Учебник по ИЗО для 8 класса

Изобразительное искусство

       

Сценография — искусство и производство

Сценография — это неразрывный сплав художественного творчества и театрального производства. Сочинённое художником в эскизах, чертежах и макетах надо воплотить в реальные конструкции, станки, декорации и бутафорию. В этом сценографу приходят на помощь театральные художники-технологи и целые цеха: столярные, художественно-декорационные, кос-тюмерно-пошивочные и т. д.

Именно на художника-технолога ложится задача инженерного решения всего замысла сценографа. Например, задуман в одной из сцен фонтан, дождь или пожар. Как, какими техническими средствами воплотить это на сцене — задача художника-технолога (он же руководит деятельностью всех цехов). Создание спектакля в современном театре — настоящее производство, осуществляющееся в определённые сроки (по графику) и часто требующее большого финансирования.

Световое и звуковое оборудование, движущаяся и меняющаяся сцена (с пневматическим устройством), проекционная и лазерная аппаратура на основе компьютерных технологий требуют хорошо подготовленных специалистов. Сегодня театру нужны художники по свету и звукорежиссёры, музыкальные оформители и дизайнеры разных специальностей.

Глядя на грандиозность всевозможных представлений, шоу, понимаешь, какое большое место занимают техника и современные технологии в создании визуального облика этих зрелищ.

В театре, помимо художника-постановщика (сценографа) и художника-технолога, работают художник по свету, художник по костюмам, целые производственные цеха, создающие оформление спектакля. Это художественно-декорационный цех, который расписывает декорации, столярно-сварочный цех, который изготовляет из металла, пластика, дерева эти самые декорации (станки, ширмы, мебель), бутафорский и реквизиторский цеха, пошивочно-костюмерный цех, которые шьют и хранят костюмы, мягкие декорации. Есть даже такие специальные производства, как пастижорное, где изготавливают парики, или шорное, где делают театральную обувь.

Театральное освещение бывает внутри сценической коробки и в зале, которое к решится сбоку, на ложах (выносной софит), и сзади. Внизу на авансцене расположена рампа — освещение актёров снизу. Самый важный, т. е. художественный, свет находится внутри сцены. Он высвечивает лица и определённую часть сцены: так в театре обеспечивается кадрирование. По аналогии с кино этот свет высвечивает крупный и средний планы. Кроме того, свет обеспечивает монтаж, т. е. соединение отдельных сцен или фрагментов в восприятии зрителя. Общий свет из зала — это заливка. Он работает на общем плане и невыразителен.

В школьных условиях можно высвечивать друг друга фонариками.

Задание

Учебно-исследовательское

Создайте аналитическую работу (индивидуально или коллективно) на тему «Панорама художнических профессий в современных театрально-эстрадных зрелищах и шоу». Покажите разнообразие работы художника с новыми технологиями, а также раскройте производственно-технологическую сторону работы художника в театре.

Вопросы для самопроверки

  1. Как и с кем работает в театре художник-сценограф? Какие вам известны театральные цеха и что они делают?
  2. В чём главные задачи и смысл деятельности художника-технолога?
  3. Какие вы знаете художественные профессии, представители которых участвуют в создании визуального облика спектаклей, концертов и шоу?

Если оформление любого зрелища основано на искусстве художника, то любое действие, происходящее на сцене (в спектакле, шоу или концерте), зиждется на фундаменте актёрского мастерства. Его важнейшая часть — искусство общения. На сцене актёры общаются друг с другом, с залом, и в этом общении они должны быть естественными и правдивыми, иначе зритель не поверит им.

Естественность поведения и общения — достаточно сложная актёрская задача. Поэтому в театральных школах словесному общению предшествует обучение общению партнёров в условиях молчания, когда оно естественно и диктуется обстоятельствами (например, когда рядом спящий, во время звукозаписи или когда люди поссорились и т. п.). В этюдах на «органическое молчание» важна естественность молчания, а не подмена его каким-то разговором глухонемых. Эти этюды ещё можно назвать этюдами на «действенное слово», когда по ходу сюжета тишина прерывается одним-двумя словами, чаще всего подчёркивающими кульминацию события («Я же не нарочно, прости!», «Ну вот, разбудил!» и т. п.). Перед вами примеры подобных этюдов: «на рыбалке», «Художник», в таких упражнениях проявляется ваша художническая наблюдательность и внимание к происходящему вокруг.

Задание

Творческое

Проектно-сценический практикум
«Театр — спектакль — художник»

После создания творческих групп и выбора театральной профессии:

  • для художников: продолжение работы по созданию оформления проектируемого спектакля (в виде эскиза декораций, макета, инсталляции и др.), в котором присутствует стремление к его образно-пространственному решению;
  • для режиссёров-сценаристов: определение тем для этюдов, в которых состояние молчания — естественная ситуация для героев (например, «После ссоры», «Рядом спящий», «На рыбной ловле», «Подслушивание» и т. п.); выделение в этюде конфликта (главного события) и участие в его постановке;
  • для актёров: этюды на «органическое молчание» (участвует один или два актёра, но не более трёх). В этюде следует проявить естественность поведения и мышления, умение слушать, правдиво оценивать происходящее — быть, а не казаться (т. е. не изображать, не наигрывать).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru