|
|
Краткое изложение произведений, ЛИТЕРАТУРАПоэзия Д. С. СамойловаДавид Самойлович Самойлов (1920—1990) (настоящая фамилия — Кауфман) родился в семье военного врача Самуила Абрамовича Кауфмана. Поэт взял псевдоним в память об отце. Поступив в 1938 г. в ИФЛИ, Самойлов сблизился с М. Кульчицким, Б. Слуцким, С. Наровчатовым и другими участниками неофициального литературного объединения. Первая поэтическая публикация — стихотворение «Охота на мамонта» — состоялась в 1939 г. Поэт посвятил свое творчество военным событиям.
Будучи признан негодным к строевой службе, Самойлов в 1941 г. мобилизовался на рытье окопов. В 1942 г. поэт, окончив военное училище, попадает на передовую. Первый бой, участником которого стал Давид Самойлов, нашел свое отражение в балладе «Семен Андреич». Освобождение Польши, в котором принимал участие поэт, описано в произведении «Польских смут невольный современник. Давид Самойлович закончил войну в Берлине. Творчество Самойлова довольно обширно. Самойлову принадлежат поэтические сборники: «Ближние страны» (1958), «Второй перевал» (1963), «Дни» (1970), «Волна и камень» (1974), «Весть» (1978), «Залив» (1981), «Голоса за холмами» (1985), «Горсть» (1989). Кроме того, Самойлов занимался литературными переводами и пробовал перо в качестве комедиографа. На счету поэта есть и теоретические труды, в частности «Книга о русской рифме». Давид Самойлов умер 23 февраля 1990 г. в эстонском городе Пярну. Из детства
За окнами падает снег. И папа поет мне: «Как ныне Сбирается вещий Олег...» Я слушаю песню и плачу,
Осеннею мухой квартира
«Сплошные прощанья! С друзьями...»
Которые вдруг умирают. Сплошные прощанья! С мечтами, Которые вдруг увядают. С деревней, где окна забиты,
С поэтом, что стал пустословом.
Прощанье со старой луною,
«Стихи читаю Соколова...»
Не часто, редко, иногда. Там незаносчивое слово, В котором тайная беда. И хочется, как чару к чаре,
«Поэзия должна быть странной...»
Шальной, бессмысленной, туманной И вместе ясной, как стекло, И всем понятной, как тепло. Как ключевая влага, чистой
СороковыеПо прошествии почти двух десятилетий автор оглядывается на «роковые» фронтовые годы — время своей молодости:
Военные и фронтовые, Где извещенья похоронные И перестуки эшелонные. Автор рисует картины тыловой суеты:
Просторно. Холодно. Высоко. И погорельцы, погорельцы Кочуют с запада к востоку... Автор видит и себя:
В своей замурзанной ушанке, Где звездочка не уставная, А вырезанная из банки... Автор вглядывается в себя, молодого, но уже умудренного суровыми военными реалиями, «все на свете понимающего».
И больше нужного хромаю, И пайку надвое ломаю, И все на свете понимаю. Как это было! Как совпало —
Автор говорит о том, что в тот момент он еще не осознавал всего значения происходящего.
Свинцовые, пороховые... Война гуляет по России, А мы такие молодые! Осмысление войны в 1960-х гг.Поэт осмыслял проблемы бытия, поиска духовных ориентиров и нравственного выбора, свободы и тирании в историческом контексте. Самойлов размышлял о вопросах эстетики поэтического творчества. Самойлов никогда не переставал обращаться к военной теме. Она для него стала итогом раздумий о судьбе поколения, молодость которого пришлась на время военного лихолетья. Для поэта прошедшие годы отнюдь не помеха для осмысления войны. Напротив, временная дистанция вполне закономерна. «И это все в меня запало / И лишь потом во мне очнулось...». «Очнулось» в новом, переосмысленном значении. То, что в 1940-х гг. воспринималось автором и другими людьми почти обыденно, по прошествии времени приобретало все большую важность. Ведь это были «свинцовые», «пороховые» годы, когда люди жили и умирали во имя высокой цели — освобождения родной страны от захватчика.
Названья зимЛирический герой отождествляет свои любовные увлечения с жизненными периодами:
Одна из них звалась Наталья. И было в ней мерцанье, тайна, И холод, и голубизна. Как разные женщины встречались на жизненном пути лирического героя, так и разные зимы приходилось ему переживать.
И Марфою, и Катериной. И я порою зимней, длинной Влюблялся и сходил с ума. И были дни, как шерсть и мех,
Лиризм стихотворенияЛирическая направленность мало свойственна творчеству поэта. Он писал во времена, когда произведения, не вписывавшиеся в каноны социалистического реализма, почти невозможно было опубликовать. Лирический герой — ветреный малый, влюблявшийся в женщин и присваивавший их черты долгим зимам. С другой стороны, автор органично переплетает описание времени года с описанием возлюбленных, своих чувств к ним.
|
|
|