найдено некое равновесие масс чёрного и белого

Древние рассматривали мир как хаос. И главной задачей художника видели внесение в него порядка. Даже если на белом поле один прямоугольник, то человек, стремясь к равновесию чёрного и белого, интуитивно располагает его в центре листа. Центровая композиция — один из типов симметричного композиционного построения изображения.

Симметрия

Приведённые ниже примеры объединяет то, что равновесие масс в них достигается как бы зеркальным отражением одной части другою. Такой способ гармонии, когда изображение слева подобно изображению справа и как бы разделено по вертикали, горизонтали или по какой-либо другой оси, называется симметрией, а сама композиция — симметричной.

достижение гармонии по принципу симметрии

Казалось бы, в этих композициях, где чёрное пополам с белым или их строго выверенное чередование, — наибольшая гармония. Действительно, симметрия как бы уничтожает, снимает зрительное раздражение диспропорцией чёрного и белого и создаёт гармонию. Но какой ценой? Ценой исчезновения изобразительного конфликта. Композиции превращаются в орнамент. В них нет первостепенного и второстепенного, все элементы равнозначны. В результате возникает удручающее однообразие и композиционная монотонность.

Симметрия — это гармония, базирующаяся на математическом чувстве человека. Художественное чувство гармонии в человеке тесно связано с математическим чувством. Однако понятие художественного в гармонии шире её математической составляющей. Интуитивно-чувственное понимание гармонии заложено в природе человека и ведёт его к достижению прекрасного.

Симметричная и асимметричная композиции в природе и архитектуре

Асимметрия и динамическое равновесие

Достичь гармонии можно и исходя из композиционных принципов асимметрии. Баланс форм возникает благодаря введению дополнительного элемента (например, еще одного чёрного прямоугольника в противовес первому). Их взаимное расположение создаёт динамическое равновесие.

На рис. 1 чёрный прямоугольник расположен не по центру белого поля, отчего возникает раздражающее ощущение дисбаланса белого и чёрного, которое может быть преодолено добавлением второго прямоугольника.

Исходя из положения заданного прямоугольника, определяется место расположения второго прямоугольника (рис. 2). Оно будет там, где вы ощущаете наибольшую пустоту, «дыру» в белом пространстве.

Затем ищутся такие размеры второго прямоугольника, чтобы достичь наибольшего равновесия масс чёрного и белого. на рис. 3 он мал, на рис. 4 — явно велик. И лишь на рис. 5 достигнуто ощущение зрительного равновесия

В этих упражнениях решается задача достижения баланса масс в асимметричной композиции.

Если в симметричной композиции баланс и порядок элементов абсолютны, то в асимметричной они относительны. Зато в асимметричной композиции достижение гармонии не исключает композиционного напряжения и изобразительного конфликта.

Как бы удачно вы ни расположили второй прямоугольник, у вас может всё-таки остаться ощущение неуравновешенности белого и чёрного. Их большей сбалансированности можно достичь введением ещё одного элемента (а может быть, и не одного).

В первых ваших работах прямоугольники не должны соприкасаться с краями поля или другими прямоугольниками (тем более накладываться на них).

В композиции из трёх и более элементов также необходимо добиваться цельности и сбалансированности масс

 

Композиция, в которой стороны расположены параллельно краям поля, называется фронтальной прямоугольников

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru