Учебник для 5 класса

ЛИТЕРАТУРА

       

Размышляем о стихотворении «Крестьянские дети»

  1. Вы прочитали стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». Как вы думаете, почему оно так названо? О чём оно? Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось? Принадлежит ли сам рассказчик к крестьянам? Можно ли узнать это по его поведению и речи? Приведите доказательства в пользу вашего ответа. Какие эпитеты и сравнения использует поэт, рассказывая об облике крестьянских детей? Почему глаза детей привлекли особое внимание автора и что в них он увидел?
  2. Чему «подивились» дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решили, что незнакомец «не барин»?
  3. Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах? Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы? Серьёзно или иронично пишет об этом поэт? Кто на отдыхе радовал их рассказами?
  4. В чём состоит «нарядная сторона труда» и как привлекали родители детей к труду?
  5. Прочитайте по ролям сценку встречи главного героя «в студёную зимнюю пору» с Власом.
  6. Перед мысленным взором читателя в этом стихотворении проходит много картин. Какие из них вам особенно запомнились и почему?
  7. Каким настроением пронизаны эти картины (грустным, весёлым)? Как вы думаете, правильно ли вы ответили на первый заданный вам вопрос, о чём это стихотворение? Как бы вы теперь ответили на него? Что хотел сказать автор о крестьянских детях?
  8. Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?

Обогащаем свою речь

  1. Как вы понимаете слова и словосочетания: вирши, коснулось души умиленье, милые плуты, святой доброты, грибные набеги, рубанки, синеющей лентой, вековое наследство, хлеб трудовой!
  2. Выпишите из стихотворения слова, неправильно произнесённые крестьянскими детьми, например: вдна, не засти, украдут... Как надо их произносить, поставьте правильное ударение.
  3. В прочитанных вами произведениях много слов, которые незаслуженно редко используются в современном русском языке, например изваяние, величава, родименький, удел, заповедать. Объясните смысл этих слов.

Учимся читать выразительно

Подготовьте выразительное чтение стихотворения, подчеркнув грустные и весёлые эпизоды в его содержании.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации Д. Шмаринова к стихотворению «Крестьянские дети». Помогают ли они вам лучше понять мысли и чувства поэта?

Подготовьте устный рассказ о детях, изображённых на иллюстрации.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru