Учебник для 8 класса

ЛИТЕРАТУРА

       

Николай Васильевич Гоголь
(1809—1852)

Интерес к театру у Николая Васильевича Гоголя не был случайным. Его отец, Василий Афанасьевич, был страстным театралом, сам писал комедии на украинском языке, ставил их на домашней сцене и сам же исполнял в них главные роли. Приехав в Петербург, Гоголь в письмах просил мать присылать ему комедии отца: «Здесь так занимает всё малороссийское, что я постараюсь попробовать, нельзя ли одну из них поставить на здешний театр». Близко знаком был Гоголь и с украинским народным театром, так называемым «вертепом».

Актёрское дарование рано проявилось у будущего писателя. Ещё в ученические годы он участвовал в спектаклях, которые игрались в Нежинской гимназии; по рассказам, у него особенно хорошо получилась роль Простаковой из фонвизинского «Недоросля». Гоголь на всю жизнь сохранил почти физическое осязание особого запаха кулис и память о нервической суете перед первым выходом на сцену; он прочувствовал и оценил значение партнёрства па сцене, вкусил радость от общения со зрителями и испытал сладостно-томящее состояние от их аплодисментов, равно как глухую боль и разочарование, когда публика что-то не принимала.

В.А. Гоголь-Яновский, отец писателя

В.А. Гоголь-Яновский, отец писателя. Неизвестный художник.

Ещё не берясь за перо, он знал цену краткой и точной реплике и характерному монологу, где каждое слово сочно и выверенно — тогда в нём можно всякий раз находить всё новые и новые сценические оттенки и решения. Он оценил язык сцены — прямой, безо всяких посредников разговор с публикой. И понял: здесь ничего не объяснишь, если не донесёшь до зрителя себя, свою любовь к роли, своё понимание характера. Более чем через полвека после Гоголя гениальный режиссёр К.С. Станиславский скажет замечательную фразу, ставшую афоризмом: «Театр начинается с вешалки». Гоголь знал: театр начинается с афиши, с театральной тумбы, зовущей зрителя в театральную кассу, в зрительный зал. Театр продолжается, хотя он ещё не начался, удобным расположением в кресле, чтением программки, трепетным ожиданием, когда вот-вот распахнётся занавес, пьеса и актёры захватят тебя полностью, и ты уже не будешь принадлежать себе. Ты окажешься весь там — на сцене, в другом мире, с другими, ещё несколько минут назад совсем незнакомыми тебе людьми. Но это только тогда, когда авто]) пьесы, её актёры, режиссёр, оркестр, костюмеры и декораторы работают слаженно, создавая гармоничное целое. Гоголь рано понял: в театре нет мелочей. Всякое пренебрежение мелочью, деталью способно привести к провалу.

Н.В. Гоголь - гимназист

Н.В. Гоголь - гимназист. Неизвестный художник. 1820-е гг.

Может быть, именно это знание театра, законов драматургии привело многие его произведения («Вечера на хуторе близ Ди-каньки», повести «Нос», «Коляска», «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Вий», «Тарас Бульба», «Женитьба», «Ревизор», «Мёртвые души») не только к читателю, но и к зрителю — сначала в театр, на сцену, а с появлением кинематографа — на экран.

Вопросы и задания

  1. Расскажите о детстве Н.В. Гоголя. Используйте знания, полученные в 5—7 классах.
  2. Охарактеризуйте тематику произведений Н.В. Гоголя на основании прочитанных вами повестей.
  3. Какие события и факты из биографии Гоголя оказались впоследствии важными для его драматургической деятельности?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru