Учебник для 6 класса

ЛИТЕРАТУРА

       

«Ларчик»

    Случается нередко нам
    И труд и мудрость видеть там,
    Где стоит только догадаться
    За дело просто взяться.
    ***
    К кому-то принесли от мастера Ларец.
    Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;
    Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.
    Вот входит в комнату механики мудрец.

    Взглянув на Ларчик, он сказал:
    «Ларец с секретом,
    Так; он и без замка;
    А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;
    Не смейтесь так исподтишка!
    Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:
    В механике и я чего-нибудь да стою».
    Вот за Ларец принялся он:
    Вертит его со всех сторон
    И голову свою ломает;
    То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.
    Тут, глядя на него, иной
    Качает головой;
    Те шепчутся, а те смеются меж собой.
    В ушах лишь только отдаётся:
    «Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвётся.
    Потел, потел; но наконец устал,
    От Ларчика отстал
    И, как открыть его, никак не догадался:
    А Ларчик просто открывался.

«Ларчик». Гравюра по рисунку художника А.Сапожникова. 1834г.

И. А. Крылов написал басню «Ларчик» в 1807 году. Баснописец всегда был настроен против пустого мудрствования, которое не могло быть подкреплено практическим опытом или не вытекало из традиций народа и не находило опоры в его исторической жизни. С таким же порицанием он относился и к тем, кто не умел с умом и сноровкой «за дело просто взяться», а пускался в досужие и глубокомысленные рассуждения. Этой теме он посвятил несколько басен, к числу которых относится и басня «Ларчик».

В басне «Ларчик» бросаются в глаза два рода сопоставлений: с одной стороны «мастер», который искусно сделал Ларец, а с другой — «механики мудрец», который, прослыв «мудрецом», ничего еще не сделал.

Самое главное в басне Крылова — рассказ, в котором баснописец передаёт пустые мудрствования («голову свою ломает») и ненужные действия «механики мудреца».

Смех Крылова над незадачливым героем усиливается по мере того, как «механики мудрец» случайно находит истину (Ларец «без замка»), но проходит мимо неё, не догадываясь, что Ларец не заперт (у него и замка-то нет). Он глубокомысленно полагает, будто Ларец без замка имеет какой-нибудь хитрый секрет. Однако секрет состоит в том, что никакого секрета не существует: «А Ларчик просто открывался». Крылов смеётся над «механики мудрецом»: дело заключается не только в том, что задача проста, а герой напрасно искал каких-то сложностей, но и в том, что у Ларчика нужно было поднять крышку. Таким образом, последняя фраза «А Ларчик просто открывался» имеет два значения. Первое состоит в том, что секрет Ларчика прост. В этом случае ударение должно стоять на слове «просто». Из второго следует, что Ларчик не был заперт. И тогда ударение в заключительных словах должно быть поставлено на слове «открывался». Весело смеясь, Крылов играет этими значениями, придавая басне многозначный, широкий и глубокий смысл.

Вопросы и задания

  1. Вы прочитали басни И. А. Крылова и статьи литературоведа о них. Подготовьте каждую басню для выразительного чтения или инсценирования. Одну из басен выучите наизусть.
  2. Что было причиной появления басни «Осёл и Соловей»? Над чем заставляет читателя смеяться баснописец? Чем восхищались современники? Почему особенно важно было показать в басне красоту пения Соловья и восхищение слушателей?
  3. Что хотел сказать И. А. Крылов басней «Листы и Корни»? В чём разница басен Крылова и Муравьёва? Какая точка зрения вам ближе и почему?
  4. Над чем смеётся баснописец в басне «Ларчик»? Что изменилось бы в басне от перестановки ударения (на слове «просто» или «открывался»)? Подготовьте выразительное чтение, учитывая перестановку ударения, и прокомментируйте содержание басни.
  5. Попробуйте перечислить, какие пороки человека высмеивает Крылов в баснях.
  6. Как вы понимаете слова и выражения: «зефир», «привлекать», «смиренно», «надменно», «дерзко», «случается нередко нам», «мудрость», «в глаза кидался», «исподтишка», «голову ломает», «сказывают», «велико ль подлинно твоё уменье», «являть своё искусство стал», «Аврора», «внимая Соловью», «изрядно», «неложно», «навострился»?
  7. В каких словах выражена мораль в каждой из басен? О каких жизненных ситуациях говорится в этих строках? Приведите примеры. Похожи ли эти строки на пословицы? Чем?
  8. Рассмотрите иллюстрации к басням. Как вы объясните иллюстрацию художника К. Трутовского к басне «Листы и Корни»? Почему там нет ни листов, ни корней?
  9. Кто из художников-иллюстраторов чаще других встречался вам при чтении басен?
  10. Подготовьте вечер, посвященный басням различных авторов или басням И. А. Крылова. Предварительно составьте план вечера или программу, например:
    1. Рассказы о баснописцах («литературоведы»).
    2. Конкурсное индивидуальное чтение басен с последующим рецензированием.
    3. Конкурсное инсценирование басен.
    4. Прослушивание актёрского чтения басен (аудиозаписи).
    5. Рассматривание и оценка иллюстраций к басням.
    6. Конкурс рисунков учащихся к басням («художники»).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru