Учебник для 6 класса

ЛИТЕРАТУРА

       

Иван Андреевич Крылов
1769-1844

И. А. Крылов родился в бедной дворянской семье и поэтому не получил ни домашнего, ни гимназического образования, какое обычно старались дать детям состоятельные или среднего достатка родители.

Первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову отец. Он обучил его четырём правилам арифметики. Мать приохотила сына к чтению и внимательно следила за его развитием. Крылов рос на редкость смышлёным и способным. Все биографы единодушно полагают, что умом и позже обнаруженными дарованиями Крылов пошёл в мать.

Учение давалось Крылову легко. Особенно были заметны с детства разнообразные способности мальчика. Он был исключительно музыкален; сам выучился играть на скрипке.

Родителям было не по средствам нанимать гувернёра и учителей для воспитания и образования сына. Со слов Крылова известно, что отец отдал его в учение французу-гувернёру, который преподавал язык в губернаторском доме. Иван Андреевич постигал язык вместе с детьми губернатора и другими отпрысками тверских дворян, но, по его собственным словам, «учитель был не слишком сведущ, и поэтому ученики его мало успевали».

После смерти отца заботы о воспитании и образовании сына взяла на себя мать. Ей пришлось «по бедности» отпустить старшего сына в чужой дом, в богатую и культурную семью Львовых. Там он одновременно прислуживал и проходил курс наук вместе с детьми Львовых. Мальчика взяли в качестве слуги, платой за работу была учёба.

Ученье досталось ему дорого не в одном лишь материальном, но и в нравственном смысле: он с детства узнал, как тяжело живётся бедному, лишённому связей и покровительства человеку, как трудно встать ему на ноги и обрести независимость. Крылов понимал, что ему нужно полагаться лишь на свои силы, способности, ум. Но для их развития требовались знания. Так ученье стало в глазах Крылова единственно возможным выходом из нищенского состояния. Уже в детстве в нём сложилось твёрдое убеждение, что без знаний он не выйдет из бедности.

С конца 1770-х — начала 1780-х годов Крылов всё больше и больше отдаётся самовоспитанию и самообразованию. Поначалу дело идёт трудно. Он много читает, но систематическая учёба ему ещё даётся плохо. И тут на помощь опять приходит мать. Крылов не случайно так тепло и не только за доброту вспоминал о Марии Алексеевне. Он, как ясно из воспоминаний современников, выделял в ней природный ум, который выразился прежде всего в том, что мать приучила его к постоянным занятиям и тем развила незаурядные способности сына.

О её педагогических методах до нас дошли любопытные и небезынтересные рассказы.

После смерти отца у Крыловых остался сундук с книгами. «Желая приохотить» сына к чтению, Мария Алексеевна «обещала давать ему награду», когда он прилежно будет читать с нею в положенные часы. Маленькому Крылову понравился этот договор. Он охотно принимался за книги, усердно читал и каждый раз получал гривну1 или две меди. И когда маленький Крылов сделался владетелем капитала в несколько рублей, то он считал себя богачом.

Выдумка Марии Алексеевны оказалась успешной и обернулась благом. Однако, достигнув намеченной цели, Мария Алексеевна стала опасаться: вдруг любовь к деньгам повлияет на нравственность мальчика, сделает из него скопидома, лишит щедрости, сердечности, душевной доброты, превратит в скрягу? Мария Алексеевна поспешила исправить несовершенство своей педагогики: «Мать его, чтобы не приучить его к корыстолюбию, к желанию копить деньги или к другой крайности — тратить их на пустяки, придумала очень хорошее средство: она замечала ему, что у него изорваны перчатки, стар картуз, и советовала на свои деньги купить и то и другое.

Молодой Крылов радовался, что мог сам доставать себе необходимые вещи, выбирая хорошие светлые перчатки, щегольской картуз — и всё это очень берёг...» Так постепенно Крылов овладел русским языком, русской литературой, стал начитанным человеком в отечественной и отчасти иностранной словесности и вместе с тем охранялся от пороков и вырабатывал ценные качества — самостоятельность, житейскую основательность, практичность, позднее очень пригодившиеся ему. С детства он чувствовал ответственность за свои поступки.

Между тем Мария Алексеевна продолжала осуществлять свой план воспитания и образования: «Мать его хотела и с французским языком употребить то же средство, которое так хорошо удалось с русским. Она... заставляла сына читать на этом языке в положенные часы и давала награды».

Заботы и хлопоты Марии Алексеевны не пропали даром. «О матери своей, — вспоминала хорошо знавшая Крылова В. А. Оленина, — он никогда не мог хладнокровно говорить, любя её страстно и рассказывая о её необычайных способностях. Можно было заметить, что он видел в ней существо гениальное между женщинами».

Материнские заботы и упорное самовоспитание и самообразование в сочетании с огромными способностями принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: он знал французский язык и переводил с него, был знаком с сочинениями французских философов и писателей, прекрасно был осведомлён в русской и иностранной словесности вообще. Неудивительно, что привычка к настойчивому изучению разных областей знаний помогла Крылову в пожилом возрасте выучить греческий язык и настолько смело толковать Гомера, что познаниями Крылова был удивлён сам Н. Гнедич, знаменитый переводчик «Илиады».

В самостоятельную жизнь будущий баснописец вступал с широким кругом интересов, разносторонними знаниями, с удивительной для мальчика, выросшего в провинциальном городе, начитанностью в истории, философии и словесности.

Вопросы и задания

  1. Что вы знаете о детстве И. А. Крылова?
  2. Какие его басни вы выучили наизусть? Прочитайте их.
  3. Расскажите о том, как учился И. А. Крылов и какую роль сыграла мать в его образовании и воспитании. Как вы думаете, какие качества привила баснописцу мать и как они отразились на самообразовании Крылова?

1Гривна — десять копеек.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru