Учебник по ИЗО для 7 класса

Изобразительное искусство

       

Движение и статика. Ритм

Даже простейшие сочетания прямоугольников дают основу для понимания изобразительной выразительности и движения в композиции. Что можно сказать про прямоугольник, расположенный на белом поле листа? Казалось бы, лежит себе и лежит. Но если сравним рис. 1 и рис. 2, то увидим, что первый рисунок выглядит статично и менее интересно, а второй выразительнее, динамичнее. Здесь прямоугольник благодаря своему расположению рождает ощущение движения. Вводя в композицию дополнительные элементы, мы можем подчеркнуть это движение, усилить его (рис. 3) или, наоборот, остановить (рис. 4).

Увеличение количества композиционных элементов даёт возможность в большей степени достичь гармонии и выразительности.

Композиции, в которых прямоугольники расположены под углом к краю поля и как бы уходят в глубину пространства, называются глубинными

  1. Нет баланса масс чёрного и белого; одинаковая форма прямоугольников и расстояний между ними рождает монотонность композиции; композиция элементов должна быть асимметрична;
  2. Не следует смешивать фронтальную и глубинную композиции; отсутствие цельности композиции приводит к тому, что элементы существуют как бы сами по себе, «разваливаются»

Различия прямоугольников по длине, толщине создают разность планов, рождают изобразительное многоголосие. Разнообразие элементов, конечно, важно, но главное в искусстве композиции — достижение единства и цельности составляющих её элементов, в своей гармонии рождающих образ.

В этой работе чётко прослеживается разность планов: первый план — главный элемент, доминанта (А), второй план (В) и третий план — мелкие элементы (С). Сочетание разных планов придаёт композиции цельность.

Добавлением новых элементов можно замкнуть движение в пространстве листа или как бы разомкнуть рамки поля, открыть его. Первую композицию можно определить как замкнутую, закрытую, а вторую — как открытую, или разомкнутую

Не менее чем форма композиционных элементов, важен характер их расположения. Гармония достигается не только балансом чёрно-белых масс. Например, на рис. 5 белого явно больше, но чередование сгущенности пятен и их разреженности создаёт ощущение зрительной гармонии. За счёт чего? Дело в том, что композиция состоит не только из изобразительных элементов, но и из пространства между ними.

Разреженность пространства, «воздух» между элементами не мёртвая пустота, а особая форма изобразительного действия. Это можно сравнить с музыкой, где пауза — её естественная составляющая. Музыка — это не беспрерывное звучание, а звук и тишина. Так и изобразительная композиция состоит из изображений и свободных пространств, воспринимаемых как паузы. Пауза — полноправный элемент композиции. Чередование изобразительных элементов и свободных пространств, их частота, сгущённость и разрежённость — это РИТМ. На ритм также влияет степень яркости и насыщенности элементов композиции и, как мы говорили, их форма.

Ритм и зрительное равновесие в композиции

Сгущённость и разрежённость элементов рождают ритм композиции

В работах многих художников нет изображения реальных предметов, но они интересны нам выразительностью своей композиции, которая может состоять из простых прямоугольников и линий

Композиция. К. Малевич

В предлагаемых заданиях вы будете шаг за шагом развивать заложенное в вас чувство композиции. Приобретя навыки организации пространства, вы сможете перейти от композиций с одним прямоугольником к более сложным творческим работам (из пяти и более элементов).

В них можно использовать не только прямоугольники, но и круги, точки, треугольники, накладывая, соединяя их друг с другом, добиваясь выразительного ритма.

Работы могут выполняться в технике коллажа на бумаге или на компьютере.

Задания

Зрительное равновесие масс в композиции.

  1. Найдите такие размеры чёрного прямоугольника, разместив его в центре белого листа, чтобы была достигнута композиционная уравновешенность белого и чёрного (эту задачу лучше решить путём уменьшения размеров чёрного прямоугольника, размеры фона при этом неизменны). Наибольшее равновесие масс достигается, когда форма прямоугольника подобна форме фона. Наилучший вариант композиции зафиксируйте (склейте).

Динамическое равновесие в композиции.

  1. К уже заданному по размеру и местоположению чёрному прямоугольнику добавьте второй такого размера, чтобы достичь композиционного равновесия. Задача усилить или остановить движение масс. Создайте: а) фронтальную композицию; б) глубинную композицию.
  2. Создайте из трёх, пяти и более разновеликих прямоугольников: а) фронтальную композицию; б) глубинную композицию. Многофигурные композиции должны быть ритмически организованы, а их элементы разнообразны по размерам и расположению (например, они могут пересекаться, накладываться друг на друга и т. д.). Работы можно выполнять как на белом, так и на чёрном фоне.

Гармония сгущённости и разрежённости форм.

  1. Добейтесь зрительной гармонии путём сгущённости или разрежённости кругов и точек при условии их динамического равновесия в композиции (круги, точки можно аккуратно нарисовать фломастером или вырезать из чёрной бумаги).

Рекомендации. Первые задания можно выполнять при помощи ножниц. Затем пользуйтесь ножиком-резаком и металлической линейкой. Упражнения выполняются на бумаге форматом не больше 1/4 листа формата А-4. Все практические задания в этой главе могут быть выполнены также на компьютере при помощи программ Microsoft Office Word, Paint.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru