Учебник по ИЗО для 8 класса

Изобразительное искусство

       

Вещь: свет и фактура

Во все времена художников интересовала магия света. На полотнах Рембрандта и Вермеера, Куинджи и Коровина мы видим, как светом выделяется главное, как свет подчёркивает объём и цвет вещей, а главное, создаёт особое настроение и атмосферу. В фотографии роль света ещё более значительна. Свет не только технологически, но и изобразительно рождает фотографию. Благодаря ему выявляется форма здания, человеческого тела, любой вещи и их взаимосвязь с пространством.

Рембрандт. Портрет Саскии. Фрагмент;
В. Д. Поленов. У постели больной. Фрагмент;
К. А. Коровин. Цветы и фрукты

От того, как направлен свет и какой он, зависит характер и даже смысл того, что запечатлено на снимке. Но во сто крат больше от света зависит образность, выразительность и красота изображённого. Свет придаёт ясность или загадочность, поэтичность или жёсткость. Свет — средство художественной выразительности, превращающее фотографию в искусство светописи.

Есть много общего в живописном и фотографическом натюрморте. Но операторское вйдение вещи, окружающих предметов через фотообъектив отличается от взора на них живописца. Фотоглаз по-особенному приближает нас к объекту: становится видимой пористость кожуры апельсина, фактура старого пня, каждая крупица или капелька.

Конечно, и кисть живописца передаёт красоту и необычность материалов, но в фотографии фактура вещи на крупном плане производит особо сильное впечатление. Преломление света в стекле, его отражение в воде или в складках ткани превращают в запоминающееся зрелище саму фактуру и материал вещи.

Излюбленным мотивом фотохудожников стала эффектная игра света на гранях стеклянной посуды, усиленная бликами воды.

При съёмке натюрморта решаются те же художественные задачи, что в рисунке и живописи: светотоновые, колористические, но прежде всего композиционные, и здесь важнейшую роль играет свет. Помимо выделения фактуры и формы, свет и тени композиционно организуют натюрморт, ставят акцент на главном, делают цельным и единым всё его пространство.

Свет в фотонатюрморте — средство композиционной акцентировки и спецэффекта. Он акцентирует внимание зрителя и при помощи светотоновых контрастов ведёт взгляд зрителя по снимку, в этих работах найдены интересные композиционные и цветосветовые решения.

А это пример композиционного несоответствия величины объекта и пространства, в которое он заключён.

На рисунках — варианты более удачных композиций, где есть воздух и глубина пространства.

Вначале фотография, как и кинематограф, была чёрно-белой. Чёрно-белая фотография подобна графике. Порой кажется, что чёрно-белое изображение беднее и менее выразительно, чем цветное, но это не так. Опыт искусства свидетельствует: живопись не отменяет графику. У чёрно-белого изображения свой язык, своя поэтика.

Цвет в живописи и цвет в фотографии различен по своей природе. Живописец — автор и создатель цветового строя своей картины, а фотограф в большинстве случаев — заложник цвета снимаемой им натуры. В живописи цвет — сочинённый, а в фотографии — копийный, повторяет природный цвет.

Иное дело свет. Он более творческий элемент фотографии, потому что в большей мере зависит от фотооператора. Поэтому чёрно-белое решение снимка может быть даже интереснее и выразительнее, чем цветное. Во всяком случае, это различные языки, на которых сегодня говорит фотография.

Обратите внимание, как меняется восприятие изображения в зависимости от его цветотонового или графического решения.

Задание

Учебно-исследовательское

  1. Сделайте сравнительный анализ роли света в фотографии и живописи при изображении предмета.
  2. Определите достоинства и возможности фотоглаза, а также рассмотрите художественно-выразительную светопись в фотонатюрмортах мастеров советской школы фотографии.

Вопросы для самопроверки

  1. Почему фотография может рассматриваться как искусство светописи?
  2. Чем различаются натюрморт в живописи и фотографии?
  3. В чём изобразительная специфика видения предмета, запечатлённого на фотографии?
  4. Почему чёрно-белое изображение может быть не менее выразительным, чем цветное?

На примере работ, сделанных учащимися, видно, какой выразительности и образности можно достичь при помощи света и интересной композиции, снимая даже самые простые вещи.

В этих натюрмортах удалось выявить объём, показать изысканность формы и разнообразие фактур вещей. Композиционная сбалансированность цветотоновых пятен найдена при помощи художнического видения.

Автор достиг светокомпозиционного эффекта благодаря удачно выбранной точке съёмки и ракурсу, в работе чётко выявлен композиционный центр, сразу привлекающий наше внимание. Удачно найдена крупность плана.

Задание

Творческое

Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству»

  • Съёмка серии натюрмортов с целью выявления формы и фактуры вещи при помощи выразительной композиции и разных вариантов освещения.
  • Съёмка одного и того же натюрморта с целью его операторского решения в цвете и чёрно-белом варианте.
  • Съёмка одного и того же натюрморта с целью его операторского решения при разном освещении.

В работе должен проявиться творческий подход к выбору точки съёмки, ракурса, крупности плана, выявлению композиционного центра, постановке света.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru