Учебник для 6 класса (2 ч)

ЛИТЕРАТУРА

       

Размышляем о прочитанном

  1. В какое время и где происходят события рассказа? Что вы знаете о событиях, происходивших в России в те времена?
  2. От чьего лица ведётся повествование?
  3. Расскажите о семье Левонтия. Чем она отличалась от других семей? Прочитайте описание внешности Саньки. Согласны ли вы с автором, что «Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят»? Как рассказчик относится к нему?
  4. Прочитайте отрывок, рисующий дом дяди Левонтия. Какое впечатление этот дом оставляет у читателя?

    «Стоял он (дом) сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами — ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни».

    Какая художественная деталь даёт представление о неустроенности семьи Левонтьевых?

  1. Проследите, как менялось настроение героя рассказа после того, как он вернулся домой, и на следующий день. Как это отразилось в речи рассказчика, её интонации, в поведении героя?
  2. Из каких эпизодов мы узнаём, как герой был втянут в тяжкий обман?
  3. Можете ли вы назвать эпизод, в котором больше всего ощутимо сожаление героя о совершённом поступке?

Творческое задание

«Так интересно и весело мы провели весь день, и я совсем уж забыл про ягоды...» Расскажите об этом дне. Постарайтесь, чтобы ваш рассказ был и серьёзным, и весёлым.

Будьте внимательны к слову

  1. «Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не поспело, напластали беремя луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали. Оставили всего несколько перышек на свистульки. В обкусанные перья они пищали всю дорогу, и под музыку мы скоро пришли в лес, на каменистый увал».

    Обратите внимание на глаголы в этом отрывке. Как они характеризуют левонтьевских ребятишек? Почему писателю потребовалось так много глаголов? Подберите к ним синонимы.

  2. Детей дяди Левонтия писатель называет так: «ребятишки дяди Левонтия», «левонтьевские орлы», «братья Левонтьевы», «левонтьевская орда», «народ». Что можно сказать об отношении писателя к этим детям? Как менялось оно и почему?

Сделаем выводы

  1. Объясните, почему героя рассказа неудержимо тянуло к Левонтию. Что особенно привлекало его в этой семье?
  2. Каким вы представляете героя рассказа? Нарисуйте устно его портрет.
  3. Почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему ¦пряник конём»?
  4. Какие жизненные уроки извлёк герой из этой истории? Как с этим связаны заключительные слова рассказа: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло!.. А я всё не могу забыть бабушкиного пряника— того дивного коня с розовой гривой»?

    Эпизод — отрывок художественного произведения, обладающий относительной законченностью.

  5. Подготовьте художественный пересказ (близкий к тексту) одного из эпизодов или чтение его по ролям (на выбор).

    Фабула — последовательное изображение на основе сюжета событий в художественном произведении.

  6. Перескажите фабулу рассказа «Конь с розовой гривой», т. е. изложите последовательно события рассказа, связанные между собой.

Творческое задание

Подготовьте устный или письменный рассказ о герое, который вам особенно запомнился. Предварительно подберите цитаты и продумайте план рассказа.

Проект

Составьте небольшой словарь «сибирских» диалектизмов, местных слов, использованных в рассказе. Подумайте, почему писатель использовал их в своём произведении, а не заменил их общеупотребительной лексикой русского литературного языка.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru