Учебник для 5 класса

МАТЕМАТИКА

       

41. Угол. Прямой и развёрнутый угол. Чертёжный треугольник

Углом называют фигуру, образованную двумя лучами, выходящими из одной точки (рис. 160). Лучи, образующие угол, называют сторонами угла, а точку, из которой они выходят, — вершиной угла.

Рис. 160

На рисунке 160 сторонами угла являются лучи ОА и ОВ, а его вершиной — точка О. Этот угол обозначают так: АОВ.

При записи угла в середине пишут букву, обозначающую его вершину. Угол можно обозначить и одной буквой — названием его вершины. Например, вместо «угол АОВ» пишут короче: «угол О». Вместо слова «угол» пишут знак ∠.

Например, ∠АОВ, ∠О.

На рисунке 161 точки С и D лежат внутри угла АОВ, точки X и Y лежат вне этого угла, а точки М и Н — на сторонах угла.

Рис. 161

Как и все геометрические фигуры, углы сравниваются с помощью наложения.

Если один угол можно наложить на другой так, что они совпадут, то эти углы равны.

Например, на рисунке 162 ∠ABC = ∠MNK.

Рис. 162

Из вершины угла СОК (рис. 163) проведён луч ОР. Он разбивает угол СОК на два угла — СОР и РОК. Каждый из этих углов меньше угла СОК.

Пишут: ∠COP < ∠COK и ∠POK < ∠COK.

Рис. 163

Два дополнительных друг другу луча образуют развёрнутый угол. Стороны этого угла вместе составляют прямую линию, на которой лежит вершина развёрнутого угла (рис. 164).

Рис. 164

Часовая и минутная стрелки часов образуют в 6 ч развёрнутый угол (рис. 165).

Рис. 165

Согнём два раза пополам лист бумаги, а потом развернём его (рис. 166). Линии сгиба образуют 4 равных угла. Каждый из этих углов равен половине развёрнутого угла. Такие углы называют прямыми.

Рис. 166

Прямым углом называют половину развёрнутого угла.

Для построения прямого угла пользуются чертёжным треугольником (рис. 167).

Рис. 167

Чтобы построить прямой угол, одной из сторон которого является луч ОА, надо:

  • а) расположить чертёжный треугольник так, чтобы вершина его прямого угла совпала с точкой О, а одна из сторон пошла по лучу ОА\
  • б) провести вдоль второй стороны треугольника луч ОВ.

В результате получим прямой угол АОВ.

Вопросы для самопроверки

  • Что такое угол?
  • Какой угол называют развёрнутым?
  • Какие углы называют равными?
  • Какой угол называют прямым?
  • Как строят прямой угол с помощью чертёжного треугольника?

Выполните упражнения

1613. Назовите углы, изображённые на рисунке 168. Запишите их значения.

Рис. 168

1614. Начертите четыре луча: ОА, ОВ, ОС и OD. Запишите названия шести углов, сторонами которых являются эти лучи. На сколько частей эти лучи делят плоскость?

1615. Укажите, какие точки на рисунке 169 лежат внутри угла КОМ. Какие точки лежат вне этого угла? Какие точки лежат на стороне ОК, а какие — на стороне ОМ?

Рис. 169

1616. Начертите угол MOD и проведите внутри него луч ОТ. Назовите и обозначьте углы, на которые этот луч делит угол MOD.

1617. Минутная стрелка за 10 мин повернулась на угол АОВ, за следующие 10 мин — на угол ВОС, а ещё за 15 мин — на угол COD. Сравните углы АОВ и ВОС, ВОС и COD, АОС и АОВ, АОС и COD (рис. 170).

Рис. 170

1618. Изобразите с помощью чертёжного треугольника 4 прямых угла в разных положениях.

1619. С помощью чертёжного треугольника найдите на рисунке 171 прямые углы. Запишите их обозначения.

Рис. 171

1620. Укажите прямые углы в классной комнате.

1621. Начертите прямоугольник со сторонами 6 см и 4 см и квадрат со стороной 7 см.

1622. С помощью чертёжного треугольника начертите две прямые, которые при пересечении образуют прямые углы. На сколько частей они делят плоскость? Сколько развёрнутых углов на чертеже?

1623. Начертите круг с центром О и радиусом 4,5 см. Разделите круг на четыре доли и закрасьте круга.

1624. Вычислите устно:

1625. Уменьшится или увеличится число, если его:

  • а) умножить на 2,5; 0,7; 0,01; 1,001;
  • б) разделить на 2,5; 0,7; 0,01; 1,001?

1626. Расскажите, как найти 7% числа а. Найдите:

  • а) 8% от 400;
  • б) 30% от 20;
  • в) 10% от 46;
  • г) 25% от 28;
  • д) 20% от 5.

1627. Найдите число, если 5% этого числа равны:

20; 40; 100; 0,1; 0,6; 1,5.

1628. Составьте задачу по числовому выражению:

  • а) 0,09 • 200;
  • б) 208 • 0,4;
  • в) 130 • 0,1 + 80 • 0,1.

1629. Сколько процентов от 400 составляет число 200; 100; 4; 40; 80; 400; 600?

1630. Найдите пропущенное число:

1631. Начертите квадрат, сторона которого равна длине 10 клеток тетради. Пусть этот квадрат изображает поле. Рожь занимает 12% поля, овёс — 8%, пшеница — 64%, а остальная часть поля занята гречихой. Покажите на рисунке часть поля, занятую каждой культурой. Сколько процентов поля занимает гречиха?

1632. За учебный год Петя израсходовал 40% купленных в начале года тетрадей, и у него осталось 30 тетрадей. Сколько тетрадей было куплено для Пети в начале учебного года?

1633. Бронза является сплавом олова и меди. Сколько процентов сплава составляет медь в куске бронзы, состоящем из 6 кг олова и 34 кг меди?

1634. Построенный в древности Александрийский маяк, который называли одним из семи чудес света, выше башен Московского Кремля в 1,7 раза, но ниже здания Московского университета на 119 м. Найдите высоту каждого из этих сооружений, если башни Московского Кремля на 49 м ниже Александрийского маяка.

1635. Найдите с помощью микрокалькулятора:

  • а) 4,5% от 168;
  • б) 147,6% от 2500;
  • в) 28,3% от 569,8;
  • г) 0,09% от 456 800.

1636. Решите задачу:

  1. Площадь огорода 6,4 а. В первый день вскопали 30% огорода, а во второй день — 35% огорода. Сколько аров осталось ещё вскопать?
  2. У Серёжи было 4,8 ч свободного времени. 35% этого времени он потратил на чтение книги, а 40% на просмотр передач по телевизору. Сколько времени у него ещё осталось?

1637. Выполните действия:

  1. ((23,79 : 7,8 - 6,8 : 17) • 3,04 - 2,04) • 0,85;
  2. (3,42 : 0,57 • 9,5 - 6,6) : ((4,8 - 1,6) • (3,1 + 0,05)).

1638. Начертите угол ВАС и отметьте по одной точке внутри угла, вне угла и на сторонах угла.

1639. Какие из отмеченных на рисунке 172 точек лежат внутри угла АМК?

Рис. 172

Какая точка лежит внутри угла АМВ, но вне угла АМК?

Какие точки лежат на сторонах угла АМК?

1640. Найдите с помощью чертёжного треугольника прямые углы на рисунке 173.

Рис. 173

1641. Постройте квадрат со стороной 43 мм. Вычислите его периметр и площадь.

1642. Найдите значение выражения:

  • а) 14,791 : а + 160,961 : b, если а = 100, b = 10;
  • б) 361,62с + 1848 : d, если с = 100, d =100.

1643. Рабочий должен был изготовить 450 деталей. В первый день он изготовил 60% деталей, а остальные — во второй. Сколько деталей изготовил рабочий во второй день?

1644. В библиотеке было 8000 книг. Через год число их увеличилось на 2000 книг. На сколько процентов увеличилось число книг в библиотеке?

1645. Грузовики в первый день проехали 24% намеченного пути, во второй день — 46% пути, а в третий — остальные 450 км. Сколько километров проехали эти грузовики?

1646. Найдите, сколько составляют:

  • а) 1% от тонны;
  • б) 1% от литра;
  • в) 5% от 7 т;
  • г) 6% от 80 км.

1647. Масса детёныша моржа в 9 раз меньше массы взрослого моржа. Какова масса взрослого моржа, если вместе с детёнышем их масса равна 0,9 т?

1648. Во время манёвров командир оставил 0,3 всех своих солдат охранять переправу, а остальных разделил на 2 отряда для обороны двух высот. В первом отряде было в 6 раз больше солдат, чем во втором. Сколько солдат было в первом отряде, если всего было 200 солдат?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru