Учебник по ИЗО для 8 класса

Изобразительное искусство

       

Спектакль: от замысла к воплощению

Итак, замысел режиссёра, его видение пьесы совместно с единомышленниками — актёрами, художником, композитором, техническими службами и цехами — начинают обретать театральную плоть. Вместо эскизов и макетов рабочие сцены — монтировщики — выносят на сцену созданные цехами декорации, актёры переходят от репетиций в условном оформлении (в выгородке) к работе на сцене. И если прежде они репетировали лишь отдельные сцены, то сейчас весь спектакль идёт, прогоняется от начала до конца — это так называемый прогон. Закрепляется рисунок роли, уточняются мизансцены, примеряются сшитые костюмы, ищется точный грим, ставится освещение, выверяются фонограмма и звуко-музыкальная партитура.

Вне сцены тоже кипит работа: готовится реклама спектакля, интервью с его создателями и т. д. И здесь снова требуется участие художника уже как дизайнера, создающего афишу, программки, буклеты и т. п.

Искусство театрального плаката и афиши относится к сфере графического дизайна. Но традиционно в русском театре это также сфера работы художника-постановщика, ответственного за всё образное решение спектакля — и на сцене, и на плакате. Образ зрелища на плакате, его яркая выразительность привлекают зрителя не меньше, чем имена актёров.

Всё это лишь предшествует главному: встрече со зрителями. Когда прозвучал третий звонок, когда зрители заполнили зал, только тогда спектакль начинает жить, только тогда рождается его невидимый диалог с залом. Это только кажется, что зрители молчат. Нет, зрители тоже творцы спектакля. Когда их дыхание смешивается с дыханием актёров на сцене и сердца бьются в унисон, только тогда можно сказать: «Спектакль родился!»

Именно эта неразрывная связь спектакля со зрителями составляет особенности его существования. Спектакль живёт только один раз: здесь и сейчас, в тот момент, когда мы его видим. Его исчезновение после закрытия занавеса неумолимо и неизбежно. Каждый последующий спектакль с этими же актёрами и в этих же декорациях не будет неизменной копией того, что был вчера. Иной будет интонация, пластика, ритм, иными в конце концов, будут зрители, и пусть чуть-чуть, но по-иному будут жить актёры на сцене.

Уникальность сценического действия — в его неповторимости. Даже снятый на плёнку спектакль не сможет заменить оригинал. Поэтому спектакль, в отличие от скульптуры или картины, не остаётся жить для потомков. Он сохраняется лишь в памяти зрителей, в опыте и легендах художественной культуры.

Спектакль — всегда чудо, всегда праздник и для его создателей, и для зрителей. А школьный, любительский театр — это особый праздник. Когда вы участвовали в проектно-сценическом практикуме «Театр — спектакль — художник», то смогли почувствовать это с наибольшей остротой.

Спектакль любительского театра больше похож на спектакль антрепризного театра, чем репертуарного. В антрепризе актёры собираются, чтобы сделать какой-то один спектакль, и играют его только до тех пор, пока он вызывает интерес у зрителей. Потом труппа расходится. Таково большинство театров в Западной Европе, в России традиционно распространён театр с постоянной труппой, который имеет в своём репертуаре несколько спектаклей.

Спектакль можно сравнить с айсбергом, когда зрителю видима лишь часть коллективной работы актёров, режиссёров, художников. Прочитанное на этих страницах, полагаем, поможет вам представить и подводную часть театрального айсберга, лучше и глубже понять, что такое спектакль.

В зависимости от вашей художественной культуры и театральной грамотности вы сможете в большей или меньшей степени понять суть зримой образности сценографии и игры актёров. От вас, ваших устремлений и вкуса, будет зависеть, чем в вашей жизни станет театр — расслабляющим развлечением или поводом для высоких размышлений и чувств, духовно-интеллек-туальным сотворчеством.

Задание

Учебно-исследовательское

  1. Проведите итоговое обсуждение исследовательских проектов и презентаций, созданных в течение четверти.
  2. Обсудите увиденный спектакль, используя приобретённые опыт и знания.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие этапы работы над спектаклем вы знаете?
  2. Почему жизнь спектакля начинается только с появлением зрителя в зале и как его присутствие может влиять на игру актёров?

Грамота поведения в обществе, помимо этикета и традиций, включает в себя элемент игрового творчества. Поэтому можно сказать, что азы актёрской культуры важны не только на сцене, но и в жизни. Преодолевать скованность и излишнюю застенчивость, владеть собой, концентрировать внимание, быть интересным для других и, что ещё важнее, быть самим собой помогает практика игровой культуры. Чуть-чуть мы коснулись этой темы, но подробно её невозможно раскрыть на уроках изобразительного искусства.

Актёрское творчество заложено в человеческой природе, и очень важно дать ему выход не только в жизненных обстоятельствах, но прежде всего на театральных подмостках или перед объективом камеры. Опыт школьной сцены помогает избавиться от необоснованных иллюзий о своём актёрском даре. Поиграв на сцене, поймёшь, что в жизни не надо играть!

В юности всегда хочется кому-то подражать, в особенности звёздам эстрады или экрана. Однако никакая телефабрика звёзд не поможет стать интересным в глазах других. Потому что главное, как всегда, — найти свой голос, свою самобытность и единственность, быть самим собой. Быть, а не казаться!

Театр не имеет границ. Он везде: на сцене домашнего и школьного театра, на карнавале, ёлке, Масленице! Надо уметь веселиться самим, а не ждать, чтобы тебя развлекали. Никто и ничто не поможет человеку, которому скучно и неинтересно самому с собой.

Задание

Творческое

Проектно-сценический практикум «Театр — спектакль — художник»

Презентация в театрализованно-выставочной форме результатов работы режис сёров, актёров и художников, которая была проделана в рамках проекта «Театр -спектакль — художник».

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru